Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
методическая разработка

Сорокина Ксения Михайловна

Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сорокина К.М.

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Для коррекции слухового восприятия:

приемы:

· воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех; в смежных помещениях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное);

· запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;

· пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются различными голосами: мужским, женским, детским);

· декламация стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;

· последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей;

· ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя детьми (трое детей становятся на расстоянии 3 – 4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок должен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос;

· вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрытыми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они нарисовали);

Игры:

1.«Что упало?» (звон упавшей монеты, жетона; стук башмака, линейки и прочих предметов, которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).

2. «У кого колокольчик».

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка прозвенел колокольчик.

3. «Найди игрушку».

Воспитатель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.

Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребенка, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т.п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от тихого к среднему, далее к громкому.

Для коррекции зрительного восприятия:

-зрительная гимнастика ( не менее 3 раз в день в течение 3-5 минут);

-упражнения со зрительными стимулами. (Например: на конце указки прикрепляется яркий предмет (лошадка, самолётики… и детям предлагается вместе с ним отправиться в путешествие; обращается внимание детей на то, чтобы соблюдалось правило: работают глаза, а голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотри вверх-вниз, влево-вправо, покружись.» Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей. Упражнение можно сопровождать стихотворным рядом);

— катание мяча по полу (взрослый и ребенок сидят лицом, друг к другу, ступни ребенка касаются расставленных коленей взрослого);

— игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);

— игры с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).

1. «Наложенные» изображения

Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/07/21/s_5b529890aeacf/930682_1.jpeg

2. «Стрелоплан». Стрелоплан позволяет ребёнку зрительно перемещаться по таблице, «встречая» зверюшек, делить прямоугольник по диагонали на заданное количество треугольников, менять направление, выбирая самую «короткую», «длинную» дорогу зайчика, черепахи…

Для коррекции тактильного восприятия;

1.«Тактильная книга». Особенность предлагаемого в данном материале варианта книги заключается в том, что ее страницы – ламинированные разноцветные листы, содержащие небольшие предметы, разные по фактуре и цвету. Необычность и привлекательность книги для ребенка в том, что имеется возможность фантазировать и дорисовывать на ее страницах предметы, создавая свой сюжет, позволяя ему выразить свое «я».

Варианты заданий, игр и упражнений с использованием тактильной книги.

Ребенку предлагается рассмотреть, потрогать пальчиками на страницах предметы, рассказать, на что они похожи.

Ребенок с закрытыми глазами, прикладывая пальчики к какому – нибудь предмету на странице книги, описывает свои ощущения и угадывает, что это такое.

Ребенок может дорисовать фломастером недостающие детали, создавая законченный сюжет.

Ребенку предлагается выбрать страницу того цвета, который, по его мнению, соответствует цвету страха, и нарисовать (дорисовать) его (страх), а потом описать словами.

Ребенку предлагается выбрать страницу книги того или иного цвета, который похож на его радость.

Примерные вопросы:

На что это похоже?

С чем ассоциируется эта поверхность?

Это твердое или мягкое;

Это короткое или длинное;

Эта ткань шершавая или гладкая;

Какого цвета радость (страх)?

Какой страх на ощупь (гладкий, колючий, шершавый)?

Какая радость на ощупь (мягкая, гладкая)?

Что можно дорисовать, чтобы подружиться со страхом?

Что можно дорисовать, чтобы радости было ещё больше?

2.Одним из направлений в работе по развитию тактильного восприятия - это работа с песком. Рисование песком - это один из самых необычных способов творческой деятельности, самый естественный и доступный для каждого ребенка. Мелкая моторика и тактильные ощущения развиваются с большим эффектом, когда ребенок рисует:

кулаком; ладонью; ребром руки; щепотью; пальцем;

одновременное использование нескольких пальцев;

симметрично двумя руками;

насыпание  из кулачка;

с помощью различных предметов (ребристого мячика)

-3.тактильные дощечки. 

Этапы и приемы работы с тактильными дощечками

Разложив дощечки в ряд, предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки.

