Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
учебно-методический материал по логопедии на тему

Евай Ирина Васильевна

 

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx88.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов  в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

По статистическим данным в настоящее время большое количество детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, нарушения в развитии, характеризующиеся замедленным темпом формирования речевых функций и личности ребёнка. Увеличивается количество детей с задержкой психического и речевого развития, что тянет за собой пониженную успеваемость. Если не оказывать ученику дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации. В связи с этим в общеобразовательных школах учителя-логопеды ведут свою диагностико-коррекционную работу, с помощью которой выявляются и корректируются дефекты развития детей, предпринимаются различные  дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников. В связи с этим возникаем необходимость  широкого применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с учащимися с особыми потребностями. Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

  • Мудры

Один из распространенных способов оздоровления в Индии — мудры. Это специально разработанные положения тела, которые, согласно Аюрведе, помогают восстановить циркуляцию энергии в организме. Для того,  чтобы практиковать их, требуются специальные условия. Но часть мудр, а именно хасты (определенные комбинации пальцев), вы можете научить детей выполнять не только на своих занятиях, но  и во время прогулки,  в метро, и сидя перед телевизором.

Хаста «Лестница небесного храма».

Разместить кончики пальцев левой руки между кончиками пальцев правой руки (пальцы правой руки внизу). Очень легко зажать кончики пальцев между собой. Мизинцы обеих рук свободно выпрямить и направить  кверху. «Лестница небесного храма» помогает уравновесить психику, улучшить настроение, избавиться от депрессии.

Хаста знания

Указательный палец соединить  с подушечкой большого пальца. Остальные три пальца прямые, но не следует их напрягать. Хаста благотворно влияет на работу мозга, улучшает память и способствует развитию концентрации, снимает эмоциональное напряжение, устраняет тревогу, страх, беспокойство, позволяет быстро выйти из депрессии.

Хаста жизни

Особенно полезна для детей, поскольку неимоверно возросшие зрительные нагрузки на их глаза приводят к раннему развитию детской близорукости. Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединить вместе, указательный и средний палец выпрямить  без напряжения.

Польза: помимо положительного влияния на зрение хаста жизни способствует приливу сил при утомляемости, достаточно быстро восстанавливает организма после стресса, повышает работоспособность и улучшает общее самочувствие.

Хаста «Око мудрости»

Безымянный палец руки прижать первой фалангой большого пальца этой же руки. Остальные пальцы свободно расставлены. Польза: хаста активизирует умственную деятельность.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
  2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно вертеть в руках,  щелкать по ним пальцами,  «стрелять»,  направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
  3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами,  удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
  4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
  5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
  • Пескотерапия
  1. При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
  2. Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
  3. Упражнение "Необыкновенные следы"
    "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 
    "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
    "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 
    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
  4. Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри — 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты мне стать умненьким  помог!

  1. «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
  2. «Дорожки из песка». Покажите ребёнку.как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
  3. Игра «Назови звук». Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
  4. Игра «Найди друга». Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. 
    -Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). 
    - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы. 
    Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)
  5. Упражнение «Песочный дождик».  Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
  6. Игра «Кто это был?». Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
  7. Игра «Какой звук лишний?» 
    - А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) 
    - А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок: 
    р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф) 
    д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м) 
    ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) 
    з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
  • Компьютерные программы для обучения детей с особыми потребностями , имеющими речевые нарушения.

Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.  Существует компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей  младшего школьного возраста. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя: компьютерную программу "Игры для Тигры", методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие). Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы "Игры для Тигры" способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

  • Сказкотерапия оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе детьми с особыми потребностями.

Использование сказкотерапии дает наиболее эффективный результат в логопедической работе. Тогда будут соблюдена психическая защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со взрослым. Отличие этой методики состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, это может быть занятие-спектакль, где дети - участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем - они ученики. Такое построение занятий позволяло мне добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.

Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствовало спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

  • Для пробуждения у детей с особыми потребностями интереса к произношению новых звуков, а так же коррекция психофизических функций рекомендуется проводить различные психогимнастики, которые включают в себя релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, психогимнаста "Прогулка в лес" (звук л) начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом). Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационное упражнение помогает снять повышенное мышечное напряжение у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Другой вариант психогимнастики. Его можно использовать при работе над звуком, например:  «У нас в гостях гномы Гена и Гога (звуки г, г.). Дети,  вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.)» Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Следующие варианты психогимнастики: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

1.Движения, пересекающие среднюю линию тела

 Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

  1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

  1. Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

  1. Упражнение «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу;  вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;  разводя в разные стороны.

  1. Упражнение «Алфавит восьмерками».

Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:

симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф.

асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э.

асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т.

  1. Упражнение «Слон».

Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

  1. Упражнение «Вращение шеи».

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

  1. Упражнение «Рокер» расслабляет бока после длительного сидения.

Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.

2.Упражнения, растягивающие мышцы тела,

помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении

  1. Упражнение «Сова».

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

  1. Упражнение «Активизация руки».

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.

  1. Упражнение «Сгибание стопы ног».

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

  1. Упражнение «Помпа икр ног».

Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

  1. Упражнение «Гравитационное скольжение».

Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

  1. Упражнение «Заземлитель».

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

3.Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела

  1. Упражнение «Кнопки мозга», выполняется перед чтением.

 Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

  1. Упражнение «Кнопки Земли».

 Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

  1. Упражнение «Кнопки баланса».

 Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.

  1. Упражнение «Кнопки космоса».

 Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.

  1. Упражнение «Энергетическая зевота».

 Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.

  1. Упражнение «Крюки». Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.

 Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу.

 Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.

Вышеописанные 22 упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей.

 Представляем систему использования упражнений для развития следующих навыков:

  • понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения:«Ленивые восьмёрки»; «Алфавит восьмёрками»; «Сгибание стопы ног»; «Помпа икр ног»; «Гравитационное скольжение»; «Заземлитель»; «Кнопки компаса»);
  • письмо, правописание (упражнения:«Ленивые восьмёрки»; «Двойной рисунок»; «Алфавит восьмёрками»; «Вращение шеи»; «Сова»; «Активизация руки»; «Помпа икр ног»; «Гравитационное скольжение»);
  • математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами (упражнения:«Двойной рисунок»; «Слон»; «Вращение шеи»; «Сова»; «Помпа икр ног»; «Гравитационное скольжение»; «Кнопки мозга»);
  • навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения:«Перекрёстные шаги и прыжки»; «Слон»; «Вращение шеи»; «Сова»; «Активизация руки»; «Кнопки земли»; «Кнопки баланса»);
  • творческое мышление, т.е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт (упражнения:«Перекрёстные шаги и прыжки»; «Двойной рисунок»; «Рокер»; «Энергизатор»; «Активизация руки»; «Кнопки мозга»; «Кнопки Земли»);
  • выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент (упражнения:«Двойной рисунок»; «Перекрёстные шаги и прыжки»; «Брюшное дыхание»; «Сгибание стопы ног»; «Кнопки баланса»; «Кнопки космоса»);
  • быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать (упражнения:«Перекрёстные шаги и прыжки»; «Ленивые восьмёрки»; «Алфавит восьмёрками»; «Сова»; «Активизация руки»; «Сгибание стопы ног»; «Помпа икр ног»; «Гравитационное скольжение»; «Заземлитель»; «Кнопки космоса»);
  • навыки самосознания. Образ «Я». Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях (упражнения: «Вращение шеи»; «Перекрёстный шаг сидя»; «Кнопки мозга»; «Кнопки баланса»; «Энергетическая зевота»);
  • координация целостного движения тела для спорта и игры, связь мозга и тела в принятии решений относительно движения (упражнения:«Перекрёстные шаги и прыжки»; «Рокер»; «Брюшное дыхание»; «Энергизатор»; «Кнопки баланса»; «Кнопки космоса»; «Крюки»).
  • Музыкотерапия.

Использование элементов музыкотерапии способствует повышает положительный эмоциональный фон, стимулирует двигательные функции, развивает  дыхательный и артикуляционный аппарат. Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Главными выразительными средствами музыки являются звуки. Наиболее важным для детей с особыми потребностями является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей  и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма в ускоряющем и замедляющем темпе,  пение широко используется не только на групповых занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств, но и при индивидуальных занятиях в школе и дома. Можно использовать следующие  приемы музыкотерапии: прослушивание музыкальных произведений, ритмические движения под музыку, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса, пропевание  чистоговорок под  музыкальное сопровождение.

  • Хромотерапия.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета. Помогает нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Воздействие света на организм ребенка: синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие;

красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов; зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения; желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния. Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных логопедических занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (например, на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

  • Су – джок терапия.

Данный уникальный метод помогает нормализовать мышечный тонус, стимулирует речевые области в коре головного мозга. Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования учёных показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пальчиковая игра «Черепаха»

 (у детей в руках су-джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают су-джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой».Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)

Никого я не боюсь»

(дети катают су-джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают су-джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают су-джок между ладонями)

  • Пескотерапия.

Пескотерапия помогает  развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую  моторику, снятию мышечной напряженности, развивать активность, расшить жизненный опыта, стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, находить способы решения проблемных ситуаций, формировать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности и т.д.

В качестве песочницы рекомендуется использовать большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70-8см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Материалом, традиционно предпочтительным , является дерево. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать.

                                                             Подготовила: Евай Ирина Васильевна,

учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Нетрадиционные логопедические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями

Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её п...

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с особыми потребностями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной работе автор рассматривает проблему использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ....

Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями

В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями...