ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья

В данной работе автор рассматривает проблему использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_1_zaharova_v.s.statya.docx19.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация: В данной работе автор рассматривает проблему использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения .

Ключевые слова: развития слухового восприятия, речевые нарушения.

В современном обществе, музыкальные средства помогают решать задачи как нравственного–эстетического воспитания, так и коррекционно-развивающего. Во всех типах образовательных учреждений, как в учебное, так и во внеучебное время существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на использовании разнообразных музыкальных средств.

Благодаря особенностям музыкальных средств мы можем более близко подойти к вопросу развития слухового внимания ребенка с речевыми расстройствами. Почти у всех детей с расстройствами речи отмечается нарушения фонематического восприятия. На слуховое восприятие фонем влияет нарушение функции рече-двигательного и речеслухового .анализаторов.  Если у ребенка плохо развит слуховой анализатор, слуховое восприятие – это негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде всего это способствует тяжелым нарушениям речи.

Проблема обучения и воспитания детей с нарушениями речевого аппарата изучалась отечественными учеными Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковой, Т.Д. Барменковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, О.Н. Усановой, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотековой и другими. Они считают, что у детей с нарушениями речевой деятельности недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость. Поэтому особенности слухового восприятия и, слухового внимания, в частности обучающихся с речевыми расстройствами непосредственно связаны с нарушением и  с психофизиологическими особенностями данной категории детей

 Особую актуальность приобретает использование музыкальных средств в работе с детьми с речевыми нарушениями, поскольку детские впечатления сильны и глубоки, а подобные занятия помогают вызвать живую эмоциональную реакцию, способствуют более легкому осмыслению окружающей действительности.

Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной так и в письменной речи. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. [1] Категория младших школьников с речевыми расстройствами представляет собой довольно разнообразную группу детей, у которых констатируют нарушения речи от незначительных до грубых. При этом необходимо учитывать, что речевые нарушения у детей младшего школьного возраста могут наблюдаться при различных поражениях ЦНС и отклонениях в строении и функциях артикуляционного аппарата. Как правило, при значительных нарушениях у детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной активности.

Нормальное речевое развитие ребенка возможно только при сохранности всех компонентов речи, включая хорошо развитый речевой слух. Понятие речевой слух включает в себя и слуховое внимание, и фонематический слух, и фонематическое восприятие [2]. Например Левина Р. Е  считала, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания и слухового внимания, в частности.

Важно отметить, что для развития слухового восприятия детей необходимо овладение ими различных средств музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм  так как музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи.

Можно выделить следующую классификацию используемых музыкальных средств:

1.«Музыкальные картинки» — в таком сеансе восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течение 10—15 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Для проведения таких сеансов могут использоваться классические инструментальные музыкальные произведения, но только те, которые не применяются в учебно-воспитательном процессе на музыкальных занятиях. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» и др.

2.«Живая музыка» — такая модель музыкотерапии предполагает свободное владение психолога музыкальным инструментом. В этом варианте психолог помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении (от легкого покачивания рук, тела, дирижирования до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдельных случаях даже внезапного плача)

3. Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни, выработку психологической устойчивости, расслабления и успокоения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка посредством активной вокальной деятельности.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, с умственной отсталостью может использоваться интегративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). При этом психолог предлагает ребенку как бы «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на солнечную лужайку, мысленно вместе с психологом собрать большой букет полевых цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, расслабиться лежа на зеленой мягкой траве.

Работу по развитию слухового внимания необходимо строить на основе следующих  принципов:

1.Включение музыкальных средств в каждый этап работы над развитием слухового внимания.

2.Использование музыкальных средств по развитию слухового внимания наряду с традиционными методами, принятыми в психолого-педагогической практике.

3.Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному».

4.Использование разнообразных методов и приемов (словесная инструкция, пояснение с конкретным озвучиванием).

Таким образом, нормальное речевое развитие ребенка возможно только при сохранности всех компонентов речи, включая хорошо развитый речевой слух. Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием младшего школьника. Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Следовательно, включение музыкальных средств во внеурочные занятия и учет психолого-педагогических особенностей каждого ребенка  действительно эффективны и развивают слуховое внимание младших школьников с речевыми расстройствами.

ЛИТЕРАТУРА

1.Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педа- гогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд., пере- раб. и доп. Москва : ВЛАДОС, 2009. 703 с. : ил. (Коррекционная педагогика).

2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.- метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Нетрадиционные логопедические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями

Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её п...

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"

В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....

Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями

В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями...