Доклад на тему:"Формирование способности к командной работе обучающихся учителем - логопедом"
статья по логопедии на тему

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

В докладе даны характеристики таких понятий: "команда","командная работа",новая компетенция обучающихся"умение работать в команде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_komanda.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

План доклада

  1. Введение
  2. Основная часть
  • «Умение работать в команде» как новая компетенция обучающихся
  • Понятия «команда», «командная работа»
  • Этапы становления команды
  • Структура компетенции командной работы
  • Внутренние и  внешние факторы, препятствующие развитию командных способностей
  • Командные игровые приёмы в практике учителя-логопеда
  1. Заключение
  2. Список литературы

  1. Введение

         Целью разработки и внедрения новых Федеральных  государственных образовательных стандартов (ФГОС) является улучшение, повышение качества всех ступеней образования. Это связано с тем, что современному обществу необходим человек с новым мышлением и новыми умениями и навыками. Сегодня учащемуся недостаточно иметь только  теоретические знания, для успешной самореализации в современном мире ему необходимы определенные компетенции, то есть умения и психологическая подготовка, позволяющие быстро адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

  1. Основная часть
  • «Умение работать в команде» как новая компетенция обучающихся

Одной из новых компетенций, появившейся в ФГОСах нового поколения является «умение работать в команде».

Данная компетенция в разных вариациях отражена во всех ФГОСах, и, соответственно, формируется на каждой ступени образования. В рамках ФГОС НОО она звучит как «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».

  • Понятия «команда», «командная работа»

 Командная работа пришла в нашу страну вместе с переходом на рыночный тип отношений и развитием коммерческих предприятий, она является способом быстрого реагирования рынка на изменения. Гораздо эффективнее и экономнее по времени подготовить проект или выпустить продукт на рынок специально подобранной команде сотрудников, нежели всей компании в целом, команды могут создаваться временно, для подготовки одного продукта, либо функционировать на постоянной основе. Сейчас умение работать в команде является одним из основных критериев отбора персонала для многих современных компаний. Зная эту особенность, многие  соискатели  пишут это умение в своих  резюме,  не всегда  понимая  суть  данного  умения  и  что  от  них  требуется. Поэтому  существует  объективная  необходимость  формирования  компетенции  командной  работы уже  в  рамках школьного обучения.

Общая трактовка понятия «команда» заключается в следующем: «команда – это группа людей, работающих на достижение одной общей цели, где у каждого участника своя определенная роль и функция, и от качества работы каждого зависит конечный результат». Таким образом, не стоит путать это понятие с «коллективом». Если кратко обозначить разницу между понятиями, можно сказать, что «коллектив» – это абсолютно все сотрудники компании, или группа сотрудников, а «команда» – это более сложная форма коллектива, определенная группа людей, работающих над одним проектом, задачей,  может создаваться  временно, либо на постоянной основе. Сплочённая и эффективная  команда  ценный  ресурс любой  современной компании. Можно привести  следующее  сравнение : коллектив – это пальцы  руки, а  команда – это  кулак. Разумеется,  что  компания, работающая в командном стиле,  менее  подвержена  влиянию  негативных  внешних  факторов  и  конкуренции.

  • Этапы становления команды

Однако, ошибочно  полагать, что  после  постановки  цели и  задач ,  обсуждения  идей  сразу  начнётся  активная  и  эффективная  деятельность  команды. Для  формирования  командного духа и  сплочённости  требуется  время. Разные авторы предлагают свою трактовку  количества и названий этапов  формирования  команды.

В целом , принято различать следующие этапы:

  1. Формирование.
  2. Обсуждение(конфронтация).
  3. Установление  дружеских  отношений, рабочей  атмосферы.
  4. Функционирование, выполнение задания.
  5. Завершение   деятельности ,презентация.

Названия этапов  говорят  сами за  себя, следует отметить только, что каждый этап несёт в  себе  определённую трудность и очень важно проявлять  выдержку и уважение ко всем участникам процесса в ходе командной работы.

  • Структура компетенции командной работы

Так как же сформировать у детей способность к командной работе? Ответ частично, мы найдём, обратясь к структуре компетенции командной работы, чтобы чётко понимать, в каком направлении должен идти специалист, над чем конкретно работать, видеть сильные и слабые стороны каждого участника командной работы.

Структура компетенции командной работы:

  1. Мотивационный компонент.

Наличие заинтересованности в командной работе , желание самоутверждения в команде.

  1. Личностный компонент.

Наличие таких черт характера, как уравновешенность, терпимость, самоконтроль, гибкость мышлении, стрессоустойчивость, инициативность, толерантность, социальная активность.

  1. Когнитивный компонент.

Умение ставить цель, анализировать, обобщать информацию, действовать осознанно, проводить рефлексию деятельности.

  1. Коммуникативный компонент.

Владение достаточно высоким уровнем развития устной и письменной речи, умение соблюдать этикет общения, гасить конфликты, общаться в поликультурном обществе.

  1. Деятельностный компонент.

Умение работать в темпе команды, владеть способами совместной деятельности, успешно и в срок выполнять свои функции.

  • Внутренние и  внешние факторы, препятствующие развитию командных способностей


                Пр
актика показывает, что очень непросто любому школьнику сразу соответствовать всем этим требованиям. А в условиях инклюзии нам приходится работать и с детьми с ОВЗ, немалый процент так же составляют дети и с поведенческими проблемами, с системным недоразвитием речи и т.д.В силу своих психологических и личностных особенностей, таким детям сложно влиться в команду. Серьёзным препятствием являются  нарушения  эмоционально-волевой сферы детей: негативизм, снижение  или отсутствие мотивации , самоконтроля, неуверенность в  себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднение в вербальном полноценном общении. Зачастую дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют адекватно его проявлять. Можно часто наблюдать, как ребята заняты общим делом, но при этом каждый действует  изолированно, самостоятельно.

                Всё вышеперечисленное можно отнести к внутренним факторам, однако, существуют внешние факторы, препятствующие развитию командных способностей, и они не зависят от ученика.

                Сюда отнесём:

  1. Преимущественное использование устаревших методов работы в школе.
  2. Авторитарность учителя.
  3. Преобладание индивидуальной и групповой форм работы .
  4. Большой объем заданий на письменное выполнение без последующего обсуждения, выступления учащихся.

  • Командные игровые приёмы в практике учителя-логопеда

Указанные факторы в целом препятствуют развитию коммуникативных и командных навыков у учащихся И здесь достаточно эффективным приёмом формирования компетенции командной работы выступает введение в практику командных игр, конкурсов, уроков-диспутов, состязаний по типу игр КВН, Брейн- ринг, спортивные соревнования и т.д. Касаемо логопедического процесса, по сути, любое задание на выполнение артикуляционной гимнастики, автоматизацию, дифференциацию звуков, языковой, звуко- буквенный  анализ и синтез, чтение по ролям, можно обыграть в командном стиле. Командные конкурсы, игры сближают детей, помогают лучше понять друг друга, рождают чувство ответственности за всех членов команды, учат полноценному общению друг с другом. В командной игре участвуют все одновременно и нет никого на скамейке запасных. Именно командные игровые приёмы успешнее всего реализуют развитие речевых, умственных, физических,  нравственных и эстетических форм.

3.        Заключение

В заключение отметим, что с изменением отечественной образовательной парадигмы, из зарубежной образовательной среды были заимствованы различные компоненты образовательной системы: рейтинговая система, компетенции, многоуровневое образование. Изменились требования ко всем участникам образовательного процесса. Однако внедрение западных образовательных стандартов не происходит гладко. При очевидных достоинствах зарубежной системы образовании нельзя умалять значение традиционного российского фундаментального образования, следует накладывать современные ценности на традиционную модель, а не заменять ее. Необходимо принимать во внимание социокультурную среду, в которой живут российские учащиеся, образ их жизни, их нравственные ценности и воспитание.

4.        Список литературы

  1. http://fgosvo.ru/
  2. Пункт 6) Статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Коротаева Е.В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся началь-ной школы / Е.В. Коротаева, О.В. Домрачева // Педагогическое образование в России. – Вып. №4. – 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-otnosheniy-sotrudnichestva-u-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly
  4. 2.Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования. М.: Аспект пресс, 2008. 98 с.
  5. 3. Брэдфорд Д. Вызов командной работы / Под ред. А. Коэна. М.: наука, 2004. 114 с.
  6. 4. Календжян С.О. Работа в команде: ключевые факторы успеха // Центр дистанционного обучения.
  7. Доступен по ссылке: http://www.elitarium. ru/2010/03/01/rabota_v_komande.html
  8. 5. Файбушевич С.И. Как создать эффективную команду. // Элитаризм: Центр дистанционного образовния. [Эл. ресурс]. URLwww.elitarium.ru
  9. 6. Фопель Клаус Создание команды. Психологические игры и упражнения / Перевод с немецкого – М.: Генезис,
  10. 7.Сухомлинский А. В. Методика воспитания коллектива /
  1. А. В. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"

Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....

Доклад на тему «Формирование навыков пересказа у обучающихся с ОВЗ»

Доклад на тему«Формирование навыков пересказа у обучающихся с ОВЗ»...

Доклад на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...

Презентация на тему:"Формирование способности к командной работе обучающихся учителем - логопедом"

В презентации освещена тема важности формирования новой компетенции у обучающихся "умение работать в команде" учителем- логопедом....

Доклад по теме: "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности рамках ФГОС НОО».( из опыта работы)

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...

Выступление на МО учителей начальной школы. Доклад на тему «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользовать...