Направления работы по овладению первоклассниками основными синтаксическими категориями и формами
консультация по логопедии (1 класс) на тему

Основные направления работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_i_pervoklassniki.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Сафоновский детский дом-школа»

 

«НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ  ПО  ОВЛАДЕНИЮ   ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

ОСНОВНЫМИ СИНТАКСИЧЕСКИМИ

КАТЕГОРИЯМИ  И  ФОРМАМИ»

                                                                              Учитель – логопед

                                                                                 Глуховская Л.Т.

             

   

   Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения письма и чтения.

    В школах-интернатах, детских домах этот показатель, как правило, довольно низкий, т.к. большинство вновь поступивших воспитанников-первоклассников не владеют звуковой культурой речи: плохая дикция, неправильное или «смазанное» звукопроизношение. Они не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.

   Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма и весьма существенна.

   Следует помнить, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. Ребёнок учится говорить, подражая речи взрослых. Наши дети говорят так, как говорят самые близкие окружающие его люди; в нашем случае так, как говорит их воспитатель. И если ребёнок, кроме «залазь», «положь», «не трожь», «ложи», ничего больше не слышит, то что мы от  него хотим?

    По тому, как и что говорит ребёнок, можно узнать практически всё о его семье, где он воспитывается; т.к. речь – это зеркало человеческих отношений.

    Я не буду сегодня останавливаться на том, ЧТО говорят наши первоклассники; гораздо больше меня волнует вопрос:  КАК они говорят.

     Речевое обследование показывает, что у многих из них не сформировано умение отчленять одну мысль от другой, делить речевой поток на предложения, использовать простые распространённые (особенно за счёт определений) предложения.

    Для устной речи характерно полное отсутствие неоределённо-личных и безличных предложений, а также причастных и деепричастных оборотов.

    Они медленнее осваивают употребление сложных предложений, чем их сверстники из обычной массовой школы. Вообще, период самого интенсивного употребления сложных предложений разных типов – седьмой год жизни. У нас, как правило, за редким исключением, практически не употребляют их даже ученики 2 – 3-х классов.

     Какие же направления работы можно рекомендовать для овладения первоклассниками основными синтаксическими категориями и формами?

     Для справки:  СИНТАКСИС – система языковых средств, относящихся к соединению слов и строению предложений. Может быть «синтаксис словосочетаний, предложений, текста, разговорной речи».

      1 направление.  Работа по исправлению синтаксических ошибок в речи детей.

      Обычно воспитатели не уделяют этому должного внимания, а подчас даже не слышат, а значит и не исправляют высказывания ребят, т.к. ориентируются прежде всего на смысл, а не на речевое оформление высказываний.

       Важно не только исправить ошибку в речи ребёнка, но и обратить на неё его внимание, а также специально упражнять в употреблении тех конструкций, в которых допускаются ошибки, Особое внимание следует обратить на использование союзов и союзных слов, на употребление сложноподчинённых предложений с придаточными места, цели, причины.

      2 направление. Работа по освоению обучающимися сложноподчинённых  предложений.

  Ею надо заниматься в любых видах деятельности. Особая роль должна отводится заданиям и ситуациям, которые наиболее благоприятны для появления в речи детей сложных предложений с придаточными различных видов. Решить эту задачу можно, предлагая ребятам оформить одну и ту же мысль разными языковыми средствами.

    Например, дидактическое упражнение «Скажи по-другому».

- В лесу мы видели белку, прыгающую с ветки на ветку.

- В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку.

- В лес мы видели белку, которая прыгала с ветки на ветку.

     Дидактическая игра «Телефон», в которой совершенствуется умение первоклассников составлять сложноподчинённые предложения.  В ходе игры дети что-то говорят, о чём-то спрашивают, а потом о сказанном составляют предложения: - Петя сказал, что сегодня плохая погода. – Ира попросила, чтобы я помог ей решить задачу. – Толя ответил, что у него нет такой книги.

 Дидактическая игра  «Светофор»: «На светофоре загорелся красный свет, поэтому транспорт остановился.» - «Когда на светофоре загорелся красный свет, машины остановились.»  -  «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет.»

Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти речевые конструкции. Затем воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зелёный свет. – О чём и как вы скажете теперь? (Дети высказываются, строя сложные предложения по усвоенным моделям).  

  Дидактическое упражнение «Скажи правильно», по ходу которого

дети учатся на слух определять правильно составленные предложения и заодно упражняются в употреблении сложноподчинённых предложений. Например: «Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи».

   Очень полезны задания типа «Дополни (закончи) предложение», цель которых – упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины или цели. Например: «Мы поливаем цветы, чтобы … (они не завяли). На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что … (наступила поздняя осень). Дети вышли гулять в тёплой одежде, потому что … . И т.п. Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение.

    Полезно поупражнять детей в построении развёрнутых ответов на вопросы, используя глаголы в сослагательном наклонении: «Если бы ты был волшебником … .»

     

     3 направление.  Разработка и приобретение специальных дидактических средств обучения в форме настольно-печатных игр для занятий с детьми в часы досуга. В таких играх должна быть предусмотрена возможность объяснять, доказывать, делать выводы; при этом необходим подбор заданий для детей разного возраста и уровня развития. Дети будут учиться самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

      Это тем более важно, т.к. причин задержки речевого развития может быть много, и самая распространённая из них – отставание ребёнка от сверстников по общему уровню умственного развития. Часто плохая речь служит первым признаком такого отставания. В этом случае необходимо прежде всего формировать у ребёнка мышление и восприятие – без этого полноценное овладение речью невозможно.

    Речь, мышление и правая рука – это как альпинисты в одной связке. Если буксует одно звено, другие звенья тоже начинают давать сбой. И наоборот, начни тренировать одно – и другие звенья тоже будут подтягиваться. Тренируйте пальцы и мышление, а исправится при этом речь.

   4 направление.  Индивидуальная работа с каждым воспитанником. Только при внимательном отношении воспитателя к речи первоклассников у них можно выработать языковое чутьё к синтаксическому строю русского литературного языка. Для этого нужно выслушивать ребят, проявлять искреннюю заинтересованность к их высказываниям, добросовестно и с пониманием отвечать на их вопросы.

     Больше читайте с детьми – это богатейшая возможность для  их развития. Хорошо бы приобрести любимые сказки и рассказы, записанные на аудиокассете, и давать слушать перед сном. Речевые конструкции лучше всего усваиваются с устной речи. Если взять за правило такие прослушивания, то очень быстро ребёнок научится говорить красиво и правильно.  

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Основные направления работы учителя математики с обучающимися, слабоуспевающими по предмету и испытывающими трудности в его изучении

Последние несколько лет учителя математики  очень часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности или даже полного отсутствия у обучающихся вычислительной культур...

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

Работа с семьёй как основное направление профилактической работы.

Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений....

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...