ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по теме

Сергеева Наталья Валерьевна

 

Основные направления работы с одаренными учащимися   первой ступени  МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  учитель МОУ гимназии№9

Г.Комсомольска-на-Амуре

Сергеева Наталья Валерьевна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


         

         Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.  

         По мнению главы Минобразования Андрея Фурсенко, важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развития

способностей каждого ребенка - это введение новых государственных образовательных стандартов.

         Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесс

необходимо направить на создание условий для развития личности каждого

ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения -

личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Понимая необходимость выполнения данного направления, педагоги гимназии на педагогическом совете поставили перед собой следующие задачи:

  1. создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;
  2. организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
  3. способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

Педагоги кафедры   I ступени стремились к достижению следующих целей:

  -   раскрытие творческого потенциала личности;

  - развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

        Работая в данном направлении, учителя начальной школы гимназии руководствуются следующими программно-методическим обеспечением:

  1. Устав школы;
  2. Программа «Одаренные дети»;
  3. УМК «Школа 2100» (проблемно-диалогическое обучение прогнозирует  создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности), УМК «РС Л.В.Занкова» (развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);
  4. Программа воспитательной работы  для младших школьников «Амурчата»;
  5. Программы деятельности классных коллективов;
  6. Отбор, регулярное  пополнение, изучение методической литературы по данной теме;
  7. Медиаресурсы , возможности Интернета.

        В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника  мы начинаем работу по выявлению способностей будущих первоклассников и определяем их интеллектуальный  уровень. Педагогом-психологом и учителями курсов проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа будет продолжаться в течение обучения ребенка в начальной школе.

        Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  1. Использование современных образовательных технологий и методов:

       -технологии развивающего и проблемного обучения,

       -технология критического мышления,

       - информационно-коммуникативные технологии,

       - здоровьесберегающие технологии,

  1. -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

        - деятельностный метод,

        - проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  1. Работа на уроке «консультантов» (мотивированные  учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
  2. Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

           самостоятельных работ по разным предметам;

  1. Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  1. Реализация Программы воспитательной работы для младших школьников «Амурчата»;
  2. Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, краеведению, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);
  3. Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, Домах творчества, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);
  4. Участие в школьных и городских, краевых  предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку, Марафон учеников – занковцев, конкурсы: «Я - комсомольчанин», «Украсим елку в зоосаде «Питон» своими руками», «Движение БЕЗопасности» (организаторы ГИБДД Хабаровского края и компания «Альянс»), «Птицы над Амуром» (ЭБЦ), «Благославляю вас, леса!» (ЭБЦ) и др.);
  5. Активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах,  («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кенгуру – выпускникам», «Совенок», «Английский бульдог»), в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте  для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»;
  6. Активное участие младших школьников в работе научного общества младших школьников «Почемучки»;
  7. Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции «Первые шаги в науку»;
  8. Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;
  9. Городские, краевые спортивные соревнования, марафоны, конкурсы
  10. ( по Дартсу, футболу, гимнастике, легкой атлетике, шахматам «Белая ладья», лыжам «Лыжня России», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.п.)
  11. дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

  1. Использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:
  2. Расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что   развитию одаренности мотивированных  учащихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  1. Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);
  2. Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации

           по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями;

  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия (для родителей, МО гимназии, городских творческих групп, курсов повышения квалификации педагогических кадров, методических недель и т.д.);
  2. Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».

      Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

       Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио  передается в  среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.

        Мы поощряем  детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио.

        В каждом классе начальной школы (начиная с 1 класса) в сентябре и в мае мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Более   половины учащихся (50-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 36% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От  6% до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 7% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом,  можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся  развивать и поддерживать  познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

         Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Эссе  «Одаренный ребёнок. Какой он?»

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. 

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.  Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.  Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации  помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.  Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.  Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.  Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.  Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь вселить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Статья о методах работы с одарёнными детьми в урочной  и внеклассной работе....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Выявление и работа и  с одаренными детьми в условиях современных образовательных преобразований в России. Виды развивающих мероприятий одаренных детей....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

              Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать...