Выступление по теме "Специфика работы с детьми, имеющими нарушение зрения и сочетанные патологии (ЗПР, УО, ТНР, ДЦП и другие)"
материал

Рассмотрена специфика работы с детьми, имеющими нарушение зрения и сочетанные патологии в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  по теме

«Специфика работы с детьми, имеющими нарушения зрения и сочетанные патологии (ЗПР, УО, ТНР, ДЦП  и другие)»

 

Материалы подготовила:

Позлевич Л.Н.

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»

 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

При работе с детьми, имеющими нарушения зрения и другие сочетанные патологии необходимо:

1). Соблюдать офтальмогигиенические требования (т.к. дети имеют нарушения зрения):

- очковую коррекцию;

- рекомендации врача-офтальмолога;

- правильное рассаживание детей за партами;

- освещённость;

- тифлотребования к наглядности, используемым пособиям

- режим учебной нагрузки;

- режим дня;

и  другие требования

2). Соблюдать требования, предъявляемые  к работе с детьми, 

- имеющими УО (умственную отсталость)

- ЗПР (задержку психического развития)

- ТНР

- ДЦП

- или другие особенности развития.

ЗПР  – синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организама.

Задержка может иметь обратимый характер (иногда ребёнка можно дотянуть до уровня нормы).

Существует классификация детей с ЗПР, в соответствии с которой видно, что дети могут быть очень разными, имеющие данное заключение, соответственно и работа с ними отличается.

(Классификация Лебединской К.С. (принцип – этиологический) – 4 группы детей с ЗПР:

1.ЗПР конституционного происхождения

2. ЗПР соматогенного происхождения

3. ЗПР психогенного происхождения

4. ЗПР церебрально-органического генеза) 

Общие черты, присущие детям с ЗПР:

- низкая работоспособность

- незрелость эмоционально-волевой сферы

-ограниченный запас общих сведений и представлений

- несформированность навыков интеллектуальной деятельности (умственной или познавательной)

- неполная сформированность игровой деятельности

- обеднённый словарный запас

- недостаточное развитие памяти, внимания, речи, других психических процессов

Общие основные принципы и правила учебно-коррекционной работы с детьми с ЗПР:

- в воспитательной работе часто требуется преодоление негативного отношения к учению

-создание доверительных отношений со взрослыми и сверстниками

- проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка

- поощрение интересов ребёнка, поддержание интересов

- Осуществление индивидуального подхода

- У таких детей быстрее наступает утомление, следовательно им больше чем другим детям необходимо чередование умственной и практической деятельности, дополнительное использование дидактического наглядного материала;

- При обучении для них  требуется большая расчленённость и поэтапность предъявляемого учебного материала («раскладывание по полочкам»)

- Увеличение объёма тренировочных упражнений

- Часто им требуются подготовительные (пропедевтические) занятия иди упражнения, подготавливающие детей к освоению нового программного материала

-создание систематического повторения пройденного материала.

УО – выделяют 100 и более форм умственной отсталости (олигофреническая деменция, неолигофренические, синдром Дауна и др.)

Умственная отсталость – стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникающее на основе органического поражения ЦНС (центральной нервной системы). Это необратимое состояние недоразвития и искажённого развития психики.

(Термин «олигофрения» – с ведущими признаками недостаточности высших познавательных функций (в переводе с греческого «олиго» – мало, «френ» – ум).) Выделяют степени олигофрении по глубине дефекта:

1.Идиотия (самая тяжёлая форма)

2.Имбецильность

3. Дебильность (относительно лёгкая степень умственной отсталости –обучаемы, но по специальной программе для детей с УО)

Обучаемы в основном дети только с более лёгкой степенью УО (умственной отсталости), НО  по специальной программе.

Общие методические рекомендации при работе с этой группой детей (УО):

Главное – осуществление индивидуального подхода

1. Общедидактические требования:

-Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

-Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

-На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

-Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

-На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

-На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

-Урок должен быть оснащен:

техническими средствами обучения;

дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

-На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

-Необходимо введение в обучение компьютеров.

-На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

-соответствие мебели возрасту детей;

-соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

-соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований.

-Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

2. Специальные требования:

- проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка

- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

- Упрощение структуры ЗУН (знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

опора на более развитые способности ребенка;

- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

- выбор цели и средств ее достижения;

- регулирование действий учеников;

- побуждение учащихся к деятельности на уроке;

- развитие интереса к уроку;

- чередование труда и отдыха.

ТНР – дети, имеющие различные тяжёлые нарушения речи (как устной так и письменной).

Существует много классификаций (клинико-педагогическая, психолого-педагогическая и др.)

Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Обычно выделяются группы со следующими наущениями:

1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);

2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).

(- фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- общее недоразвитие речи

- недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).

В д/с есть группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, проводятся занятия на логопункте. Существуют специализированные школы-интернаты для детей с очень тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Остальные идут в массовую школу, им ПМПК рекомендует для обучения Программу  для детей с ТНР (5.1.)

Для детей с ТНР характерно (в зависимости от вида речевого нарушения):

- скудный словарный запас;

-  позднее начало речевого развития

- аграмматизмы в речи (слова «не дружат» между собой в предложениях)

-дефекты произношения речи;

- несформированность фонематических процессов (фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический слух – не различает звуки)

- У данной категории детей  возникают трудности, иногда большие,  в овладении навыками чтения и письма.

- Часто дети с ТНР не только испытывают трудности в коммуникации (общении со сверстниками и взрослыми, но  имеют психологические особенности (особенности памяти, эмоционально-волевой сферы, внимания, мышления и т.д.), плохо развитую мелкую моторику рук и общую моторику и другие особенности.

Общие методические рекомендации при работе с этой группой детей (ТНР):

         Коррекционно- развивающая работа должна быть направлена на:

 -развитие всех компонентов речи,

 -познавательной и коммуникативной деятельности;

- проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка

- Осуществление индивидуального подхода

- Данной категории детей необходима логопедическая помощь, связанная с коррекцией речевого нарушения

- Использование педагогами специальных упражнений, методов, приёмов, в зависимости от речевого нарушения, позволяющих ребёнку усваивать программный материал по чтению, письму, русскому языку (Например, при обучению  чтению возможно использовать приёмы логопедической методики: рисование «дорожек» при обучении чтению слогов – например, Букварь О. Жуковой и т.д. При разных видах нарушения письма (дизграфии)– в зависимости от вида существуют специальные упражнения.)

- Важно проведение  пропедевтической работы в детском саду по предупреждению недостатков чтения и письма у школтников.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ДЦП  –

ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое характеризуется разными двигательными нарушениями  (параличи; некоординированные движения и т.д.)

Выделяются различные виды.

Для этой группы детей характерны не только двигательные нарушения, но и нарушения целого ряда нервно-психических функций:

- нарушения речи (часто, м.б. заикание и др.),

- нарушения коммуникативной деятельности

- нарушения эмоционально-волевой сферы

- возможны интеллектуальные нарушения.

И т.д.

Конечно, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо большое  комплексное систематическое воздействие:

- различные виды лечения (медикаментозное, терапевтическое, ортопедическое, массаж, ЛФК, физиотерапевтичское)

- коррекционно-педагогическая работа

Часто эти дети находятся на надомном обучении.

Общие методические рекомендации при работе с этой группой детей (ДЦП):

         - проявление со стороны взрослых особого педагогического такта, уважения к личности и правам ребёнка

- Осуществление индивидуального подхода при обучении и воспитании.

-Конечно, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо большое  комплексное систематическое воздействие:

- различные виды лечения (медикаментозное, терапевтическое, ортопедическое, массаж, ЛФК, физиотерапевтичское)

- коррекционно-педагогическая работа

Вывод.

Педагоги должны:

 1).изучать заключения ПМПК по каждому воспитаннику или обучающемуся, с которым предстоит работать;

2). обучать ребёнка  по программе, которую  рекомендовало ПМПК;

3). выполнять рекомендации ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков математики с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье сообщается о коррекционной направленности уроков математики в начальной школе для детей с ослабленным зрением....

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....

Экскурсия как форма внеурочной деятельности при работе с детьми с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.

Организация внеклассной деятельности для детей с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями представляет собой существенную составляющую образовательного и воспитательного процессов, а также од...

Памятка для педагогов "Проведение занятий с детьми, имеющими нарушение зрения"

В памятке даны рекомендации педагогам по проведению занятий с детьми, имеющими нарушение зрения....