Урок литературного чтения с использованием Электронных Образовательных Ресурсов
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Яруллина Гульгена Зиннатзяновна

Применяемые ЭОР на уроке литературного чтения:видеофрагменты, аудиозаписи и интерактивные задания повышает эффективность урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


А.С.Пушкин. Стихи. 

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Яруллина Гульгена Зиннатзяновна

Место работы

МБОУ «Большекокузская  средняя общеобразовательная школа» Апастовского района РТ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема и номер урока в теме

 А.С.Пушкин. Стихи. Урок 1.

Базовый учебник    

Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В Голованова.

«Школа России». Москва «Просвещение», 2009.

         8.  Цель  урока:                      познакомить  учащихся с творчеством  А.С.Пушкина и его

                                                         стихотворениями, пробудить интерес к творчеству поэта.

9. Задачи:

             - обучающие                      учить понимать и правильно читать стихи поэта;

                                                          учить детей  видеть в тексте изобразительно-выразительные                                        

                                                          средства;

             - развивающие                  обогащать и развивать чувственный опыт учащихся,                      

                                                 расширять их словарный запас; развивать память,  

                                                 воображение, речь.

             -воспитательные            воспитывать умение видеть красоту родной природы,

                                                воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи                            

                                                поэта.

  1. Тип урока            Изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся   парная, индивидуальная 
  3. Необходимое техническое оборудование   компьютер, мультимедийный проектор,                          

                                                                           компьютеры для учащихся.


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используе

мых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие учителем учащихся. Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности учащихся к уроку.

Чтение наизусть учителем строк из стих. «У лукоморья …»

- Знакомы ли эти строки?

 - Кто автор?

Ответы детей

2 мин

2

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

№1

видеофрагмент

Портрет А.С.Пушкина.

№ 2.

Интерактивное задание.

1.Демонстрация. Беседа.

Сегодня нам предстоит интересная встреча с ещё несколькими произведениями Александра Сергеевича Пушкина, гениального русского поэта.

- Что вы знаете о жизни поэта и его творчестве?

-Назовите годы его жизни.

-Кого из современников А.С.Пушкина вы знаете, читали их произведения?

2. Практическое задание.

Отметь авторов живших в одну эпоху с А.С.Пушкиным.

- Произведения какого автора из современников А.С.Пушкина читали на прошлом уроке?

- Это произведение из чудесного мира классики. К какому жанру оно относится?

Ответы детей

Парная работа

Выполняют задание по определению современников А.С. Пушкина

П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

6 мин

3

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

- Александр Сергеевич написал прекрасные сказки для детей. Давайте их вспомним.

- Какие стихотворения Пушкина вы помните наизусть? Прочитайте.

Ответы детей

Чтение наизусть знакомых стихотворений

3 мин

4

Постановка учебной задачи.

На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А.С. Пушкина. Мы познакомимся с некоторыми стихотворениями и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт, и воссоздавать всё это в своём воображении.

1мин

5

Изучение нового материала

1.Рассказ учителя.

Александр Сергеевич Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.

2.Чтение текста о детстве А.С.Пушкина. стр.66-67

3.Словарная работа.

Чтение про себя, выделяя непонятные слова.

4 мин

6

Чтение стихотворения «Няне»

 

№ 3

аудиозапись

1. Знаете ли вы, от кого в детстве А.С. Пушкин сказок слушал, чтобы нам их затем так ладно пересказать?

От своей удивительной няни – Арины Родионовны.

Поэт сам рассказал нам о том, как приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».

Сказок няня знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Затем, почти дословно передал в своих стихах.

2.Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне

-Послушаем стихотворение А.С.Пушкина «Няне» в исполнении актера

3.Проверка восприятия.

- Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе можете представить, прослушав это стихотворение?

4. Ответы на вопросы, с.69

5. Выразительное чтение стих. (2-3 уч)

Чьё чтение вам больше понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Словесное рисование картин

Выразительное чтение

6 мин

7

Физминутка.

№4

1 мин

8

Чтение и анализ стихотворения «Туча»

1.Словарная работа.

Алчный – жадный, страстно желающий чего-нибудь.

2.Выразительное чтение стихотворения.

3.Ответы на вопросы.

Стр.69

выразительное чтение стихотворения

Парная работа.

5 мин

9

Развитие речи.

№ 5.

«Золотая осень» И.И.Левитан

№ 6.

«Осенняя песня» - из «Времен года» П. Чайковского

-Какое сейчас время года?

- Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем  «осень веет тоской, осень веет разлукой!» (И. Бунин)

По- разному воспевают красоту осенней природы художники, композиторы, поэты.            

1.Беседа по картине.

Как художник изображает осеннюю пору?

2. Послушайте «Осеннюю песню» - одну из лучших пьес из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о  чем-то  сокровенном.

- Это, скорее, песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно  найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки.

Ответы детей

аудиозапись

5мин

10

Чтение и анализ стихотворения «Осень»

- Прочитаем стихотворение А.С.Пушкина, которое можно  взять эпиграфом к этой пьесе.

1.Чтение стихотворения учителем.

2.Словарная работа.

3.Ответы на вопросы.

Какие чувства вызывают у поэта картины осени?

Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт?

4. Выразительное чтение стихотворения.

Парная работа

чтение

5мин

11

Применение  знаний.

№ 7.

Интерактивное задание (контейнеры).

- Расположи в правильной последовательности эти произведения вдоль реки времени /Задание по определению последовательности написания указанных произведений А.С. Пушкиным, А. Погорельским, И.А. Крыловым, В.А. Жуковским/.

Самостоятельная парная работа

5мин

12

Итог урока

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Справились ли мы с поставленной задачей: понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт Пушкин в своих стихотворениях, воссоздать всё это в своём воображении, найти используемые поэтом изобразительно-выразительные средства?

Ответы детей

1 мин

13

Домашняя работа

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть

1мин

Приложение к плану-конспекту урока

                          А.С.Пушкин.Стихи __________________

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР            Таблица 2.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕКЦОР

информационный

видеофрагмент

http://edu.kubannet.ru/dlrstore/000000a8-1000-4ddd-7495-1d004697329b/i04_13_14_04.swf

2

ЕКЦОР

интерактивный

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b61064-8464-47f3-b1a9-8719085961a7/%5BNS-LIT_4-03%5D_%5BQS_023%5D.html

3

 ЕКЦОР

информационный

аудиозапись

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77/45173/?interface=pupil&class=47&subject=10

4

ЦОР

практический

видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=g08uNL_ScMQ&feature=related

5

ЕКЦОР

информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f686af63-bfd3-3e68-19b9-bdabae897409/37-11-1m.jpg

6

ЦОР

информационный

аудиозапись

http://www.youtube.com/watch?v=_E6ysVq7DZM

7

ЕКЦОР

интерактивный

интерактивное задание (контейнеры).

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/30ac06ad-7060-4b13-a6d5-e814c9a8e182/%5BNS-LIT_4-03%5D_%5BIM_025%5D.swf

 

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________