Построение коррекционной работы с детьми-инвалидами
методическая разработка по логопедии на тему

Карягина Юлия Александровна

Построение коррекционной работы с детьми-инвалидами как целостной системы здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_korrektsionnoi_raboty_s_detmi-invalidami.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Построение коррекционной работы с детьми-инвалидами как целостной системы здоровьесбережения.
 ( Карягина Ю.А.) 

1.      На логопедических занятиях исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка.

2.      Не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений. Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, обеспечивающую здоровье ребенка.

3.      Изучение медицинских карт, индивидуальная беседа с мамой ребенка позволяют логопеду собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность разработать личностно-ориентированный подход при работе с ребенком. Это позволяет сразу же прогнозировать возможные трудности в обучении и помогает своевременно компенсировать причины возникших (или имеющихся) трудностей.

4.      Для оздоровления детей с соматическими заболеваниями в условиях обучения необходимо достичь гармонии предметно-развивающей среды. Речь идет об оснащении здоровьесберегающего и учебного пространства в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях детей рассаживаю с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за столы, соответствующие их росту. Необходимо создать максимально комфортные условия для наших детей. Занятия должны приносить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций.

5.      Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывает воздушно-тепловой режим помещений. Поэтому после каждого занятия (индивидуального, подгруппового) я провожу проветривание помещения в отсутствие детей. В это время отвожу позанимавшегося ребенка в группу и забираю на логопедическое занятие следующего ребенка.

6.      Несомненное значение в создании благоприятной для здоровья образовательной среды имеет правильно составленное расписание занятий. Поэтому проведение логопедических занятия на развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия и развития навыков звукового анализа слов необходимо планировать в «удобное» для детей время. Известно, что с утра умственная работоспособность детей, как правило, низкая. Затем она постепенно повышается до оптимального уровня. Что касается дня недели, то вторник и среда - дни наиболее благоприятные для таких занятий, когда организм ребенка функционирует на «все сто».

7.      Но даже при учете этих факторов, в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, что безусловно влияет на состояние здоровья ребенка. Вот почему логопед должен проводить физкультминутки, короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий. Такие физкультминутки уменьшают утомление и снижают отрицательное влияния однообразной позы. Способствуют снятию напряжения с мышц туловища. В состав физкультминуток обязательно нужно включать упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания.

8.      При проведении индивидуальных занятий в логопедическом кабинете логопед всегда должен учитывать соматический статус ребенка. Смена позы ребенка (на стульчике, на коврике), смена видов деятельности (игры, упражнения для развития мелкой моторики). Контроль за дыханием и выполнение дыхательных упражнений, что особенно важно для детей с заболеваниями лор-органов. Необходимо уделять большое внимание состоянию ребенка на момент начала занятия. Возможно, следует уменьшить объем подобранного материала для занятия или заменить запланированные задания на более легкие, используя игровой материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Публичное представление собственного инновационного проекта по работе с "удивительными детьми"(инвалидами)

Детям с ограниченными возможностями, «удивительным детям» особенно необходимы люди, которые могут уделить им внимание - поиграть, почитать книжку, побегать с ними по двору. Волонтерство - это возможно...

Формы и методы работы с детьми-инвалидами.

Данный  вид  работы  -  это  обобщение  своего  опыта.  Его можно  отнести  к  научно-методической  деятельности  учителя....

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и детьми -инвалидами и оказание помощи детя...

План работы педагога- психолога с учащимися ОВЗ и детьми- инвалидами

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагогов- психологов Юрченко Н.Г. и Переваловой Н.С. ...