Главные вкладки

    Методическая разработка (4 класс) по теме:
    Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

    Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)

              Ребята 4б класса  через временной портал переместились  из 2013 в 1983 год в пионерский лагерь в детство своих родителей. Их встретили пионерские вожатые. Они рассказали о том, кто такие пионеры,  и под звуки горна, барабана, пионерского гимна,  посвятили детей в пионеры. По доброй пионерской традиции дети разбились на отряды, выучили название и девиз  и стали  играть в Зарницу.  Соревнуясь, ребята   помогали друг другу:  учились ставить и разбирать палатки, накладывали шину пострадавшим при разминировании минного поля, слушали и пели пионерские песни, вместе с вожатыми  варили гречневую кашу с тушёнкой, готовили и разжигали пионерский костёр.  Даже обед был таким, какой он был тогда  - в 1983 году в пионерском лагере. У нас было полное погружение в прошлое!  Всё  по-настоящему. Здесь не было родителей, а помогали во всём юным пионерам  пионервожатые.                                                                                                  

    Кульминацией стала заключительная линейка и  трогательные слова, которые говорили родители - вожатые:                                                                    ***Ребята! Мы хотели показать вам, как проходило наше детство. 

         *** В нашем детстве не было айфонов,  сотовых телефонов, и с друзьями мы общались не в он-лайне, а во дворе.                                                                       

      ***Мы звали друзей гулять не по телефону, а кричали: « Выходи!»  

          *** Мы играли не в сетевые игры, а в лапту, прятки, ножечки.            

               ***Мы катались на великах, пускали кораблики по весенним ручьям и играли в казаки-разбойники.                                                                                            

      ***В нашем детстве на горках было много народу, все мокрые, в снегу и счастливые.    

      ***Мы принадлежим к тому поколению, которое вручную поля в тетрадях чертило.                                                                                                                                *** В детстве мы ели сирень с пятью лепестками.   

       ***У нас были варежки на резинке.     

    **Мы строили шалаши в комнатах из стульев и одеял.        

         ***У нас было счастливое детство! И этим счастьем мы хотим поделиться с вами.

         До сих пор в глазах стоит картина происходящего: 20 пионервожатых, напротив 22 юных пионера, полная тишина на лесной поляне. Дети с огромным вниманием, уважением слушают своих родителей.  В глазах у тех и других мелькают слезинки,  и даже не верится, что пора возвращаться             в 21 век в современную Россию. Конечно же, у наших детей много своих положительных, интересных моментов в жизни. Но говорят, что тот, кто не знает и не помнит своего прошлого, не знает истории своей Родины, у того нет будущего. У наших детей есть будущее! И мы, взрослые, будем стараться, чтобы оно было достойным!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Игра - путешествие в прошлое.27.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Совместная семейно-школьная система комплексного духовно-нравственного воспитания  детей младшего школьного возраста

                Данные методические рекомендации представляют собой практические советы для тех педагогов, кто хотел бы работать или уже работает с родителями своего класса по системе «Семья – Школа». Они предназначены для педагогов начального звена, опираются на личный многолетний опыт автора и лишний раз подтверждают тот факт, что школа и семья – два равноправных партнёра в современных условиях воспитания и обучения детей.         

    Концепция

     Основной принцип системы – использование серии познавательно-развлекательных мероприятий, проведённых и подготовленных совместно с родителями.

    Это позволяет достичь:

    • активизации творческих процессов у родителей и детей;
    • установления партнёрских отношений между педагогом и родителями, которые способствуют правильному развитию процессов обучения и воспитания;
    • формирования у детей чувства коллективизма и групповой идентичности. При этом к расширенной группе детей принадлежат не только учащиеся, но родители и педагог;
    • вовлечения детей с низкой психологической мотивацией, в процессе игры,  в общение со сверстниками и взрослыми людьми;
    • привитие культурных ценностей, традиционных для Российского социума.

      В своей работе на протяжении многих лет я использую следующие формы проведения внеклассных мероприятий:

    - Массовые сценарно-игровые мероприятия с распределением заранее подготовленных ролей между детьми, родителями и педагогом.

    - Совместные мероприятия экскурсионно-походного характера с включением в них неожиданных для детей элементов игры, интриги, сюрпризов.

    - Познавательно-развлекательные поездки, имеющие значения для приобретения знаний и навыков по предметам обучения (например, окружающему миру и краеведению).

    - Творческие вечера для родителей при планировании и подготовке конкретных мероприятий.                                                                                                Воспитательная работа в нашем классе предполагает участие родителей во всех коллективных творческих делах. Поэтому необходимо наладить контакт с родителями, сделать их союзниками в деле духовного развития детей. В семьях  нашего класса складываются благоприятные условия для обучения и воспитания детей, родители активно участвуют в жизни класса и школы и готовы принимать посильное участие в учебно-воспитательном процессе. Мероприятия, проводимые совместно с родителями данного класса, проходят в указанной системе -  примерно 1 раз в четверть.                                                            В качестве примера представляю разработку одного из таких  мероприятий  с участием родителей, которая, по моему мнению, может достаточно полно проиллюстрировать предлагаемый к рассмотрению метод.

                   Данное внеклассное мероприятие – достаточно показательный пример описываемой системы взаимодействия школы и семьи. Сценарий позволяет задействовать всех детей класса.

     

     

     

    Игра «Путешествие в  страну Пионерию» («Путешествие в детство родителей»)

    Цель: знакомство учеников с историей, традициями  пионерского движения в России, как частью истории страны на примере пионерского детства родителей учащихся. 

    Задачисодействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности; познакомить обучающихся с пионерскими традициями; способствовать развитию творческих способностей обучающихся; разучить пионерские песни, игры. 

    Оборудованиефонограммы пионерских песен, атрибуты пионерской организации: знамя, горн, галстуки, пилотки, значки; палатки, спальники, портал из шатра, мешки, ленточки, носилки, бинты, шины, шары, спички, котелки, продукты, таблички: 1983, 2013; спортивный инвентарь.

     Форма проведения: игра - путешествие 

                   Перед тем как отправиться в путешествие, в классе  мы провели большую подготовку. Мы посетили музей нашей гимназии, где ребята узнали об атрибутах, символах, традициях  пионерской организации. В Музее гимназии собрано много материала об истории пионерской организации, о пионерах-героях. Детям было очень интересно слушать рассказы из прошлого нашей страны. Мы провели классный час; на уроках музыки слушали  пионерские песни, а после уроков смотрели и обсуждали  детский фильм о пионерах, о взаимовыручке, дружбе, сплочённости, готовности в любую минуту прийти на помощь. Эта тема ребят заинтересовала. Параллельно с этим, дома дети узнавали об октябрятском, пионерском, комсомольском прошлом своих родных и рассказывали интересные истории. Отправляясь в путешествие, дети уже имели представление о тех детских организациях, которые существовали ранее в нашей стране.  Отправились мы в поездку на автобусе, а родители тем временем готовились встречать нас на лесной поляне.

    Ход мероприятия:

    Учитель:  Ребята, в каком веке мы живём?  Сегодня у нас есть уникальная возможность переместиться из 21 века в 20 век в 1983 год, в ДЕТСТВО ВАШИХ РОДИТЕЛЕЙ! Только с закрытыми глазами, крепко держа друг друга за руки, мы можем сделать это перемещение! Если кто-то отпустит руку или откроет глаза, у нас ничего не получится. (Через временной портал, сооружённый из шатра,  дети условно перемещаются в другое время)

    Учитель: Ну что, ребята, посмотрите, где же мы оказались? Также поют птицы, шелестит листва на деревьях, шумит вода в реке! Наверное, у нас ничего не получилось?! Но что  это за звуки? Звуки горна! Куда же мы попали? Посмотрите, там вдали,  ходят люди в красных галстуках и пилотках, они что-то делают, а теперь все построились! Это горн собирает их! Давайте узнаем,  кто это и что же там происходит?

     Дети с учителем отправляются на поляну, где их встречает отряд пионерских вожатых.

    Председатель Дружины (учитель надевает пилотку, повязывает галстук): Отряд учеников! Стройся!  Вы находитесь в пионерском лагере «Орлёнок».

    Командир отряда вожатых: Отряд вожатых,  (все вместе: Дружные ребята!)  на месте стой! Раз, два! Наш девиз: «Мы первые во всём, мы первые всегда, зовут нас пионеры! Гип, гип, ура! Ура!» На торжественную линейку, посвящённую Дню пионерии построен. Командир отряда Алексей. Рапорт сдан.                                                                                                                        Председатель Дружины: Рапорт принят.

    Командир отряда вожатых: Разрешите торжественную линейку считать открытой!                                                                                                              Председатель Дружины: Разрешаю. Дорогие ребята, в этом году вы – выпускники начальной школы. Вместе мы с вами уже четвёртый год! За это время мы учились слушать и слышать друг друга, помогать, сотрудничать, учились дружить, быть внимательными, отзывчивыми людьми. Многие из вас нашли друзей в классе, кто-то сберёг, сохранил свою дружбу ещё с детского сада. За эти годы вы повзрослели, поумнели, многому научились и сами теперь можете научить других. Вы приобрели богатый опыт. Конечно, достижение всех вершин в жизни ещё впереди, но на сегодняшний день можно сказать, что вы можете попробовать стать пионерами – ПЕРВЫМИ в учёбе, в дружбе, в сотрудничестве. А поможет провести посвящение в пионеры отряд вожатых.

    Командир отряда вожатых: Для принятия клятвы пионеров в одну шеренгу становись! Равнение на Знамя!

    Звучит пионерский гимн, произносится клятва юного пионера, вожатые повязывают детям галстуки, прикрепляют пионерские значки.

     

    Командир отряда вожатых: Товарищ Председатель Совета Дружины! Разрешите пионерскую игру «Зарница» начать!

    Председатель Дружины: Разрешаю!

    ЗАРНИЦА

         Дети достают повязки из мешка разного цвета,  конверты с названием отряда и речёвки, делятся на две команды и выбирают командира отряда. После построения, приветствия отрядов, начинается игра. После прохождения очередного испытания, командиры отрядов рапортуют командиру вожатых. В каждом детском пионерском отряде есть вожатые, которые помогают проходить испытания, обучают тому, что дети пока ещё не умеют делать!

    1. Бег в мешках. (Дети в большом мешке должны перевести свой отряд по 2-3 человека с одного этапа на другой) Рапорт.

    2. Прыжок в длину. ( Прыжками  по цепочке дети перемещаются на следующий этап) Рапорт.

    3. Лыжи. ( Ребята проходят мини-дистанцию на детских мини-лыжах) Рапорт.

    4. Палатки. (Разбивают с вожатыми палаточный лагерь) Рапорт.

    5. Спальники. (Расстилают в палатке спальник, готовятся условно ко сну) Рапорт.

    6. Лента препятствий. (Проходят через препятствия за руки: главное условие – не потерять ни одного пионера) Раппорт.

    7. Минное поле.  ( В земле закопаны условные мины – шары.  Важно найти мины, аккуратно раскопать и достать шарик с водой) Рапорт.

    8. Медпункт. ( Пострадавших при разминировании укладывают на носилки, пионеры накладывают шину, учатся делать перевязку) При этом все проходят обучение, благодаря докторам в медпункте. Рапорт.

    9. Верёвочки.  (Каждый отряд в лесу собирает верёвочки определённого цвета, привязанные к веточкам, стволам деревьев. Чей отряд наберёт больше за 3 мин – победитель) Рапорт.

    10. Полевая кухня. (Дети с вожатыми разжигают костёр, учатся варить гречневую кашу) Рапорт.

    11. Интеллектуальная игра. (Вожатые задают вопросы о пионерской организации) Рапорт.                                                                                                Командир отряда вожатых: Отряд «Дружные ребята»! Стройся! Наш девиз: «Мы первые во всём, мы первые всегда, зовут нас пионеры! Гип, гип, ура! Ура!» Для подведения итогов, в штаб шагом марш!

    Вожатые совещаются в штабе.

    Командир отряда вожатых:  Пионерские отряды, на торжественную линейку  для подведения итогов игры «Зарница», стройся!

    Фоном играет музыка. Отряды юных пионеров и пионерских вожатых стоят напротив друг друга. Родители – вожатые по одному начинают говорить.

    • Ребята! Мы хотели показать вам, как проходило наше детство.
    • В моем детстве не было айфонов, телефонов и с друзьями я общалась не в он-лайне, а во дворе.
    • Мы звали друзей гулять не по телефону, а кричали: Выходи!
    • Мы играли не в сетевые игры, а в лапту, прятки, ножечки.
    • Мы катались на великах, пускали кораблики по весенним ручьям и играли в казаки-разбойники.
    • В моем детстве на горках было много народу, все мокрые, в снегу и счастливые.
    • Я принадлежу к тому поколению, которое вручную поля в тетрадях чертило.
    • В детстве мы ели сирень с пятью лепестками.
    • У нас были варежки на резинке.
    • Мы строили шалаши в комнатах из стульев и одеял.

    Все вместе: У нас было счастливое детство! И этим счастьем мы хотели поделиться с вами.

     Командир отряда вожатых:  Юные пионеры! На память о сегодняшнем дне мы дарим вам пионерские значки. Сегодня победила дружба! Это здорово, классно, замечательно! Ведь вы помогали не только в отрядах друг другу, но и оказывали помощь ребятам из другого отряда! А дружба, взаимопомощь, неравнодушие, отзывчивость – этого главные черты юного пионера! А теперь пришло время попробовать то, что вы приготовили! Пионерские отряды для принятия пищи стройся!

    Все вместе и дети, и родители кушали за столом то, что приготовили сами. Меню соответствовало тому, что кушали дети в пионерском лагере в 1983 году! Потом все дружно отправились на пионерский костёр и пели песни юных пионеров.

    Анализ проведённого мероприятия

                     Подготовленное и проведённое мероприятие, посвящённое «Путешествию в Пионерию», оставило много положительных эмоций у детей, родителей. Родители окунулись в детство, дети очень гордились, радовались, восхищались, когда в пионерском вожатом узнавали маму или папу. На мероприятии присутствовало 11 семейных пар. Во время подготовки и проведения мероприятия, ребята учились искусству общения со сверстниками и взрослыми,  проявляли инициативу и творчество. Каждый ученик мог реализовать себя, добиться успеха,  получить положительные эмоции. Данное мероприятие развивает коммуникативные способности учащихся, воспитывает внимательного слушателя, чувство ответственности и сотрудничества при работе в команде. Проведенная игра способствовала установлению взаимоотношений сотрудничества между детьми и взрослыми, формированию высоких нравственных принципов.

             У меня, как учителя, была возможность  понаблюдать за умением детей общаться в команде, похвалить и оценить их успехи, выявить творческий потенциал учащихся.

            Готовя мероприятие, мы  постарались сделать так, чтобы каждый ребёнок принял участие в игре и приобрёл положительный опыт в общении в команде и со взрослыми людьми. Дети вместе с родителями разжигали костёр, варили кашу, пели пионерские песни, учились ставить и собирать палатки, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь – всё было по-настоящему, даже в медпункте у нас были настоящие врачи, которые сначала учили оказывать первую помощь, а затем применять все полученные знания на практике. Здесь не было родителей, а были пионерские вожатые, которые в любую минуту могли помочь, научить. В игре царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, радости, доброжелательности, ожидания чуда, что очень важно для детей начальной школы.

            Вечером у костра, обсуждая наше очередное путешествие, мы все вместе планировали следующее мероприятие.

            Наблюдение за активностью родителей (в этой игре разрабатывали и принимали участие 11 семейных пар) помогает мне, как педагогу, скорректировать собственные подходы к обучению и воспитанию детей и планированию внеклассных мероприятий.

              Подготовка каждого отдельного мероприятия осуществляется исходя из того, что они являются элементами системы, сущность которой описана в первой части работы. Выбор той или иной формы конкретного мероприятия, исходит из преследуемых целей и задач, имеющихся ресурсов, а также особенностей  конкретного детского коллектива.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    выпускной вечер в 11 классе " Путешествие из детства в юность"

    В сценарии предусмотрены поздравления и вручение номинаций каждому учителю...

    Классный час в 1 классе "Путешествие в Страну здоровья»

    Классный час учит  детей бережно относиться к своему здоровью....

    Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 марта «Путешествие в детство»

    Праздничная программа , посвящённая Международному женскому Дню 8 марта, на которой родители отправляются в увлекательное путешествие в детство,используются интересные конкурсы и концертные номера....

    Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе "Путешествие в страну Цифиркино". 1-2 класс

    Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Цифиркино" повышает интерес к предмету математика.Способствует сплочению детского коллектива через участие в коллективно творческом де...

    Интегрированный урок математики и технологии в 1 классе «Путешествие в страну «Геометрия» (Программа «Школа России»).

    На уроке  учащиеся закрепляли геометрический материал и знакомились с новой геометрической фигурой. В конце урока составили цветы из геометрических фигур....

    Урок знаний в 1 классе "Путешествие в страну знаний".

    От первой встречи учителя начальных классов с первоклассниками зависит очень многое, взаимоотношения между ребятами,учителем и учениками- это старт для дальнейшей жизни классного коллектива.Поэтому пе...