Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
статья по логопедии на тему

Булавацкая Ирина Вячеславовна

Комплексный  подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный  подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида.

Учитель – логопед высшей квалификационной категории

 ГБС(К)ОУ школы – интерната №15 г.Краснодара:

Булавацкая Ирина Вячеславовна

Ранний детский аутизм (РДА) – искаженный вариант первазивного (множественного, всепроникающего) нарушения психического развития, связанный с дефицитом базальной потребности ребенка в общении в следствии патологии, прежде всего, эмоциональной и когнитивной сфер психики.

Сочетание двух патогенных условий – нарушение активности и снижение порогов аффективного и сенсорного дискомфорта – определяет патопсихологическую структуру синдрома детского аутизма.

Сочетание двух указанных патогенных факторов ведет в конечном итоге к формированию вторичных признаков аутистического дизонтогенеза, например, к возникновению стереотипов.                                        

Изменения контингента С(К)ОУ VIII  вида

  • Количественные - увеличение в классах детей с более тяжелыми формами умственной недостаточности (дети с более легкой степенью умственного недоразвития обучаются в классах КРО общеобразовательных школ).

  • Качественные - снижение однородности клинических проявлений, связанное с увеличением распространенности олигофрений, обусловленных  последствиями эндогенных процессов, дегенеративных заболеваний нервной системы, токсических, посттравматических энцефалопатий и др.

Клинико-физиологическая классификация УО с использованием типологии  
Д.Н.Исаева (1982г.)

Формы

Варианты

Стеническая форма

Уравновешенный

Неуравновешенный 

Астеническая форма 

Основной

Дислалический

Диспрактический

Дисмнестический

Брадипсихический 

Дисфорическая форма 

Основной

Атоническая форма 

Акатизический

Мориоподобный

Аспонтанно-апатический

Аутистическое расстройство

Типичный вариант – Ранний детский аутизм

Атипичный вариант – Детская шизофрения

Тип контакта

Невозможность установления контакта - отличается от вышеописанных типов контакта пассивной (при атонической форме олигофрении) либо активной (при аутистических расстройствах) отгороженностью ребенка от окружающей обстановки. Характерно безразличие к внешним стимулам, отсутствие прямого глазного контакта, скольжение «отсутствующим взглядом» по происходящему вокруг, отсутствие инициативы, бездеятельность либо «застревание» на стереотипной возне с каким-нибудь предметом,  малая выраженность либо полное отсутствие взаимодействий с окружающими. Часто такие дети не дают ответа на обращенный к ним вопрос, обращение по имени, только повторные, настойчивые и более громкие оклики, а иногда и прикосновения заставляют детей как-то отреагировать. Имеют место поступки, производящие впечатление своеобразных и нелепых, встречается гримасничанье, неестественные позы, нелепые вопросы, нецеленаправленное, однообразное, суетливое и беспокойное поведение. В классе подобный ребенок держится в стороне от остальных, почти не участвует в уроке, играет один в свои однообразные игры либо может недолго наблюдать со стороны за другими детьми.

Диагностический алгоритм при невозможности установления
контакта

Невозможность установления

контакта

пассивная отгороженность

ребёнка

активная отгороженность

ребёнка

поведенческие стереотипы

простые

поведенческие стереотипы

сложные

Атоническая олигофрения

Аутистическое расстройство

РДА

Шизофрения

                                                 

Аутистическое расстройство

Аутистическое расстройство, к которому относятся ранний детский аутизм и шизофрения, отличаются невозможностью установления контакта с ребенком, характеризующейся активной отгороженностью от окружающей действительности и наличием сложных поведенческих стереотипов. Под активной отгороженностью подразумевается отсутствие интереса не просто к обстановке вокруг, а именно  к процессу общения с людьми, связанное с погруженностью в свой внутренний мир. При этом попытки вступить в контакт с таким ребенком и привлечь его внимание вызывают активное сопротивление и протест с его стороны, вплоть до вспышек агрессии. В отличие от атонической формы олигофрении такие дети не страдают грубыми расстройствами внимания и более способны к сосредоточению и волевому усилию. Особенно это проявляется в их сложной стереотипной деятельности, часто напоминающей специфические «ритуалы», которые у каждого такого ребенка свои, особенные и оригинальные, усложняющиеся с годами.

 ***  Для сравнения -  пассивная отгороженность, характерная для атонической формы олигофрении,  связана с грубо расстроенным вниманием и невозможностью сосредоточиться, при этом настойчивые попытки педагогов привлечь внимание ребенка часто увенчиваются успехом, и не вызывают какого-либо сопротивления с его стороны.

Рекомендации для учителя

Обучение ребенка с РДА необходимо начинать  с нескольких индивидуальных занятий, во время которых устанавливается и формируется контакт с педагогом. Учителю  необходимо стараться  обрести статус «проводника и опоры»  ребенка в незнакомых ему прежде условиях обучения с другими детьми.  Прежде всего,  важно выяснить на каком расстоянии от ребенка можно находиться, каким голосом и в какой манере с ним разговаривать, какие слова и обороты целесообразно употреблять, каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности и т. д., чтобы не провоцировать отрицательных эмоциональных реакций. Для этого важно определить основные предпочтения и интересы подобных детей и формы собственной аутостимуляции,  поговорив с родителями и его ближайшим окружением. Можно использовать домашние игрушки и хорошо знакомые предметы в качестве дидактических пособий и материалов для учебы. Так как такие дети склонны к монотонным, стереотипным занятиям, можно предложить им во время урока сосредотачиваться на каком – либо отдельном задании. Важно научиться отслеживать их негативные эмоциональные проявления и не создавать поводы для их возникновения. Нужно создавать условия, чтобы дети контактировали с другими ребятами и периодически ненавязчиво подталкивать их к этому общению.  Необходимо следить за эмоциональной атмосферой вокруг такого ребенка в классе, созидая бесконфликтную среду, сделать попытку «подружить» его с самым спокойным, эмоциональным и отзывчивым ребенком в классе, для этого нередко хорошо  подходят дети с синдромом Дауна.

Технология работы с семьями,
воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Раннее выявление детей с последствиями ПЭП и генетической патологией;
  • Комплексное психолого – медико – педагогическое сопровождение семей;
  • Онтогенетическая концепция и муниципальная модель социально – образовательной интеграции;
  • Система межведомственного взаимодействия в отстаивании прав и интересов ребенка;
  • Социальная протекция семьи.
  • Культурно – досуговая и спортивно – оздоровительная реабилитация ребенка в социуме.

Коррекционно-развивающая модель - это обучение детей с умственной отсталостью, ориентированных на развитие компенсаторных механизмов личности ребенка, обеспечивающих ему усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной социализации.

Теоретическую основу коррекционно-развивающей модели организации обучения детей с умственной отсталостью составляет учение Л.С. Выготского о компенсации дефекта, об общих закономерностях нормального и аномального развития, о единстве биологических и социальных факторов в развитии личности и ее социальной обусловленности. К наиболее общим чертам этого подхода относятся следующие тезисы:

  1. для воспитания (обучения) ребенка с умственной отсталостью важна не сама по себе недостаточность, дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность;
  1. процессы компенсаторного развития обладают объективной целеустремленностью, т.е. используют полезные функции в развитии ребенка;
  1. возможность развития и компенсации умственного и сенсомоторного дефекта за счет развития и совершенствования, в первую очередь, высших психических функций;
  1. ведущая, стимулирующая роль обучения в развитии ребенка с умственной отсталостью.

Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр.  Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки.

     

       Принципы  коррекционно-развивающего  обучения

Принципы

Методы реализации в уроке

Динамичность восприятия

- задания по степени нарастающей трудности (развитие речи: слово-словосочетание  -фраза-предложение-текст).

- включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (С.Р. с учебником), пишут, играют. Только при таком подходе реализуется охранительный режим обучения.

- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.

Продуктивной обработки информации

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Акцент надо делать на сохранные функции, а не на нарушенные функции, надо вытащить компенса-торный механизм.

Развития и коррекции высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

- задания с опорой на несколько анализаторов.

Мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в урок материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- призы, поощрения, развёрнутая, аргументированная словесная оценка, фиксирующая отношение учащихся к выполняемой деятельности.

Литература:

1. Екжанова Елена Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, директор ГОУ Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево».

2. ХУДЕНКО Е.Д. - доцент кафедры психологии и дефектологии, кандидат педагогических наук, директор Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», автор учебников по развитию речи и программы по воспитательной работе, рекомендованные Минобрнауки РФ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...

Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...

Статья «Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения».

Статья «Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения»....

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Программа включает в себя пояснительную записку, темтическое планирование и краткое описание занятий....