Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.
презентация к уроку по логопедии (3 класс) на тему

Пашкова Анна Михайловна

Презентация "Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kor._rabota_na_leksiko_grammaticheskom_urovne.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Слайд 2

Родственные слова «Чудо – дерево» Цель: развитие и закрепление умения выделять родственные слова

Слайд 3

Назови родственные слова

Слайд 4

Родственные слова Для развития и закрепления умения выделять однокоренные слова использую следующие упражнения и игры: «Вставить в овал слово-отгадку» Детям предлагаю прочитать получившиеся слова, задаю вопрос «Как можно назвать такие слова?» Весной одевается, осенью раздевается. ( )-ник ( )-ок ( )-ной (лесник, лесок, лесной, лесочек, лесничий). ( )-очек ( )-ничий «За кем последнее слово?» Игра учит образовывать слово от данного корня и находить корень в родственных словах. Принцип игры таков: один из участников называет слово. Второй называет слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово с данным корнем. При этом играть можно командами. «Образуй новые слова» Здесь от детей требуется определить, какой корень пропущен в словах и выписать слова в два столбика, выделяя корни.

Слайд 5

Однокоренные слова Водитель - вода рисунок - рис

Слайд 6

Суффиксы имен существительных 1. Игра «Назови ласково» - Кукла маленькая, ее можно назвать куколка. Все предметы у куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. 2. Игра « Что для чего?» - На столе — хлеб, сахар, конфеты и т. д. - Где хранятся эти предметы? (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице и т.д.) 3. Игра « Кто у кого?» - показываю картинку и задаю вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: — У лисы — лисенок 4.Игра «Назвать животных парами» 5. Игра « Как зовут маму, папу, детеныша?» (по картинкам) 7. Измени слово по аналогии: а) виноград — виноградинка горох-… лед-…. б) бусы — бусинка пыль — …. 8. Назвать профессии (по картинкам) Кто носит багаж? Носильщик Кто вставляет стекло? Стекольщик. 9. Игра «Как назвать того, кто…?» Кто на паровозе ездит? Машинист Кто песни сочиняет? Композитор. Кто водит самолет? Летчик, пилот.

Слайд 7

Назвать животных парами.

Слайд 8

Задания Игра «Найди хозяина». Картинки, изображающие великана, гномика, дровосека. Вопросы: У кого голова? У кого головка? У кого головища ? Выделить суффиксы: «Узнайте и запишите, кому какая часть слова принадлежит». Глаза, глазки, глазищи, Уши, ушки, ушищи. Рот, ротик, ротище. Лоб, лобик, лбище. 6. Игра « Два брата ИК и ИЩ» Жили два брата. ИК — маленький и худенький, ИЩ — высокий и толстый. У каждого брата было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ -большой домище. У ИКА — носик, а у ИЩА….? Игра «Кузовок, чемоданчик». Собери в кузовок, чемоданчик. Материал может быть следующим слова с суффиксами –оньк-, -ушк- , -еньк-, -ищ-, -ин-, -к-, -ек-, -енн-, -ок-, -ист-, -ник-, -онок-. –енок-.

Слайд 9

Игра «Найди хозяина». Вопросы: У кого голова, головка, головища ? У кого уши, ушки ,ушищи ?

Слайд 10

Игра: «Кузовок - чемоданчик» Написать слова с суффиксами –ок; -чик.

Слайд 11

Придумай слово

Слайд 12

Суффиксы прилагательных -ин- журавлиная -ов- бобровая Бессуффиксальные формы Рысь – рысья; олень – оленья Чередование согласных в корне слова: К-ч собака собачья; сорока- сорочья. Ц-ч птица – птичья; синица – синичья. Д-ж медведь – медвежья. Г-ж носорог – носорожья. Одновременное чередование согласных и добавление гласных. Белка – беличья; Кошка - кошачья. Относительные прилагательные Суффиксы -ов- Из абрикоса – абрикосовый -ев- из алюминия - алюминиевый; из вишни – вишневый. -н- из алмаза - алмазный; из винограда - виноградный. Слова с одновременным чередованием согласных в корне Из бумаги - бумажный. -ян-, -ан-, -янн- из глины - глиняный. -енн- из букв - буквенный.

Слайд 13

Правильно назови вещи. Лист рябины - рябиновый лист

Слайд 14

задания 1. Игра «Чьи хвосты?» Серенький, пушистый хвост белки (Чей это хвост?) — беличий и т. д. Игра «Ералаш» Картинки с изображением животных разрезаны на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. Дети должны составить животных. 2. «Диковинный зверь» (на фланелеграфе) Составляется животное из различных частей разных животных. Дети рассказывают: чья голова, лапы, хвост, туловище и т.д. 3. Игра в лото «Что из чего сделано?» У детей карточки лото с изображением разных предметов (мяч, стакан, стол,…). Логопед говорит: — Стакан из стекла. Дети находят этот предмет на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет говорит: — Стакан стеклянный и закрывает фишкой картинку. 6. «Правильно назови вещи». Лист дуба — дубовый лист Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных. Мяч из резины - резиновый мяч. Кораблик из бумаги - бумажный кораблик. Запах ели - … Шарф из шерсти - … Вкус меда - … Двор школы - ….

Слайд 15

приставки 3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам) а) в импрессивной речи Назовите слова, обозначающие действия, дети показывают соответствующую картинку. Входит — выходит, подходит — отходит Подлетает — отлетает б) в экспрессивной речи Назовите действия по картинкам, а затем придумайте предложения с этими словами. - Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам: В клетку ….(влетает), из клетки….(вылетает) и т. д. - Найти общую часть слова (по картинкам) Переходит — перебегает Наливает — переливает и т. д. -Добавить нужные глаголы в предложении Птицы весной … , а осенью . Воду в ведро …. , а из ведра….. Человек в дом … , а из дома …., к дому ….. , из дома …., лужу кругом …… -Дописать приставки в словах предложения: Машина...ъехала в гараж. Дети...ъехали с горки. Грузовик...ехал через мост. Мальчик...шел к забору. Девочка...шла с крыльца.

Слайд 16

Напиши слово

Слайд 17

Безударные гласные . Работу необходимо направить на выработку умения находить в слове безударную гласную, подбирать проверочные слова, развивать фонематический слух.

Слайд 18

Ударение -Сравните: выделите голосом ударный слог, затем ударную гласную. (предметные картинки по темам: животные, фрукты, овощи). -Составление слов из слогов. (У воспитанников карточки, на которых записаны деформированные слова). -Подобрать картинки с соответствующим ударением.на 1, 2, 3 слоге.(лук, банан, помидор). Прочитайте правильно слова. Сравните по смыслу и звучанию: Скачки –скачки Плачу – плачу Кружки –кружки -Найдите слова с одинаковым написанием, но разным значением. Я варю уху. Мама похвалила Варю. -Прочитайте слова и покажите гласную букву. -Графический диктант : текст записывается только ударными гласными Я – сборник карт От ударения Зависят два моих значения. Я О А -Отгадать загадки, запомнить место ударения в словах-отгадках. На бахче у нас растет, Как разрежешь – сок течет Свеж и сладок он на вкус, Называется …. (арбуз).

Слайд 19

Безударные гласные Прочитайте. Выпишите парами однокоренные слова. Сначала, чтобы гласная была ударной, затем безударной. Сосна, вода, дела, трава__ Проверить надо все слова. Безударный гласный__ Стоп! Писать опасно! Слуху не доверяйте__ Удареньем проверяйте: Сосны, воды, дело, травы А теперь пишите смело. Составить пары Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их. Ск…льзит лед Л…дяной скользко

Слайд 20

Проверка безударных гласных 1. Игра: «Эстафета». На доске записаны столбики слов с безударными гласными. Необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Страна Снегурочка Зима Река Земля Поля Сосна Окно Иголка Шары Снега 2. Игра: « Украсим елочку». На веточках написаны буквы и отдельно даны игрушки с пропущенными буквами. Возьмите игрушку, вставьте пропущенную букву и повесьте ее на веточку с той с той гласной, которую по вашему мнению надо написать. (ответ обосновать) (сн…жинка, сн…говик, р…ка, тр…ва, к…вер, к…рмушка, с…ва, гр…бы, стр…жи, р…ды)

Слайд 21

Проверка безударных гласных

Слайд 22

Подбери проверочное слово. -Игра: « Отгадай загадку». -Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки) Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять (снегирь) 2. Задание на внимание. Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме. Я гляжу в -кно. На сн-гу видны сл-ды. И на з-мле лежит снег. Пришла з-ма.

Слайд 23

Подбери проверочное слово.

Слайд 24

Множественное число имен существительных -игра «один-много». Назвать предмет во множественном числе, последний звук и показать букву. Альбом - альбомы Кепка – кепки Глаз –глаза Число –числа Поле –поля Море – моря При неправильном образовании множественного числа, где имеет место выпадения гласных можно предложить образовать множественное число от таких существительных: День, пень, лев, ковер, совок, грибок, дружок. -задание. Измените слово так, чтобы после согласных появился гласный, назовите последний слог. (вспомните как пишется и произносится звонкий согласный в середине и в конце слова). Арбуз –арбузы Холод –холода Шарф –шарфы Ров - рвы

Слайд 25

Подбери проверочное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико-грамматическая контрольная работа (тест) для учащихся 4 класса школ с углубленным изучением английского языка (по УМК И.Н.Верещагиной "Английский язык")

Данный материал может служить как итоговый для проверки уровня сформированности знаний и умений в области грамматики и лексики учащихся 4 класса, так и тренировочным на определенном этапе изучения опр...

Формирование лексико-грамматического строя речи у учащихся на уроках, коррекционных занятий

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Формирование лексико-грамматического строя речи у учащихся на уроках, коррекционн...

Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

  В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...

Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР) по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи ...

Аспекты лексико-грамматического строя у учащихся младших классов с дисграфией и основные направления коррекционной работы.

Статья об особенностях лексико-грамматического строя речи у учащихся младших классов с дисграфией.  Основные векторы коррекционной работы....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью

Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...