Предложить ребенку с закрытыми глазами найти аналогичные на ощупь дощечки.

Предложить разложить самые приятные и неприятные на ощупь дощечки.

Предложить найти самую добрую, злую, грустную, веселую дощечки.

Предложить детям ряд вопросов:

«На что похожа эта дощечка?»

«Какая у неё поверхность (гладкая, шершавая, мягкая)?

«Что напоминает эта дощечка?»

Предложить ребенку найти дощечку, похожую на ежа, на дорожку и т.д.

Одним из интересных вариантов для детей – это сочинение истории Например: «Я иду по мягкой траве (выбор мягкой дощечки), вижу дом с шершавой стеной (выбор дощечек с «каменной», «наждачной» поверхностью. Вдруг пошел дождь (выбор с «восковой» поверхностью) и т.д.

Усложняя игру, можно предложить ребенку нарисовать то, с чем ассоциируется данная поверхность.

Работа с «Тактильными дощечками» позволяет развивать у детей тактильные восприятия: способствует определению свойств поверхностей материалов;

Развивается воображение, речь, творческие способностей.

- (обведение фигур, букв, цифр, штрихование, вымазывание пластилином плоских предметов.)

Сейчас, уже во 2 классе, задания усложняются. Появилась массажная дорожка, которую дети очень любят, наборы для завязывания шнурков, застегивания пуговиц, молний. Детям нравится игра «Тактильный мешочек». В него можно положить любые предметы (по форме, размеру, тактильным ощущениям). 

Для произвольного внимания:

1. -«Приглядывание».

Психолог предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать детали, однозначно указывающие на человека, например: очки или другие чисто индивидуальные признаки.

- «Прислушивание».

Группа рассаживается в полукруг. Психолог предлагает участникам не расслабляться и по его хлопку или указательному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание дается по 2 — 3 мин. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

2. «Будь внимательным».

Учитель (ребёнок) называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. (Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.)

3.Игра «Лото» 
Цель: развитие произвольного внимания. 
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов. 
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты. 

Для коррекции мнестической деятельности:

1. «Я положил в мешок …»

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2.Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

3.«Кот в мешке»

Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).

4.«ПО АЛФАВИТУ»

На столе лежит комплект карточек, на которых написаны все буквы алфавита. Играющие берут из стопки по одной карточке. По сигналу организатора игры все должны построиться по алфавиту.

Если игроков немного, можно взять не все буквы алфавита, а только часть.

- наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Для коррекции наглядно-образного мышления:

1.Различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем, чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек».

2. «Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

3. «Говори наоборот»

Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только

наоборот.

- ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

- БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

4. «Назови одним словом»

Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д.

-Для коррекции словесно-логического мышления:

1. «Составление рассказа по сюжетной картине».

Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

2. «Прослушай, прочти и перескажи».

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

3. «Пословицы и поговорки».

Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой — телегу».

4. «Продолжи ряд»

Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

- Слива, яблоко …

- Береза, сосна …

- Кукла, мишка …

- Илья, Маша …

Для коррекции наглядно-действенного  мышления:

-организация взрослым взаимодействий ребенка с предметным миром;

-предметное общение взрослого с ребенком, а особенно в условиях предметно дидактической игры;

-развитие восприятия и целостного образа предмета;

-обогащение и расширение опыта предметно- практической деятельности, предметно- орудийной деятельности, умении и навыками конструированию;

-формирование сенсорных эталонов;

- формирование особых практических действий направленных на преобразование  предметов с целью их более глубокого познания;

1. «Летает - не летает» 
Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого. 
Список названия предметов: орел, змея, диван, самолет, крокодил, ласточка, баран, муха, вертолет, чайка, дом, стол, собака, дерево, чайка, воробей, стрекоза, луна и др. 

2. « Разведчики». 
Оборудование: стулья. 
В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд. 
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и 
придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут». 
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Коррекционная направленность уроков математики с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье сообщается о коррекционной направленности уроков математики в начальной школе для детей с ослабленным зрением....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.  В современной России проблема сохранения...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...