Использование электронных образовательных ресурсов для развития интереса к чтению
статья по логопедии на тему

Трофимова Светлана Алексеевна

Данный материал поможет использовать электронные образовательные ресурсы для развития интереса у учащихся к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трофимова Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов, учитель – логопед,

ГБОУ СОШ №398 Красносельский район г. Санкт-Петербург

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ

Учительство – это искусство,

труд не менее творческий,

чем труд писателя или композитора,

но более тяжелый и ответственный...

Д. Лихачёв

Кто не знает, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности?! С приходом ребёнка в школу, ведущим видом деятельности вместо игровой становится учебная.

Учащиеся начальной школы отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабое, непрочное. Всё больше детей приходит в школу с несформированной школьной мотивацией. Но если у ребёнка поддержать и укрепить положительное отношение к учёбе, то ему будет легче учиться. Поэтому именно в начальной школе очень важно заинтересовать детей и проще всего это сделать через игру.

Применение игр на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей, что немало важно. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики раскрываются на таких уроках.

Игра – учит, а значит, является средством обучения. Поэтому игра – это первая необходимость сегодняшнего дня.

Сейчас  уже  трудно  представить  жизнь  без  компьютера,  или  семью, в которой  его  нет. Поэтому использование  информационных  технологий – это вторая необходимость  сегодняшнего  дня.  

Использование  информационных  технологий  на  уроках  позволит  повысить  интерес  у  учеников,  получить  учащимся  более  прочные  знания,  умения  и  навыки.

Чтение – самый  эффективный  способ  получения  знаний.

«Чтение – вот  лучшее  умение» А.С. Пушкин. Все  мы  высоко  ценим  людей, много  читающих  и,  соответственно, много  знающих.

ЧТЕНИЕ - очень  сложный  психофизиологический  процесс, в  нём  участвуют  речезрительный, речедвигательный,  речеслуховой  анализаторы,  осуществляется  рядом  зон  коры  головного  мозга. Этот  процесс  формируется  постепенно.

Поэтому  нарушение  процесса  чтения  отрицательно  сказывается  на  овладении  учащимися  школьной  программой  и  не  только  предмета  ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ, но  и  неминуемо  влечёт  за  собой  отставание  и  по  другим  предметам,  да  и  в  общем  развитии  тоже, а  это,  в  конечном  счёте,  затрудняет  процесс  социальной  адаптации.

В  наши  нелёгкие  дни,  число  учащихся,  которые  испытывают  трудности  при  овладении  процессом  чтения  очень  быстро  растёт.  Появляется  всё  большее количество  детей, которые  вовремя  не  овладевают  данным  процессом. Поэтому  в  современной  логопедии  появляется такой  термин, как  ДИСЛЕКСИЯ.

ДИСЛЕКСИЯ  - это  частичное  специфическое  нарушение  процесса  чтения,  обусловленное  несформированностью  высших  психических  функций  и  проявляющихся  в  повторяющихся  ошибках  стойкого  характера.

Но  проблемы  с  чтением  возникают  не  только  у  детей  с  ДИСЛЕКСИЕЙ, но  и  у  детей,  которые  вовремя  овладевают  процессом  чтения.

Научить  детей  читать  трудно,  ещё  труднее  выработать  навык  осознанного  чтения. Всё  чаще  на  вопрос: «О  чём  ты  прочитал?» Слышишь  ответ: «Не  знаю». Дети  читают  машинально, автоматически,  не  задумываясь  над  смыслом  прочитанного,  лишь  для  того,  чтобы  от  них  отстали. Но  и  это  не  самое  сложное, если  постоянно  спрашивать  о  смысле  прочитанного,  то  рано  или  поздно  дети  начинают  вслушиваться  и  вдумываться  о  чём  они  прочитали.

Навык  чтения – навык  приобретённый,  нуждающийся  в  дальнейшем  совершенствовании. Гораздо  сложнее научить  детей  любить  читать.

В  мире  стремительного   развития   информационных  технологий,  чтение  так же  стремительно  отходит  на  второй  план.  

К  сожалению,  интерес  к  чтению  у  современных  школьников  пропадает,  и  чтение  книг  очень  часто  заменяется  просмотром  мультфильма  или  художественного  фильма. С  каждым  годом  всё  труднее  и  труднее   заинтересовать  ребёнка  чтением.  

Посмотреть  телевизор,  посидеть  за  компьютером – гораздо  проще,  быстрее,  а  главное  интереснее. Поэтому  и  читать  детям,  должно  быть  интересно. Лев  Николаевич  Толстой  писал: «Никогда  никакими  силами  Вы  не  заставите  читателя  познать  мир  через  скуку».

Зная  об  этом,  мы должны  использовать  эту  информацию  для  положительного  результата.  

Кто не использует на своих уроках загадки, ребусы, зашифрованные послания, инсценирование произведений или отрывков произведений, прослушивание текста произведения в чтении актёрами театров, придумывание конца или начала произведения, задания «Муха», просмотр видео материалов…

Очень полезно давать учащимся задания на сравнение просмотренных видео материалов и прочитанных текстов – задания такого типа заставляют учащихся прочитывать тексты и просматривать видео материалы внимательно.

Можно использовать на обобщающих уроках по произведениям одного писателя или на одну лексическую тему игру в театр.

К таким урокам проводится очень большая подготовка. Урок можно провести в актовом зале, пронумеровать ряды, кресла, заготовить билеты, программки. Ученики сами выполняют роли билетёров, актеров и зрителей. А самое главное много читать.

Но передать атмосферу театра очень сложно: нужен занавес, который открывается и закрывается; звонок, который предупреждает зрителей; буфет, где в антракте зрители могут перекусить.

В этом помогло использование на уроке информационных технологий.

При помощи презентации:

  1. был создан занавес, который открывался и закрывался;
  2. представлены фотографии разных виды театров;
  3. фотографии программок разных театров;
  4. было проведено знакомство с нашей программкой;
  5. фотография С.Я. Маршака;
  6. звонок, который звучал 3 раза;
  7. имитация двух отделений;
  8. в антракте была имитация посещения буфета;
  9. фотографии Англии;
  10. аплодисменты, как знак благодарности.

 Без использования информационных технологий это было бы невозможно сделать. Поэтому учащиеся не смогли бы настолько окунуться в атмосферу театра, в которую они окунулись в ходе данного урока с применением информационных технологий.

После проведения такого урока ученики сами попросили провести аналогичный урок. Для проведения такого урока надо много знать из биографии писателя и хорошо знать его произведения, а для этого надо много читать.

Использование  игр и информационных  технологий  на  уроках  позволяет  повысить  интерес  у  учеников  к  чтению,  получить  учащимся  более  прочные  знания,  умения  и  навыки. А  это  и  есть  наша  главная  задача.    

Как  писала  Сесиль  Лупан  автор  книги  «Поверь  в  своё  дитя»  -

(методика  раннего  развития  детей): «Привить  ребёнку  вкус  к  чтению – лучший  подарок, который  мы  можем  ему  сделать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием Электронных Образовательных Ресурсов

Применяемые ЭОР на уроке литературного чтения:видеофрагменты, аудиозаписи и интерактивные задания повышает эффективность урока....

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...

Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование ).

Использование электронных образовательных ресурсов в работе логопеда по развитию грамматического строя речи ( словообразование )....

Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов

Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов...