Выступление по теме "Специфика работы с детьми, имеющими нарушение зрения и сочетанные патологии (ЗПР, УО, ТНР, ДЦП и другие)"
материал
Рассмотрена специфика работы с детьми, имеющими нарушение зрения и сочетанные патологии в образовательном учреждении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме
«Специфика работы с детьми, имеющими нарушения зрения и сочетанные патологии (ЗПР, УО, ТНР, ДЦП и другие)»
Материалы подготовила:
Позлевич Л.Н.
СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
При работе с детьми, имеющими нарушения зрения и другие сочетанные патологии необходимо:
1). Соблюдать офтальмогигиенические требования (т.к. дети имеют нарушения зрения):
- очковую коррекцию;
- рекомендации врача-офтальмолога;
- правильное рассаживание детей за партами;
- освещённость;
- тифлотребования к наглядности, используемым пособиям
- режим учебной нагрузки;
- режим дня;
и другие требования
2). Соблюдать требования, предъявляемые к работе с детьми,
- имеющими УО (умственную отсталость)
- ЗПР (задержку психического развития)
- ТНР
- ДЦП
- или другие особенности развития.
ЗПР – синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организама.
Задержка может иметь обратимый характер (иногда ребёнка можно дотянуть до уровня нормы).
Существует классификация детей с ЗПР, в соответствии с которой видно, что дети могут быть очень разными, имеющие данное заключение, соответственно и работа с ними отличается.
(Классификация Лебединской К.С. (принцип – этиологический) – 4 группы детей с ЗПР:
1.ЗПР конституционного происхождения
2. ЗПР соматогенного происхождения
3. ЗПР психогенного происхождения
4. ЗПР церебрально-органического генеза)
Общие черты, присущие детям с ЗПР:
- низкая работоспособность
- незрелость эмоционально-волевой сферы
-ограниченный запас общих сведений и представлений
- несформированность навыков интеллектуальной деятельности (умственной или познавательной)
- неполная сформированность игровой деятельности
- обеднённый словарный запас
- недостаточное развитие памяти, внимания, речи, других психических процессов
Общие основные принципы и правила учебно-коррекционной работы с детьми с ЗПР:
- в воспитательной работе часто требуется преодоление негативного отношения к учению
-создание доверительных отношений со взрослыми и сверстниками
- проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка
- поощрение интересов ребёнка, поддержание интересов
- Осуществление индивидуального подхода
- У таких детей быстрее наступает утомление, следовательно им больше чем другим детям необходимо чередование умственной и практической деятельности, дополнительное использование дидактического наглядного материала;
- При обучении для них требуется большая расчленённость и поэтапность предъявляемого учебного материала («раскладывание по полочкам»)
- Увеличение объёма тренировочных упражнений
- Часто им требуются подготовительные (пропедевтические) занятия иди упражнения, подготавливающие детей к освоению нового программного материала
-создание систематического повторения пройденного материала.
УО – выделяют 100 и более форм умственной отсталости (олигофреническая деменция, неолигофренические, синдром Дауна и др.)
Умственная отсталость – стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникающее на основе органического поражения ЦНС (центральной нервной системы). Это необратимое состояние недоразвития и искажённого развития психики.
(Термин «олигофрения» – с ведущими признаками недостаточности высших познавательных функций (в переводе с греческого «олиго» – мало, «френ» – ум).) Выделяют степени олигофрении по глубине дефекта:
1.Идиотия (самая тяжёлая форма)
2.Имбецильность
3. Дебильность (относительно лёгкая степень умственной отсталости –обучаемы, но по специальной программе для детей с УО)
Обучаемы в основном дети только с более лёгкой степенью УО (умственной отсталости), НО по специальной программе.
Общие методические рекомендации при работе с этой группой детей (УО):
Главное – осуществление индивидуального подхода
1. Общедидактические требования:
-Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
-Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
-На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
-Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
-На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
-На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
-Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
-На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
-Необходимо введение в обучение компьютеров.
-На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
-соответствие мебели возрасту детей;
-соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
-соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
-соблюдение санитарно-гигиенических требований.
-Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
2. Специальные требования:
- проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
- Упрощение структуры ЗУН (знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
опора на более развитые способности ребенка;
- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
ТНР – дети, имеющие различные тяжёлые нарушения речи (как устной так и письменной).
Существует много классификаций (клинико-педагогическая, психолого-педагогическая и др.)
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Обычно выделяются группы со следующими наущениями:
1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).
(- фонетико-фонематическое недоразвитие речи
- общее недоразвитие речи
- недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).
В д/с есть группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, проводятся занятия на логопункте. Существуют специализированные школы-интернаты для детей с очень тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Остальные идут в массовую школу, им ПМПК рекомендует для обучения Программу для детей с ТНР (5.1.)
Для детей с ТНР характерно (в зависимости от вида речевого нарушения):
- скудный словарный запас;
- позднее начало речевого развития
- аграмматизмы в речи (слова «не дружат» между собой в предложениях)
-дефекты произношения речи;
- несформированность фонематических процессов (фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический слух – не различает звуки)
- У данной категории детей возникают трудности, иногда большие, в овладении навыками чтения и письма.
- Часто дети с ТНР не только испытывают трудности в коммуникации (общении со сверстниками и взрослыми, но имеют психологические особенности (особенности памяти, эмоционально-волевой сферы, внимания, мышления и т.д.), плохо развитую мелкую моторику рук и общую моторику и другие особенности.
Общие методические рекомендации при работе с этой группой детей (ТНР):
Коррекционно- развивающая работа должна быть направлена на:
-развитие всех компонентов речи,
-познавательной и коммуникативной деятельности;
- проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка
- Осуществление индивидуального подхода
- Данной категории детей необходима логопедическая помощь, связанная с коррекцией речевого нарушения
- Использование педагогами специальных упражнений, методов, приёмов, в зависимости от речевого нарушения, позволяющих ребёнку усваивать программный материал по чтению, письму, русскому языку (Например, при обучению чтению возможно использовать приёмы логопедической методики: рисование «дорожек» при обучении чтению слогов – например, Букварь О. Жуковой и т.д. При разных видах нарушения письма (дизграфии)– в зависимости от вида существуют специальные упражнения.)
- Важно проведение пропедевтической работы в детском саду по предупреждению недостатков чтения и письма у школтников.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ДЦП –
ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое характеризуется разными двигательными нарушениями (параличи; некоординированные движения и т.д.)
Выделяются различные виды.
Для этой группы детей характерны не только двигательные нарушения, но и нарушения целого ряда нервно-психических функций:
- нарушения речи (часто, м.б. заикание и др.),
- нарушения коммуникативной деятельности
- нарушения эмоционально-волевой сферы
- возможны интеллектуальные нарушения.
И т.д.
Конечно, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо большое комплексное систематическое воздействие:
- различные виды лечения (медикаментозное, терапевтическое, ортопедическое, массаж, ЛФК, физиотерапевтичское)
- коррекционно-педагогическая работа
Часто эти дети находятся на надомном обучении.
Общие методические рекомендации при работе с этой группой детей (ДЦП):
- проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка
- Осуществление индивидуального подхода при обучении и воспитании.
-Конечно, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо большое комплексное систематическое воздействие:
- различные виды лечения (медикаментозное, терапевтическое, ортопедическое, массаж, ЛФК, физиотерапевтичское)
- коррекционно-педагогическая работа
Вывод.
Педагоги должны:
1).изучать заключения ПМПК по каждому воспитаннику или обучающемуся, с которым предстоит работать;
2). обучать ребёнка по программе, которую рекомендовало ПМПК;
3). выполнять рекомендации ПМПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков математики с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье сообщается о коррекционной направленности уроков математики в начальной школе для детей с ослабленным зрением....

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи
Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....

Экскурсия как форма внеурочной деятельности при работе с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.
Организация внеклассной деятельности для детей с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями представляет собой существенную составляющую образовательного и воспитательного процессов, а также од...
Памятка для педагогов "Проведение занятий с детьми, имеющими нарушение зрения"
В памятке даны рекомендации педагогам по проведению занятий с детьми, имеющими нарушение зрения....
