Методическая разработка: «Ребенок не пишет, не читает. Почему?". Рекомендации для родителей и педагогов
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Сидоркина Ксения Валерьевна

 В презентации содержатся важные данные о предпосылках становления письменной речи, о том, как помочь ребенку овладеть письменной речью, если возникли трудности. Презентация носит просветительский характер и предназначена для родителей и педагогов, разработана логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predposylki_pismennoy_rechi.ppsx1009.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ребенок не пишет, не читает. Почему?» ГБОУ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга Разработчик: Сидоркина Ксения Валерьевна,учитель-логопед I кв.к. Санкт-Петербург, 2017

Слайд 2

Письменная речь одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя и сложная по отношению к устной речи

Слайд 3

Письменная речь

Слайд 4

Психофизиологическая основа процессов чтения и письма Речеслуховой анализатор Зрительный (оптический)анализатор Речедвигательный анализатор

Слайд 5

Предпосылки становления письменной речи

Слайд 6

Фонематическое восприятие Способность различать как далекие, так и близкие по звучанию и произношению звуки родного языка

Слайд 7

Примеры заданий повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости ( та-да-та , шу-жу-шу и т.д.); повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости ( па-пя , по-пё и т.д.); называние предметов, включающих близкие по звучанию и произнесению звуки ( кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Ребенку необходимо определить, чем различаются слова; игра «Хлопни, если услышишь звук [с / р / ш ] и т.д.»

Слайд 8

Фонематический анализ умение разложить слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру.

Слайд 9

Примеры игр определение первого, последнего звука в словах (дача-Д, А и т.д.); - определие последовательности звуков в словах ( дом-д-о-м ); -определение количества звуков с ловах (кот-3, каша-4 и т.д.)

Слайд 10

Зрительный анализ и синтез Способность анализировать изображение: выделять его части, а так же собирать изображение из частей, т.е. синтезировать

Слайд 11

Примеры игр нахождение различий в паре картинок; нахождение одинаковых предметов в усложненных условиях; узнавание зашумленных (зачеркнутых или наложенных друг на друга изображений); узнавание предмета по его частям; Складывание разрезных картин

Слайд 12

Пространственная ориентировка Способность ориентироваться в двухмерном (на плоскости) и трехмерном (по отношению к себе и другим) пространстве.

Слайд 13

Примеры игр ориентировка в схеме собственного тела, определение левой правой стороны, верха и низа. ориентировка и обозначение пространственных отношений окружающего мира (Кто справа? Кто слева? Что сверху? Кто впереди? Что сзади?) ориентировка на листе бумаги ( центр листа, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.)

Слайд 14

Зрительная память все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который сохраняется у нас в памяти, когда нет чего-то, что воздействовало бы на органы чувств, на наши глаза.

Слайд 15

Примеры игр запоминание количества и последовательности картинок. Игры «Что изменилось? Чего не стало?» (не более 7 картинок); складывание фигур из счетных палочек по памяти

Слайд 16

Таким образом, процессы чтения и письма – сложные, взаимосвязанные психофизиологические акты и недоразвитие либо нарушение хотя бы одного из анализаторов или психических процессов, участвующих в этом акте приводит к трудностям их формирования, или вариантам дефектного развития.

Слайд 17

Список литературы: Лалаева Р. И. Нарушение письма у детей с ОНР. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208 с. Яковлев С. Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи. // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л., 1987. – С.66-74. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с. статья ав . Лурия А. Р. «Очерки психофизиологии письма» – М.: Просвещение статья. ав . Чиркина Г. В. « Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы» статья ав . Корнев А. Н. «Узловые вопросы дислексии » статья ав . Алтухова Т. А. «Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения» статья ав . Российская Е. Н. « Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией » Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия . Дисграфия . – М.: Владос , 2003 – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)

Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)          Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым...

Рекомендации заботливым родителям и педагогам

Консультация для заботливых родителей и педагогов...

Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)          Ребята 4б класса  через временн...

Методическая разработка родительского собрания во 2 классе "Что нужно знать родителям о школьной отметке"

Данная методическая разработка помогает классному руководителю 2 класса сформировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Помогает родителям правильно реагировать на положи...

Ребенок плохо пишет и читает -консультация для родителей

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по по...

Рекомендации для родителей и педагогов по организации музыкального воспитания детей с ОВЗ.

Рекомендации  для родителей и педагогов по организации музыкального воспитанания детей с ОВЗ....