Урок путешествие «В замке букв»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Кормилицына Елена Сергеевна

Закрепление знаний о гласных звуках и буквах а, о, и, у, э, ы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_znaniy_o_glasnyh_zvukah_i_bukvah_a_o_i_u_e_y.docx51.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в первом классе.

Урок путешествие «В замке букв»

Тема урока: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах а, о, и, у, э, ы.

Цели занятия:

Образовательные:

- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- учить выделять гласный звук в слове;

- учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О, Э.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в течение всего занятия;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая  презентация к занятиюгель, ватные диски, одноразовые тарелки,  ключи из картона, пшено, буквы,  рабочие тетради, подарки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки и наше тепло будет передано  друг другу.

     Логопед

 - Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

Повторение пройденного.
- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Почему они называются гласными? 
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные) 

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Каким цветом они обозначаются?

-Ребята, вы любите приключения?

-Сегодня мы с вами отправимся в волшебный замок букв.

В башне спрятаны сокровища, но для того чтобы  ним добраться надо получить 6 ключей. А для начала сделаем разминку.

2.Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

«Улыбочка»-губы растянуты в улыбке, видны и верхние ,и нижние зубы.

«Хоботок»-губы вытянуть вперед ,как при звуке «у».

«Почистим зубки»-языком «почистить» верхние и нижние зубы с внешней и внутренней стороны.

«Часики» -попеременно касаться кончиком языка уголков рта. Движения выполнять точно ,ритмично не сжимая губами язык.

«Качели»-попеременно касаться кончиком языка  то верхних , то нижних зубов.

-Отгадайте с какими звуками мы будем сегодня работать по беззвучной артикуляции и символам.(А,О,У,Ы,Э, И.)

Дыхательная гимнастика.

Цель: Развивать речевое дыхание.

- Но  мы стоим на месте. Давайте отправимся в замок на облачках.

Для этого нам понадобится гель, ватные диски

Ребята, возьмите на диск, капелька геля, подули. О! Сколько облачков!

Летим в замок!

Прилетели.

Перед входом нас ждёт стражник. Он нас пропустит если мы отгадаем загадки. Ну, что? Давайте отгадывать.

А сейчас послушайте загадки, на столе лежат отгадки-картинки, вы должны будете отгадать загадку, найти картинку и поднять её.

Загадки:

Круглый, полосатый,

 С огорода  взятый,

 Алый, сахарный,

 Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

С ушами, но не заяц,

 Серый, но не волк,

 У него есть хвост

 И четыре копыта. (ослик)

Что это у Галочки?

 Ниточка на палочке.

 Палочка в руке.

 Ниточка в реке.

 Обменяет ей река

 Окунька на червяка. (удочка)

Бежит свинка,

 Стальная спинка,

 Льняной хвостик,

 Всех одевает, а себя никогда. (иголка)

На лучинке, в бумажке,

 В шоколадной рубашке,

 В руки просится само.

 Что же это? (эскимо)

Эту букву знаешь ты?

 Есть она в словах: "кроты,

 "Бусы", "сыр" и в слове "мы".

 Ты запомни букву Ы.

Молодцы! Хорошо!

Посмотрите на доску и назовите первый звук во всех словах. А, О , У, И, Э. И звук Ы не может стоять в начале, он стоит в словах в середине и конце.

Ребята, вы получаете первый ключ!

Ну вот, мы в замке и нас встречает дворецкий. У него второй  ключ. Для того, чтобы его получить  надо назвать все буквы, которые мы уже изучили.

Вспомните стихотворение про гласные звуки:

А О У Ы Э И

Звуки гласные мои

Их нетрудно перечесть

Гласных звуков ровно шесть. 

А О У Ы Э И

Ура! Вы получили второй ключ. Отправляемся дальше по нашему замку.

Впереди у нас лестница, которая ведёт в башню с сокровищами. Но на ней не хватает ступенек. У вас на столе те самые недостающие ступеньки. Прочитайте правильно слоги-ступени, поднимитесь по лестнице.

