Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
статья по логопедии на тему

Нелли Викторовна Рябцева

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_shkola_235_doklad.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы коррекционной работы
с детьми, имеющими нарушения
темпо – ритмической организации речи

на занятиях логопедической ритмики
в начальной школе

Слайд 1 «Титульный»

   Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 2 «Методики логопедических занятий с заикающимися младшего школьного возраста»

Основными известными методиками для преодоления заикания младшими школьниками являются: методика Нины Алексеевны Чевелёвой и методика Аллы Васильевны Ястребовой.

Мы применяем разнообразные приёмы для преодоления заикания, частично взятые из данных методик.

Слайд 3 «Методика Н.А.Чевелевой»

В методике, предложенной Н. А. Чевелёвой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка. 

Слайд 4 «Методика Н.А.Чевелевой»

На наших занятиях по ходу упражнений, например, «Отхлопай ритмический рисунок», «Выложи букву (или слово) из палочек», «Составь предложение из вырезанных слов и пропой его», «Расскажи, что ты сейчас делал?» реализуется данный принцип и осуществляется применение методики.

Слайд 5 «Методика А.В. Ястребовой»

В основе системы А.В. Ястребовой лежит идея о преодолении заикания путем работы над интонацией, над развитием умения вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию.

Слайд 6 «Методика А.В. Ястребовой»

Методика полностью реализуется в нашей работе с обучающимися, так как она предусмотрена для заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие, т. е., речь таких детей, помимо расстройства темпа, сопровождалась ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграмматизмов в устной и письменной речи.

Слайд 7 «Количество обучающихся школы»

Наша школа не большая, состоит из 6 классов: 1 первый класс, 2 вторых, 2 третьих и 1 четвертый. На данный момент в нашем ОУ 85% обучающихся имеют логопедические заключения: ОНР с I по III уровень, Дизартрия средней степени, 12% обучающихся с моторной алалией (16 обучающихся), 3% обучающихся с заиканием (4 обучающихся).

Слайд 8 «Логопедическая ритмика»

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.

Движение помогает осмыслить слова, слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу обучающихся, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, а также помогает адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Целью логопедической ритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии младшего школьника посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Слайд 9 – 11 «Задачи логоритмических занятий»

Основными задачами по нормализации темпо – ритмической организации речи являются:

  • Коррекционно – образовательные задачи.
  • Коррекционно – развивающие задачи.
  • Воспитательные задачи.

Слайд 12 «Методы и приемы обучения: наглядные методы»

На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Внимание на слайд.

Слайд 13 «Методы и приемы обучения: словесные методы»

Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи. Представлены на слайде.

Слайд 14 «Практические методы (игровой и соревновательный)».

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно – моторных ощущениях.

Разновидностями практических методов являются: игровой и соревновательный.

Слайд 15 «Специфические принципы»

Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем младших школьников с нарушениями темпо – ритмической организации речи.

Слайд 16 – 18 «Занятия по внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика»

К проведению логоритмического занятия, как и к любой другой урочной и внеурочной деятельности, предъявляются определенные требования:

  • занятия по логоритмике проводит учитель – логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю;
  • составляются с опорой на лексические темы;
  • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
  • желательно, чтобы каждое занятие представляло собой тематическую и игровую целостность;
  • в сюжете занятий используется художественно – литературные произведения.

Слайд 19 «Виды деятельности»

         На логоритмических занятиях применяются следующие виды деятельности:

  • упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;
  • артикуляционная гимнастика и вокально – артикуляционные упражнения;
  • упражнения на развитие мимических мышц;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движение рук;
  • музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;
  • чистоговорки и фонопедические упражнения;
  • упражнения на развитие словотворчества;
  • коммуникативные игры и танцы;
  • релаксация.

Рассмотрим каждый вид деятельности.

Слайд 20 «Упражнения на регуляцию мышечного тонуса» (2 фото)

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать и расслаблять мышцы). Такие упражнения предлагаются после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Слайд 21 «Упражнения на развитие общей моторики» (2 фото)

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям, преследуют цель: развитие мышечно – дыхательной и координационной сферы. 

Для решения поставленных целей используются общеразвивающие упражнения, которые можно проводить с предметами (флажками, скакалками, лентами и др.) и без них.

Многие дети с нарушениями темпо – ритмической стороны речи имеют недостаточное физическое развитие в целом и развитие двигательного аппарата. Общеразвивающие упражнения разучивают сначала без музыки, затем с музыкальным сопровождением.

Слайд 22 – 23 «Артикуляционная гимнастика и вокально – артикуляционные упражнения» (4 фото)

Артикуляционная гимнастика и вокально – артикуляционные упражнения направлены на укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Слайд 24 «Упражнения на развитие мимических мышц, коммуникативные игры и танцы» (1 фото)

Целью данных упражнений является: развитие эмоциональной сферы, ассоциативно – образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Слайд 25 «Дыхательная гимнастика» (2 фото)

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха.

          Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (особенно детей с заиканием) способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, а также упражнения на развитие фонационного дыхания, которые способствуют выработке сильного, продолжительного и постепенного выдоха.

Слайд 26 «Упражнения на развитие мелкой моторики» (2 фото)

Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся первоначально под речевое сопровождение, а позднее на музыкальном материале.

Слайд 27 – 28 «Музыкально – ритмические игры и игры с телесными инструментами» (2 фото)

Данные игры направленны на развитие чувства ритма, умения ориентироваться пространстве, развитие речи и внимания. Педагог декламирует речевой зачин, а затем исполняет ритмы с одновременным их слоговых проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах. Темп игры должен быть таким, чтобы обучающиеся могли следить за вами глазами.

Слайд 29 – 30 «Чистоговорки и фонопедические упражнения» (2 фото¸ видео)

Следующий вид деятельности это чистоговорки и фонопедические упражнения, целью которых является укрепление гортани, привитие навыков речевого дыхания, воспитание мягкой низкой голосоподачи, закрепление артикуляции гласных звуков, развитие артикуляционной и мимической моторики, практика фонетического восприятия.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент логоритмического занятия, на котором представлена «распевка» на гласных звуках и пропевание чистоговорки со звуком [з].

Слайд 31 «Упражнения на развитие словотворчества» (1 фото)

Упражнения на развитие словотворчества обогащают пассивный и активный словарный запаса обучающихся.

Слайд 32 «Релаксация» (1 фото)

Технология релаксации направлена на регуляцию мышечного тонуса и дыхания. Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение – расслабление», что формирует у младших школьников с заиканием навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение, а также корректируют отклонения в личностной и поведенческой сфере.

Слайд 33 «Визитная карточка ОУ»

Упражнения, которые мы используем на логоритмике, обогащают жизнь младших школьников, приносят им радость, создают хорошее настроение. А также дают корригирующий эффект. Используя их в урочной и внеурочной деятельности, мы добиваемся устойчивых результатов в развитии речи заикающихся.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...

Презентация."Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства".

Презентация."Практические методы и приемы работы с детими имеющими аутические расстройства"....

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....