Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
статья на тему

Кумалагова Анжела Александровна

 Выявление и работа и  с одаренными детьми в условиях современных образовательных преобразований в России. Виды развивающих мероприятий одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

На современном этапе развития образования России очень важно выявлять, поддерживать и развивать одарённых детей. Раскрытие, а в дальнейшем и  реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Талантливые   дети – это будущее любого государства, позволяющие  ему развиваться более плодотворно, и значительно продуктивнее решать экономические и социальные вопросы. Именно поэтому работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

      Организация системной работы в выявлении одарённых детей – одна из основных задач современных образовательных учреждений  в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому раскрытие талантов у детей необходимо проводить уже на начальных этапах обучения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения в социуме.

У одарённых детей ярко проявляется потребность в  поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них  жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Для выявления одаренности детей, преподаватель должен провести диагностику.  Наблюдение за ребятами проводится во время урочной, а также внеурочной деятельности. Что позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

Одна из главных задача преподавателя построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение таким образом, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

При обучении и воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность».

Учитывая особенности одаренных детей,  важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения,  ставить   школьников перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

         Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний.

Уроки окружающего мира  и занятия кружков «Эрудит», «Юный эколог» помогают максимально реализовать  разно-уровневое обучение,  индивидуальный подход, применяя разные виды работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Огромное внимание на занятиях  уделяется  обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, самовыражению, самоанализу.

Повысит уровень преподавания  использование  на уроках в начальной школе следующих приемов  работы:

1) Прием «Вопрос-ответ» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

2) Прием « Удивительное рядом» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель показывает что-то обыденное с новой, неизведанной стороны.

3)Прием «Диалог с текстом» применяется для проведения индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работая с текстом,  выполняет задание.

4)Прием «Возможно или не возможно», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Правда или ложь», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.

Использование  дидактических игр дает возможность совершенствовать  у ребят естественных процессов, как внимание, мышление, память, смекалка, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки заинтересованности к предмету и улучшения индивидуальных особенностей  учащихся используются   занимательные квесты, логические задачи по математике, окружающему миру, творческие задания по русскому языку и  литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, «мозговые штурмы»,и т.д. Во время участия каждый может проявить свои индивидуальные способности.    Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать в начальной школе.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     является проектирование. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном моменте несёт в себе черты универсальности. 
         Очень важным в организации современного учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование ИКТ на всех этапах обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать  у обучающихся   стремление  к самосовершенствованию, развитию творческих способностей, навыков проектно – исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы работа с одарёнными детьми  развивала чувство самостоятельности, желание  идти по непроторенному пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Основные направления работы с одаренными учащимися   первой ступени  МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Статья о методах работы с одарёнными детьми в урочной  и внеклассной работе....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

              Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать...