Программа
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Моисеева Екатерина Алексеевна

Программа для школьников младшего звена с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass.doc152 КБ
Microsoft Office document icon 3_klass.doc161.5 КБ
Microsoft Office document icon 4_klass1.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

             Горушинская начальная школа детский сад

   Даниловского муниципального района Ярославской области

                                                                                                                                             

        

 Согласовано:                                                                                          Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                                         Директор школы

                                                                                 

____________Леонтьева С.А.                                                      ________Гоголева Н.А.

 «_______»__________ 2018г.                                                  ______________2018г.

                                                                     

                 Рабочая программа

коррекционно-развивающих логопедических занятий

             для учащихся 2 класса (ОВЗ СНР)

       «Коррекция устной и письменной речи»

                             2018-2019 уч.год

             

           

   

   

                                                                                                    Составила: учитель-логопед:  Моисеева Е.А.

                                                                                                                                             

        

                                                                   

                     

             

                          Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

-Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»;

-Федеральный закон от 24.11.1995г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ от 01.06.2012г.№761 «О национальной страте-гии действий в интересах детей на 2012-2017»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  Минобрнауки России) от 30.08.2013г.№1015 «Об утверждении По-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ начального общего, ос-новного общего и средного общего образования».

-Приказ министерства образования и науки  Российской Федерации от 20.09.2013г.№1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК образовательного учреждения»);

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации  от 07.06.2013г.№ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном об-разовании детей»;

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г.№АФ-150/» О создании условий для получения обра-зования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

-Рекомендации Института коррекционной педагогики РАО и на осно-ве инструктивно-методического письма  о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе Минобразования РФ от 14 декабря 2000г.

№2.

                         

             

           

   

   

        

                     

                 

         

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности  фонетико-фонематического  и лексико-грамматического компонентов  речевой системы  у обучающихся 2 классов.

Адресат: обучающиеся 2 классов с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР и ФН, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
  • устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
  • формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
  • развивать лексический запас и грамматический строй речи: в течение всего учебного года – уточнять и расширять словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • дифференцировать смешиваемые на письме буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению;
  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 68  часов в год  (2часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

-гласные ударные и безударные;

-согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

-названия предметов по различным лексическим темам;

-структуру предложения.

Обучающиеся должны уметь:

-правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, его признак, действие;

-буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

-буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

-сонорные звуки и буквы;

-парные согласные;

-правильно записывать предложения: употреблять прописную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный знак в конце предложения.

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь.  Предложение.  Слово.(10 ч)

Закрепление понятий «речь – предложение»; интонационная законченность предложения, распространение предложений.

Работа над словом. Слово, обозначающее предмет, признак предмета, действие предмета.  (6ч.)

Состав слова. Корень как составная часть слова.(3ч.)

Ударение. Безударные гласные в корне слова.(3ч.)

Звуки и буквы

Понятие  «звук –буква», звукобуквенный анализ слов(4ч.)

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю.(10)ч

Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з,  ш-ж, г-к (10ч.)

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, с-ц, ч-щ, ч-ш, ч-ц. (18ч.)

Большая буква в именах собственных.

Работа над  связной речью (устные сочинения) (3ч.)

 Итоговая контрольная работа (1ч.)

Для данных детей характерны трудности в овладении навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа – выделение 1-го и последнего звука, места звука в слове (начало, середина, конец слова). Детям трудно устанавливать соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с –ь-, с йотированными гласными Я,Е,Ё,Ю. Все это выражается в следующих ошибках: пропуски гласных букв в середине слова, недописывание гласных букв на конце слова, пропуски слогов, перестановки букв, вставка лишних букв.

Кроме того, у этих детей  часто встречается замена и смешение букв, близких по артикуляторно-акустическому укладу звуков (т-д,  п-б,  с-з,  ш-ж,  с-ш,  з-ж,  ч-ц,  ч -щ,

 щ - с,   р-л.

Многочисленное количество ошибок на смешение букв по кинетическому сходству (о/а,   б/д,   п/т,   х/ж,   л/м,   и/у)

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  http://festival.1september.ru/

2. Психологический центр "Адалин"  http://adalin.mospsy.ru/

3. Портал "Логопеды.ru"  http://logopedy.ru/portal/

4. Логопункт.ru     http://www.logopunkt.ru/

5. Логопед.ру   http://www.logoped.ru/index.htm/

6. Логопед   http://logopediya.com/

7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр    http://logozavr.ru/

8. Логобург    http://logoburg.com/

9. Журнал "Логопед"  http://www.logoped-sfera.ru/

10. Дефектология для Вас   http://defectus.ru/

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку и чтению 2 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности, мелкую моторику руки, зрительно-моторные координации, направленные на предупреждение нарушений оптических и кинетических дифференцировок.

Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Повторение. Предложение. Слово.

1

Повторение. Слово. Слог. Звук.

1

Звуки речи (гласные и согласные).

1

 Звукобуквенный анализ и синтез слов:

     

 Выделение первого и последнего звука в слове.

1

Определение места звука в слове: начало, середина, конец.

1

Определение количества звуков в слове.

1

Соотношение между звуками и буквами в слове.

1

Буква – смыслоразличитель.

1

Слоговой анализ и синтез слов:

Выделение первого слога в слове.

1

Слогообразующая роль гласных букв.

1

 Определение количества слогов в слове.

1

 Составление слов из слогов.

1

Деление слов на слоги. Перенос слов.

1

Парные гласные (сходство).

1

Парные гласные (различие).

1

Согласные звуки и буквы. Признаки согласных.

1

Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда.

1

Различение на письме букв А – Я после согласных.

1

Различение на письме букв У – Ю после согласных.

1

Различение на письме букв О – Ё после согласных.

1

Различение на письме букв Ы – И после согласных.

1

Обозначение мягкости согласных посредством буквы  -ь-                                                                              

                                                                            в конце слова          

1

                                                                         в середине слова

1

Разделительный –ь-

1-2

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация согласных П – Б

1

Дифференциация согласных Т – Д

1

Дифференциация согласных С – З

1

Дифференциация согласных Ш – Ж

1

Правописание Жи - Ши

1

Дифференциация согласных С – Ш

1

Дифференциация согласных З - Ж

1

Дифференциация согласных С – Ц

1

Дифференциация согласных Ч – Ц

1

Дифференциация согласных Ч – Щ

1

Правописание Ча – Ща, Чу - Щу

1

Дифференциация согласных Ш - Щ

1

Дифференциация букв, имеющих сходство:

Дифференциация  а/о;

1-2

Дифференциация  и/у;

1-2

Дифференциация  б/д;

1-2

Дифференциация  п/т;

1-2

*Дифференциация  л/м,

1-2

Работа над ударением.

Ударный и безударный слог.

1

Ударение в двусложных словах.

1

Ударение в трехсложных словах

1

Части речи. Работа над словом

Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос ЧТО? КТО?

2

Правила правописания. Большая буква в именах собственных.

1

Слова, обозначающие действия предметов.

1-2

Слова, обозначающие признаки предметов.

1-2

Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков.

1-2

Предлоги.

Практическое усвоение предлогов в – на.

1

Практическое усвоение предлогов на – над.

1

Практическое усвоение предлогов к – от.

1

Практическое усвоение предлогов в – из.

1

Практическое усвоение предлогов от – из.

1

Практическое усвоение предлогов с – со.

1

Практическое усвоение предлогов в – у.

1

Состав слова

Родственные слова. Что такое родственные слова?

1

Как найти в слове корень?

1

Однокоренные слова. Практическое овладение учащимися подбором родственных слов. Выделение корня.

1-2

Правописание безударной гласной в корне слова. Подбор проверочных слов.

1-2

Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова

1-2

Практическое овладение учащимися способами образования новых слов посредством суффиксов.

1-2

Практическое овладение детьми навыками образования слов с помощью приставок.

1-2

Разбор слов по составу.

1-2

Составление слов из частей (приставки, корни, суффиксы, окончания).

1-2

 Работа над предложением. Виды предложений.

1

Согласование слов в предложении в роде, числе.

1

Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.

1-2

Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме) с нарушением последовательности.

1-2

Деление сплошного текста на предложения.

1-2

Выборочное выписывание из текста по заданию.

1-2

Составление текста из деформированных предложений

1-2

Итоговая контрольная работа (диктант)

1

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     Горушинская начальная школа детский сад

     Даниловского муниципального района Ярославской области

                                                                                                                                             

Согласовано:                                                                                                Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                                             Директор школы

____________Леонтьева С.А.                                                             ________Гоголева Н.А.

                                                                                                                                         

«_______»__________ 2018г.                                                          _______________2018г.

                                                       

                     

                 Рабочая программа

коррекционно-развивающих логопедических занятий

             для учащихся 3 класса (ОВЗ СНР)

       «Коррекция устной и письменной речи»

                             2018-2019 уч.год

             

           

   

   

                                                                                                       Составила: учитель-логопед:  Моисеева Е.А.

                     

               

           

       

       

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

-Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»;

-Федеральный закон от 24.11.1995г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ от 01.06.2012г.№761 «О национальной страте-гии действий в интересах детей на 2012-2017»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   Минобрнауки России) от 30.08.2013г.№1015 «Об утверждении По-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ начального общего, ос-новного общего и средного общего образования».

-Приказ министерства образования и науки  Российской Федерации от 20.09.2013г.№1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК образовательного учреждения»);

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации  от 07.06.2013г.№ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном об-разовании детей»;

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г.№АФ-150/» О создании условий для получения обра-зования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

-Рекомендации Института коррекционной педагогики РАО и на осно-ве инструктивно-методического письма  о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе Минобразования РФ от 14 декабря 2000г.

№2.

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности  фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучающихся 3 классов.

Адресат: обучающиеся 3 классов с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР и ФН, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • совершенствовать навыки фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе звукового анализа и синтеза;
  • пополнять лексический запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • формировать: представления о морфологических элементах слова, навыки морфемного анализа и синтеза;
  • углублять знания о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, прилагательного,  глагола;
  • развивать умение осуществлять подбор родственных слов;
  • формировать навыки правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу;
  • уточнять, развивать, совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
  • развивать навыки самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2000

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на  68 часов в год  (2часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать :

-слоговой анализ и синтез слова;

-мягкость согласных;

-морфологический состав слова :корень ,окончание, приставку, суффикс;

-предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Обучающиеся должны уметь:

-выполнять звукобуквенный анализ слов;

-устанавливать соотношение между буквами и звуками в слове;

-пользоваться различными способами словообразования;

-владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

-использовать в речи различные конструкции предложений;

-строить связное высказывание, устанавливать логику( связность, последовательность);

-точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Повторение изученного во 2 классе (4ч.): Слово. Предложение. Текст. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Деление слов на слоги, правила переноса слов.

Состав слова. (30ч.)

Корень слова. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Образование новых слов. Окончание. Разбор слов по составу

Ударение в слове. Ударный и безударный слог. Безударная гласная в слове. (4ч.)

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. (12ч.)

Непроизносимые согласные в корне слова. (4ч.)

Предлоги ().

Раздельное написание со словами  предлогов в,  из, к,   на, на,  от,  по,  с,   у.

Дифференциация предлогов и приставок. (2ч.)

Разделительный –ь-, -ъ-(2ч.)

Синонимия.()

Слова-неприятели. Антонимы. Слова-приятели. Синонимы. Слова-близнецы. Омонимы. Практическое овладение детьми навыком подбора антонимов, синонимов, многозначностью слов.

Части речи. (18ч.)

Имя существительное. Изменение имен существительных по числам (единственное, множественное), по родам (мужской, женский, средний), по падежам.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными, в роде и числе.

Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе.

Развитие связной речи.(9ч.) Составление предложений по сюжетным  картинкам, по вопросам. Последовательный рассказ. Описательный рассказ.

 Итоговая контрольная работа (1ч).

                                       

                                            Список  учащихся:

             

               

                    

        

                                                                                             

                                                                                               

                                                                                                   

                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                                                                     

Для данных детей характерны нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова,  правописание суффиксов и приставок, допускают ошибки согласования. Учащиеся не умеют образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не могут проверять безударную гласную в корне. Детям трудно установить смысловую связь между родственными словами, если сходство не так явно выражено. При попытке подбора родственных слов, они подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора – город). Но чаще всего они подменяют подбор родственных слов изменением слова по числам или падежам, называя ту или иную форму слова (гора – горы – горой).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  http://festival.1september.ru/

2. Психологический центр "Адалин"  http://adalin.mospsy.ru/

3. Портал "Логопеды.ru"  http://logopedy.ru/portal/

4. Логопункт.ru     http://www.logopunkt.ru/

5. Логопед.ру   http://www.logoped.ru/index.htm/

6. Логопед   http://logopediya.com/

7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр    http://logozavr.ru/

8. Логобург    http://logoburg.com/

9. Журнал "Логопед"  http://www.logoped-sfera.ru/

10. Дефектология для Вас   http://defectus.ru/

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку 3 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности.

Календарно – тематическое планирование:

тема  занятия

основные виды деятельности учащихся

планируемые цели

часы

1.

Слово. Предложение.  Текст.

-работа со словами, обозначающими предмет, признак предмета, действие предмета;

-составление предложений, их схем;

-выделение главных членов предложения.

-усвоение понятия «слово» как части предложения;

-учить различать слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

-учить детей слышать и понимать интонационную законченность;

-учить детей составлять предложения;

-познакомить учащихся с главными членами предложения.

1.

2.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

-учить детей различать предложения по цели высказывания и интонации.

1.

3.

Повторение. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

-вспомнить, назвать гласные первого и второго ряда;

-деление слов  на слоги, их графическое изображение;

-перенос слов.

-учить детей делить слова на слоги;

-научить детей правилам переноса слов.

2.

4.

Повторение «Состав слова»

Корень. Родственные слова.

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

Приставка. Образование новых слов.

Окончание.

Разбор слов по составу.

-работа с текстами;

-сказка «чудо-дерево»;

-работа с однокоренными словами, не являющимися родственными;

-подобрать родственные слова, записать;

-образование новых слов при помощи суффиксов; выделение суффиксов; игра ;    ;найди хозяина»;

-образование новых слов при помощи приставки, выделение приставок;

-образование новых слов при помощи окончания, выделение окончаний;

-разбор слов по составу.

- дать учащимся понятие о родственных словах, упражнять в подборе родственных слов;

-научить выделять корень в словах;

-научить детей образовывать новые слова при помощи суффиксов;

-научить выделять суффиксы;

-научить детей образовывать новые слова при помощи приставок, выделять приставки;

-научить детей образовывать новые слова при помощи окончаний, выделение окончаний;

-научить детей разбору слов по составу.

10.

6.

Ударение в слове. Ударный и безударный слог.

-ритмический рисунок слова(хлопки)

-повторение слов, выделение голосом ударного слога, ударную гласную;

-составить слова из слогов.

-научить учащихся выделять ударный слог

2.

7.

Правописание безударных гласных в корне слова.

-выделить безударную гласную в корне слова;

-подбор проверочных слов к безударной гласной в корне слова;

-написать словосочетания по образцу подобрать проверочные слова к словам-признакам;

-отгадать ребусы написать слова подобрать к ним проверочные слова.

-научить детей выделять безударную гласную в корне слове;

-научить подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова.

2.

8.

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов.

-понятие «звонкие-глухие» согласные (з-с, б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш);

-выделить начальные звуки из слов;

-прослушать и записать пары слогов, слов;

-вставить  в слова пропущенные буквы;

-выписать слова в три колонки;

-вставить в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу;

-прослушать рассказы, письменно ответить на вопросы.

-дать понятие учащимся «звонкие-глухие» согласные;

-научить учащихся дифференцировать звонкие-глухие согласные на слух и на письме в слогах, словах, предложениях, текстах.

12.

9.

Непроизносимые согласные в корне слова.

-вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы;

-исправить ошибки;

-выполнить фонетический разбор слов, дать характеристику звукам;

-образовать и записать слово с непроизносимым согласным в корне слова.

-закрепить у учащихся знания об орфограммах в корне слова;

-учить проверять непроизносимый согласный в корне слова;

-развивать орфографическую зоркость;

-тренировать в фонетическом разборе слов с непроизносимыми согласными. 

4.

10.

Предлоги. Раздельное написание со словами

предлогов в,  из..

        -послушать предложения сосчитать в них слова назвать какое место по порядку занимает предлог;

-послушать предложения вставить пропущенный предлог повторить предложение целиком, закончить предложения вставляя подходящие по смыслу слова с предлогом в и отвечая на вопрос где?;

-послушать предложения  ответить на вопрос откуда?  из чего?  словом с прелогом, записать;

-составить предложения с данными словосочетаниями, записать;

-послушать слова составить из них предложения сосчитать в них количество слов и назвать предлоги.

-практически познакомить с предлогами;

-учить раздельному написанию предлогов в, из.

1.

11.

 Раздельное написание со словами  предлогов  по,к

-составить предложе-ния, включив в них слова с предлогами;

-составить словосоче-тания со словами и предлогами по или к ,записать в тетрадь;

-послушать предложе-ния, вставить пропу-щенный предлог  по  или к, записать.

-познакомить с предлогами  по и к;

-учить раздельному написанию предлогов по и к.

1.

12.

Раздельное написание со словами предлогов   от,  по.

-составить предложения, включив в них слова с предлогами;

-составить словосочетания со словами и предлогами от или по, записать в тетрадь;

-послушать предложения, вставить пропущенный предлог  по  или к,записать.

-познакомить с предлогами  от и по;

-учить раздельному написанию предлогов от и по.

1.

13.

Раздельное написание со словами предлогов с,  у.

-составить предложения, включив в них слова с предлогами;

-составить словосочетания со словами и предлогами по или к, записать в тетрадь;

-послушать предложения, вставить пропущенный предлог  с  или у записать.

-познакомить с предлогами  по и к;

-учить раздельному написанию предлогов с и у.

1.

14.

Разделительный Ъ и Ь.

-актуализация ранее изученного вспомнить правило);

-выбрать слова с Ъ и  Ь.

-закрепить знания о написании слов с разделительными Ъ  и  Ь.

2.

15.

Слова-приятели. Синонимы. Практическое овладение детьми навыком подбора синонимов.

-формирование навыка разбора слов по составу;

-уточнение значений слов;

-подбор синонимов.

-продолжить закреплять у учащихся навык разбора слов по составу;

-упражнять в подборе синонимов.

1.

16.

Слова-неприятели. Антонимы. Практическое овладение детьми навыком подбора антонимов.

-формирование навыка разбора слов по составу;

-уточнение значения слов;

-подбор антонимов.

-продолжить закреплять у учащихся навык разбора слов по составу;

-упражнять в подборе антонимов.

1.

17.

Слова-близнецы. Омонимы. Практическое овладение учащимися многозначностью слова.

-формирование навыка разбора слов по составу;

-уточнение значения слов;

-подбор омонимов.

-продолжать закреплять у учащихся навык разбора слов по составу;

-упражнять в подборе омонимов.

1.

18.

Части речи.

