Главные вкладки

    СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    статья по теме

    Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon svistunova_t.g._kasli_statya.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

     С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Свистунова Татьяна Георгиевна, г. Касли

    Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

    Осознавая значимость данного направления, мы поставили следующие задачи:

    1. создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
    2. организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
    3. способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

    Предполагаемый результат:

      -   раскрытие творческого потенциала личности;

      - развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

            Работая в данном направлении, учителя нашей начальной школы руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:

    1. Устав школы
    2. Программа развития школы «Становление личности воспитанника через единство обучения и воспитания в условиях интегративной школы» (раздел «Работа с одаренными детьми»)
    3. Образовательные программы «Школа 2100», «Гармония», «Школа России»
    4. Программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»
    5. Программы деятельности классных коллективов
    6. Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме
    7. Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.

            Уже на этапе предшкольной подготовки в Школе будущего первоклассника и в Группе кратковременного пребывания детей мы начинаем работу по выявлению  их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.

    Работа с одаренными детьми на уроках включает:

    1. Дифференцированный и индивидуальный подход
    2. Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
    3. Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
    4. Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

                         самостоятельных работ по разным предметам

    1. Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

    Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

    1. Реализация Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»
    1. Внеклассная работа по предмету
    2. Подвижные выставки творческих работ учащихся
    3. Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
    1. Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Инфознайка»)
    2.  Активное и результативное участие в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»
    3. Участие младших школьников в работе НОУ
    4. Проектная деятельность учащихся 3-4 классов (несколько туров):

    - классный тур (подготовка и защита индивидуальных и групповых  проектов на уровне класса);

    - школьный тур (участие в конкурсе творческих проектов в рамках школы I ступени);  

    - общешкольный тур (участие в малой научной конференции школы «Наши первые шаги в научном мире» - защита лучших проектов);

    - районный тур (участие в районном конкурсе проектов для учащихся 3-4 классов);

    - дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

    Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

    1. Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:

    - Дом детского творчества (комплексная программа «Древо ремесел», успешно реализуемые программы по изобразительной деятельности, вышиванию, бумажной пластике, вязанию, бисероплетению, легоконструированию);

    - Кинотеатр «Россия» (кинолектории и активное участие в тематических выставках творческих работ учащихся города);

    - Детская и Центральная библиотеки (циклы бесед, предложение разнообразных мероприятий и конкурсов);

    - Каслинский музей художественного литья и дом-музей В.Чиркина (посещение экспозиций, экскурсии, участие в предлагаемых конкурсах);

    - Дворец культуры имени И.Захарова (танцевальное, вокальное развитие, участие в различных конкурсах, концертах, фестивалях);

    - Детская школа искусств (музыкальное, художественно-эстетическое образование, участие в концертах и выставках);

    - ДЮСШ (физкультурно-спортивное развитие, участие в соревнованиях и турнирах различного уровня).

    1. расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

    Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

    Работа с родителями в данном направлении включает:

    - проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

    -  консультации для родителей и индивидуальные встречи;

    - открытые уроки и внеклассные мероприятия;

    - привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

    - проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

    - творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.

    Работу педагогов с одаренными детьми составляют:

    - отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;

    - диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;

    - систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);

    - создание банка данных «Одаренные дети»;

    - организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;

    - проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;

    - содействие созданию портфолио учащегося;

    - проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;

    - проведение школьного смотра методического мастерства учителей «Таланты может воспитать учитель, если сам талантлив», обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;

    - дессиминация опыта работы в данном направлении (участие в семинарах, презентациях, конференциях, публикации в методических сборниках разного уровня).

            По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.

            Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом,  можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

             Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

    Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

    Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

    В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Основные направления работы с одаренными учащимися   первой ступени  МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....

    Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

    Статья о методах работы с одарёнными детьми в урочной  и внеклассной работе....

    Направления рабюты с одаренными детьми в начальной школе.

    Одаренность- системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

    Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"

    Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...