НА КА ЛА ТА НО КО ЛО ТО НЫ КЫ ЛЫ ТЫ НИ КИ ЛИ ТИ НУ КУ ЛУ ТУ

Молодцы, ребята. У вас всё получилось. У вас есть третий ключ!

Определение начального и конечного гласного звука.

А вот нам встретился королевский паучок. Он хочет с вами поиграть. Выполните его задания и получите ещё один ключ.

Назовите гласный с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

Назовите гласный которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

Выделение гласного звука из середины слова (с опорой на наглядность)

Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

На стенах замках мы видим загадочные письмена. У вас на столе лежат карточки, обведите все гласные буквы которые находятся в рисунке.

Описание: image002

Физминутка

Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками.
Киваем головой
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы крутимся потом
Мы топаем ногами
– Топ– топ– топ
Мы руки поднимаем
-Хлоп-хлоп-хлоп
Мы руки разведем
И побежим кругом.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.

Ребята! В замке стало совсем темно. Вам надо зажечь фонарики определив правильно букву на ощупь. Скажи, какой фонарик ты зажёг?

 - Саша, какой фонарик ты зажёг?

- А!

- А ты Мира?

Когда дети зажгли все фонарики.  Продвигаемся дальше по лестнице.

Ребята, нам повстречался принц! У него в руках коробка с пшеном.

Выполним задание и получим ещё пятый ключ.

Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

- Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове.

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

- Теперь задание усложним: я показываю вам картинки, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.

Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

Закрепление графического образа буквы.

Ну вот мы почти у самой цели. Около входа в башню стоит сундучок с заданиями. Один ученик выходит и читает задание.

 

Задание 1.

- Запишите гласные буквы, которые находятся в данном слове.

На доску  картинки, рядом напечатано название картинки с пропущенной  гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. Вставляем пропущенные буквы каждый поочереди.

Задание 2. 

- Запишите эти слова на листочек. Гласные буквы подчеркните  красным карандашом.  Ключ.

 Вы получаете последний 6 ключ.

Ребят, а как вы думаете? Почему 6 ключей?

Потому что гласных букв тоже 6! Давайте вспомним стишок

Звуки гласные мои

Их нетрудно перечесть

Гласных звуков ровно шесть. 

Заветная дверь в сокровищницу открылась. А вот и сокровища.


Литература:

  1.  Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». Москва «ВЛАДОС» 2004г.
  2.  Е.В.Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления у младших школьников с задержкой психического развития». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004г.
  3. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Москва 2007г.
  4. А.И.Максакова, Г. А. Тумакова «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. 2-7 лет». Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»2005г.
  5. « Понятийно- терминологический словарь логопеда» под редакцией проф. В.И.Селиверстова. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997г
  6. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
  8. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

Урок-путешествие «Чаепитие с буквой ч»

(«Звук [ч’], строчная согласная буква ч.Правописание буквосочетаний ча, чу.)  Обучение грамоте     1 классЦель: создание условий для формирования навыка плавного правиль...

Урок-путешествие "Буква Юю"

Тема: Звуки  й    у , буквы Юю.Цель: познакомить с новой йотированной буквой.Задачи:  - формировать  навыки  правильного чтения  слов с  новой  буквой...

Буквы Кк, Пп. Урок-путешествие.

Урок закрепления нового материала по "Азбуке" (авт. Н. В. Нечаева и К. С. Белорусец) построен в форме игры-путешествия. (Система Л. В. Занкова)...

урок обучения грамоте "Заглавная буква Ю. Космическое путешествие. Упражнения в чтении.

На данном уроке дети, совершая космическое путешествие, знакомятся с заглавной буквой Ю. Учатся её печатать. Вся работа построена в интересной форме....

Урок-путешествие по обучению грамоте "Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]"

Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’] ;различать согласные, обозначающие  звонкие и глухие звуки;научить читать слоги и слова с буквами П,п;совершенствовать нав...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....