Имя существительное.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

-знакомство со словами-предметами;

-знакомство с понятием числа;

-формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных;

-развитие внимания(слухового, зрительного).

-дать учащимся понятие имя существительное;

-познакомить с понятием число;

-сформировать навык образования форм единственного и множественного числа имен существительных;

-развить слуховое и зрительное внимание.

1.

19.

Практическое употребление существительных разного рода.

-знакомство с понятием рода;

-тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, разборе слова по составу;

-обогащение словаря;

-развитие логического мышления.

-познакомить учащихся  с понятием рода;

-сформировать навык в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу, обогатить словарь;

-развить логическое мышление.

1.

20.

Употребление существительных в косвенных падежах.

знакомство с падежными формами имен существительных;

-дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей;

-формирование навыка словоизменения;

-преодоление аграмматизма в устной речи.

-познакомить учащихся с падежными формами имен существительных;

-сформировать навык дифференциации именительного и винительного, родительного и винительного падежей;

-сформировать навык словоизменения.

2.

21.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа.

-прослушать стихотворения, ответить на вопросы кому?  чему?;

-составить предложения с данными словами;

-закончить предложения с данными словами;

-дополнить предложения, отвечая на вопросы.

-сформировать у учащихся навык употребления существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа.

1.

22.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога.

-закончить предложения, отвечая на вопросы

кем?  чем?;

-изменить слова, данные в скобках по смыслу, произнести предложения полностью;

-составить предложения из данных слов, правильно изменяя их по смыслу, записать.

-сформировать у учащихся навык употребления существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа.

1.

23.

Имя прилагательное.

-слова-признаки( понятие);

-развитие словаря признаков;

-подбор признаков к предмету;

-работа по словоизменению и словообразованию;

-развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам.

-дать учащимся понятие имя прилагательное;

-обогатить словарь признаков;

-научить подбирать признаки к предмету;

-сформировать навык в словоизменении и словообразовании;

-развить навык постановки вопроса к словам-признакам.

2.

24.

 Согласование прилагательных с существительными в числе в роде и числе.

-развитие словаря признаков;

-работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

        -развитие словаря при-знаков;

-работа по словоизме-нению и согласованию имен прилагательных с именами существи-тельными в роде и числе.

2.

25.

Согласование прилагательных с существительными в падеже.

-согласование существительных с прилагательными в роде;

-согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже;

-преодоление аграмматизма в устной речи.

-сформировать навык согласования существительных с прилагательными и согласования имен прилагательных с именами существительными в падеже;

-устранять аграмматизмы в устной речи.

2.

26.

Глагол.

-знакомство с действиями предметов;

-обогащение глагольного словаря;

-развитие навыков словоизменения;

-подбор действия к предмету.

-познакомить уащихся со словами-действиями;

-обогатить глагольный словарь;

-развить навыки словоизменения;

-научить подбирать действия к предмету.

2.

27.

Согласование глагола с существительным в числе.

-работа по словоизменению;

-согласование имен существительных с глаголами в числе;

-обогащение словаря действий;

-преодоление аграмматизма в устной речи;

-развитие внимания, мышления и восприятия.

-сформировать у учащихся навыки  словоизменения, согласования имен существительных с глаголами в числе;

-обогатить словарь действий;

-развивать внимание, мышление и восприятие.

1.

28.

Согласование  глаголов с существительными  в роде.

-сформировать у учащихся навыки  словоизменения, согласования имен существительных с глаголами в числе;

-обогатить словарь действий;

-развивать внимание, мышление и восприятие.

-научить учащихся согласовывать глагол с существительным в роде;

-закрепить навык в словоизменении.

2.

29.

Согласование глагола с существительными во времени.

-знакомство с категорией времени глагола;

-развитие навыка постановки вопроса к глаголам;

-изменение глагола по временам;

-развитие пространственно-временных отношений.

-познакомить учащихся с категорией времени глагола;

-научить ставить вопрос к глаголам;

-научить учащихся изменять глаголы по временам;

-развить пространственно-временные-отношения.

1.

30.

Развитие связной речи. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинкам и серии картинок.

-работа на уровне текста;

-развитие навыка использования в речи межфразовых связей;

-составление рассказов по серии картинок.

-научить учащихся составлять рассказы по предметной, сюжетной картине и серии картинкам;

-закрепить навык использования в речи межфразовых связей.

3.

31.

Последовательный рассказ.

-знакомство со структурой текста;

-закрепление знаний о построении текста;

-знакомство с деформированным текстом;

-восстановление рассказа по плану.

-познакомить учащихся со структурой текста;

-закрепить знания о построении текста;

-сформировать навык работы с деформированным текстом;

-научить восстанавливать рассказ по плану.

3.

32.

Описательный рассказ.

-составление рассказа по плану;

-восстановление рассказа;

-составление описания по опорным словам;

-работа над деформированным текстом.

-научить учащихся составлять рассказ по плану;

-научить восстанавливать рассказ;

-научить составлять описания по опорным словам;

-продолжить работу над деформированным текстом.

3.

33.

Итоговая проверочная работа (диктант).

1.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     Горушинская начальная школа детский сад

                           Даниловского муниципального района Ярославской области

                                                                                                                                             

Согласовано:                                                                                          Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                                       Директор школы

____________Леонтьева С.А.                                                      ________Гоголева Н.А.

«_______»__________ 2018г.                                                    _______________2018г.

                             

                     

                 Рабочая программа

коррекционно-развивающих логопедических занятий

             для учащихся 4 класса (ОВЗ СНР)

       «Коррекция устной и письменной речи»

                             2018-2019 уч.год

             

           

   

   

                                                                                                        Составила: учитель-логопед:  Моисеева Е.А.

        

                   

                   

         

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

-Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»;

-Федеральный закон от 24.11.1995г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ от 01.06.2012г.№761 «О национальной страте-гии действий в интересах детей на 2012-2017»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  Минобрнауки России) от 30.08.2013г.№1015 «Об утверждении По-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ начального общего, ос-новного общего и средного общего образования».

-Приказ министерства образования и науки  Российской Федерации от 20.09.2013г.№1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК образовательного учреждения»);

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации  от 07.06.2013г.№ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном об-разовании детей»;

-Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г.№АФ-150/» О создании условий для получения обра-зования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

-Рекомендации Института коррекционной педагогики РАО и на осно-ве инструктивно-методического письма  о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе Минобразования РФ от 14 декабря 2000г.

№2.

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности  фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучающихся 4 класса.

Адресат: обучающиеся 4 класса с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • Совершенствовать навыки фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе звукового анализа и синтеза;
  • пополнять лексический запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • формировать: представления о морфологических элементах слова, навыки морфемного анализа и синтеза;
  • углублять знания о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, прилагательного,  глагола;
  • развивать умение осуществлять подбор родственных слов;
  • формировать навыки правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу;
  • уточнять, развивать, совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
  • развивать навыки самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР» ТЦ «Учитель», Воронеж, 2007.

Формы организации учебного процесса: подгрупповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на  68 часов в год  (2часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • различать гласные и согласные звуки,  мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • разбирать по составу простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс) слова;
  • делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
  • различать и называть изученные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги);
  • различать предложения по интонации;
  • устанавливать связь между словами в предложении;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • писать под диктовку текст из 60 слов, проверять правильность написанного;

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Повторение изученного в 3 классе (3ч.): Текст. Предложение. Слово. Слог. Деление слов на слоги, правила переноса слов.   Ударение в слове. Ударный и безударный слог.

Состав слова. (5ч.)

Корень слова. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Образование новых слов. Окончание. Разбор слов по составу

Безударная гласная в корне  слова. (4ч.)

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. (12ч.)

Непроизносимые согласные в корне слова. (3ч.)

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. (2ч.)

Дифференциация предлогов и приставок. (2ч.)

Разделительный –ь-, -ъ- (2ч.)

Синонимия.()

Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи. Нахождение антонимов в тексте. Синонимы. Подбор синонимов к заданным словам. Омонимы.  Многозначность слов.

Части речи. (17ч.)

Имя существительное. Изменение имен существительных по числам (единственное, множественное), по родам (мужской, женский, средний), по падежам.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными, в роде и числе.

Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе. Изменение глаголов и образование глаголов.

Развитие связной речи.(10ч.) Составление предложений по сюжетным  картинкам, по вопросам. Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности). Деление сплошного текста на предложения. Составление связного текста из деформированных предложений. Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по серии картинок, по опорным словам. Выборочное выписывание из текста по заданию.

 Итоговая контрольная работ 1 час

                       

                 Список учащихся :

                                                     

         

       

         

         

       

Для данных детей характерны нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова,  правописание суффиксов и приставок, допускают ошибки согласования. Учащиеся не умеют образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не могут проверять безударную гласную в корне. Детям трудно установить смысловую связь между родственными словами, если сходство не так явно выражено. При попытке подбора родственных слов, они подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора – город). Но чаще всего они подменяют подбор родственных слов изменением слова по числам или падежам, называя ту или иную форму слова (гора – горы – горой).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  http://festival.1september.ru/

2. Психологический центр "Адалин"    http://adalin.mospsy.ru/

3. Портал "Логопеды.ru"    http://logopedy.ru/portal/

4. Логопункт.ru         http://www.logopunkt.ru/

5. Логопед.ру     http://www.logoped.ru/index.htm/

6. Логопед     http://logopediya.com/

7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр   http://logozavr.ru/

8. Логобург     http://logoburg.com/

9. Журнал "Логопед"    http://www.logoped-sfera.ru/

10. Дефектология для Вас    http://defectus.ru/

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку 4 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности.

Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые цели

Повторение.  Текст.  Предложение. Слово. Слог.

-работа с текстами;

-найти предложения в тексте;

-составить предложения из слов;

-деление слов на слоги.

-закрепление понятий о тексте, предложении;

-развитие грамматического строя речи;

-развитие речевой активности.

1.

3.

 4.

     

Повторение. Слоговой состав слова. Перенос слов.

-выделение гласных из слов;

-определение количества слогов в слове;

-составление слов из слогов;

-правила переноса слов.

-дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного;

-учить детей выделять гласные из слов;

-учить детей делить слова на слоги, составлять слова из слогов;

-повторить правила переноса слов.

1.

Ударение. Ударный и безударный слог.

-отхлопывание  ритмического рисунка слова, выделяя ударный слог, соотнесение его с самим словом;

-списать текст, не деля слова на слоги, подчеркнуть гласные буквы;

-списать предложения ,  разделить слова на слоги, подчеркнуть гласные, поставить ударение в словах.

-научить учащихся  выделять ударный слог в слове, находить ударную гласную, делить слова на слоги.

1.

Повторение «Состав слова». Корень. Родственные слова.

-работа с текстами;

-работа  с однокоренными словами, не являющимися родственными;

-к данным  словам подобрать родственные слова, записать в тетрадь, выделить корень.

-дать учащимся понятие о родственных словах;

-упражнять в подборе родственных словах;

-научить детей выделять корень в словах.

2.

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

-прочитать слова, выделить корень;

-объяснить образование новых слов (суффиксы);

-изменить слова по образцу, записать их, обозначить суффикс;

-списать текст, вставить пропущенные суффиксы, обозначить их.

-объяснить учащимся образование новых слов при помощи суффиксов;

-научить выделять суффиксы в словах.

1.

Приставка. Образование новых слов.

-прочитать слова, выделить корень;

-выделить из данных слов приставку;

-списать, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках;

-списать предложения, подобрать нужную приставку к выделенным словам, обозначить приставку.

-объяснить учащимся образование новых слов при помощи приставок;

-научить выделять приставки в словах.

1.

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

-подобрать к данным словам родственные слова, выделить корень;

-«четвертый лишний»;

-замена словосочетания одним словом с приставкой;

-образовать новые слова с помощью суффикса;

-игра «ромашка» ( ответы на вопросы по теме «состав слова»).

-проверить сформированность представлений о морфологическом составе слова;

-умение разбирать слова по составу;

-совершенствовать словарь через умение подбора родственных слов и образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

1.

Правописание безударных гласных в корне слова

-прочитать слова, записать их, поставить ударение, обозначить точкой безударные гласные;

-перенести ударение на безударную гласную, прочитать починившийся слог, закончить начатое слово;

-списать слова, поставить ударение, показать безударную гласную, подобрать проверочное слово, поставить ударение в проверочных словах;

-прочитать ребусы,

-предупредительные диктанты.

-научить учащихся осмысленно ( не механически) подбирать проверочные слова к слову с безударной гласной.

4.

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов

-понятие «звонкие-глухие» согласные (з-с, б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш);

-выделить начальные звуки из слов;

-прослушать и записать пары слогов, слов;

-вставить  в слова пропущенные буквы;

-выписать слова в три колонки;

-вставить в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу;

-прослушать рассказы, письменно ответить на вопросы.

-дать понятие учащимся «звонкие-глухие» согласные;

-научить учащихся дифференцировать звонкие-глухие согласные на слух и на письме в слогах, словах, предложениях, текстах.

12.

Непроизносимые согласные в корне слова.

-вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы;

-исправить ошибки;

-выполнить фонетический разбор слов, дать характеристику звукам;

-образовать и записать слово с непроизносимым согласным в корне слова.

-закрепить у учащихся знания об орфограммах в корне слова;

-учить проверять непро-износимый согласный в корне слова;

-развивать орфографиче-скую зоркость;

-тренировать в фонетиче-ском разборе слов с не-произносимыми соглас-ными.

3.

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

-орфограмма в корне (однокоренное слово);

-орфограмма  в суффиксе  или окончании ( определить часть речи);

-особые случаи (ер-иноязычный суффикс, -жог-существительное, -жег-глагол).

-закрепить навык правописания О-Е после шипящих.

2.

Дифференциация предлогов и приставок.

-повторение ранее изученного(предлог, приставка);

-работа со словом;

-работа со словосочетанием (раскрыть скобки, записать правильно слова с предлогами и приставками);

-списать, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

-закрепить знания, умения,навыки о приставках и предлогах;

-совершенствовать умение выделять приставку из слов, а предлог из предложений.

2.

Разделительный Ъ и Ь.

-актуализация ранее изученного вспомнить правило);             -выбрать слова с Ъ и  Ь.

-закрепить знания о написании слов с разделительными Ъ  и  Ь.

2.

 Части речи.  Имя существительное. Изменение существительных по числам.

-понятие  «имя существительное»;

-изменение существительных по числам.

-научить детей изменять существительные по числам.

1.

Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.

-сказка В.Волиной «Как у существительных род появился».;

-устно: соотнести слова-существительные со словами –помощниками ( он мой, она моя, оно мое);

-логоритмика;

-«разложить предметы в чемоданчики» (записать слова);

-«четвертый лишний».

-знакомство со словоизменением существительных по родам;

-практическое употребление существительных разного рода;

-расширить словарный запас;

-развить зрительное внимание, восприятие, логическое мышление.

3.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа косвенных падежей.

знакомство с падежными формами имен существительных;

-дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей( закончить упражнения по вопросам);

-формирование навыка словоизменения(закончить предложения, правильно изменив последнее слово);

-преодоление аграмматизма в устной речи.

-познакомить учащихся с падежными формами имен существительных;

-сформировать навык дифференциации име-нительного и винитель-ного, родительного и ви-нительного падежей;

-сформировать навык словоизменения.

2.

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.

-составить предложения с данными словами;

-закончить предложения, изменяя слова по смыслу;

-дополнить предложения, отвечая на вопросы.

-сформировать навык словоизменения.

1.

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.

-закончить предложения, отвечая на вопросы;

-изменить слова так, чтобы они отвечали на вопрос кем? чем?

-составить предложения из данных слов, правильно изменяя их по смыслу.

-сформировать навык словоизменения.

1.

 

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.

-закончить предложения, отвечая на вопросы;

-составить предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

-сформировать навык словоизменения.

1.

Имя прилагательное . Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

-образование имен прилагательных, составление словосочетаний;

-составление предложений с именами прилагательными;

-вставить пропущенные слова, обозначающие признаки предмета;

-закончить предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.

-развитие словаря признаков;

-работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

2.

Глагол.

Согласование  глагола с именем существительным  в роде и  числе.

-закончить предложения по образцу;

-заменить два предложения одним, состоящим из двух слов;

-закончить предложения, изменяя по смыслу слово, данное в скобках;

-прослушать предложения, вставить пропущенные слова, используя слова для справок;

-составить предложения со словами, обозначающими действия предмета.

-сформировать у учащих-ся навыки  словоизменения, согласования имен существительных с глаголами в числе;

-обогатить словарь действий;

-развивать внимание, мышление и восприятие.

3.

Изменение  и образование глаголов.

-определение времени глаголов (прочитать словосочетание и определить время глаголов, придумать  с любым словосочетанием предложение);

-изменение глаголов по лицам (дописать соответствующее окончания глаголов, определить лицо);

-определить лицо глаголов;

-изменить глаголы по числам и родам;

-«лишнее слово» (прочитать глаголы, найти лишнее слово по грамматическим признакам);

-закончить предложения.

-обобщить знания по теме «глагол»;

-обогатить  глагольный словарь;

-научить изменять глаголы по лицам, числам, родам, времени.

3.

Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи.

-формирование навыка разбора слов по составу;

-уточнение значения слов;

-подбор антонимов.

-продолжить закреплять у учащихся навык разбора слов по составу;

-упражнять в подборе антонимов.

1.

Синонимы. Подбор синонимов к заданным словам.

-формирование навыка разбора слов по составу;                    -уточнение значений слов;       -подбор синонимов.

-продолжить закреплять у учащихся навык разбора слов по составу;

-упражнять в подборе синонимов.

1.

Омонимы. Многозначные слова.

-формирование навыка разбора слов по составу;

-уточнение значения слов;       -подбор омонимов.

-продолжать закреплять у учащихся навык разбора слов по составу;

-упражнять в подборе омонимов.

1.

Развитие связной речи.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.

-работа с сюжетными картинками различной тематики.

-научить составлять  преложения  по  сюжетным картинкам.

1.

Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности)

-составить предложения из отдельных слов с нарушением последовательности.

-научить составлять предложения из отдельных слов.

1.

Деление сплошного текста на предложения.

-работа с текстом.

-научить делить текст на предложения.

2.

Составление связного текста из деформированных предложений.

-работа с деформированным предложением;

-составить из них текст.

-научить детей составлять связный текст из деформированных предложений.

2.

 Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений.

-работа с предложением;

-составить  рассказ из предложений.

-научить детей составлять рассказ из данных предложений.

1.

Составление рассказа по серии картинок.

-рассказ « Как медведь сам себя напугал»  по Н.Сладкову.

-составление предложений по картинкам.

-учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

-учить последовательно пересказывать содержание рассказа.

1.

Составление рассказа по опорным словам.

-составление предложений по опорным словам.

-учить детей последовательно пересказывать содержание рассказа.

1.

 Выборочное выписывание из текста по заданию.

-работа с текстом.

-научить выписывать из текста по заданию.

1.

Итоговая проверочная работа (диктант)

1.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2007г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...