Методическая разработка "Характеристика звука Р"
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Воронецкая Ольга Семеновна

В методическом пособии представлена отработка с детьми младших классов звуков  "Р - Р". Занятия проводятся в игровой форме. Ученик сможет закрепить и автоматизировать в речи труднопроизносимые звуки, разовьет фонематический слух, пополнит свой словарный запас. Освоить основы звуко -буквенного анализа, потренировать связную речь. Представлены тренажеры   и разнообразные задания, упражнения.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_metodicheskaya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Характеристика звуков и правильное положение органов речи при их произношении»

Как произносятся звуки Р и Рь в норме?

Звук р - согласный, твердый, дрожащий.

Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.

Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_566887d2e1a70/mietodichieskaia-razrabotka-kharaktieristika-zvukov-i-pravil-noie-polozhieniie-orghanov-riechi-pri-ikh-proiznoshienii_1.png
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

     Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Постановка звука.

     Ученик произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Слоговые упражнения для тренировки твердого звука р:

Рэ  ра  ро  ру  ры

Рэрр  рарр  рорр рурр  рырр

Рэррэ  рарра  рорро  рурру  рырры

Трэ  тра  тро  тру  тры

Дрэ   дра  дро  дру  дры

Это упражнение надо делать после того, как выработана четкая артикуляция звука р

Упражнение для тренировки твердого  звука р словах:

Рама                рынок      зарубка          упор  

Радость           рыжик     порубка          затвор

Рот                  парад        прорыв           укор

Роскошь         тирада      порыв             сговор

Слова для тренировки звука р в сочетании с другими согласными:

Крона             враки                дровни          травма    

Крах               вровень             друг              трон

Круг               вручную           дрыгать        струны

Краски           врыть                дрема            строгий

Грош             брага                  прыгать        фраза

Гром             брызги                прочный        фрукт

Слоговые упражнения на р:

Ри  ре  ря  ре  рю

Риррь реррь  ряррь  реррь  рюррь

Рирри  рерри  рерре рюррю

Три  тре  тря  тре  трю

Дри  дре  дря  дре  дрю

Слова для тренировки мягкого  р:

Рис                 ряженый           карета

Рикша           рюмка               порядок

Ритм             перина               зарядка

Слова для тренировки мягкого р в сочетании с другими согласными:

Пресный          время                    гребень     требование

Прихоть          вредный                грезы         тренькать

Капризный      врезать                  грести        тренер

Брести             фрески                  кресло        кадриль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическое пособие по автоматизации звуков.

Авторские комментарии:Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая  циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации з...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)

учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....

Учебно- методический комплект: Звук [м] [м\']

Тема: Звук [м] [м’], буква м.  Москва - столица России.  Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с буквами М, м; закрепить умение правильно употреблять заглавную букву при написании ...

Методическая разработка "Звуки [п],[п]. Буквы П,п"

Конспект занятия по обучению грамоте (чтению) для 1 классов...