Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
статья по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции на занятиях необходимо использовать методы и приемы коррекционной работы, направленные не только на совершенствование устной речи, коррекцию и предупрежде­ние недостатков письменной речи, но и на развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Устранить или компенсировать эти проблемы у детей обычными методами не получается, следовательно и помочь ребенку в скорейшем овладении навыками письма и речи можно только осуществляя комплексный подход к решению его проблем.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gppts_dogm.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     ГППЦ  ДОгМ

ТО «Останкинское»

учитель-логопед высшей категории

                                                                               Гаврилова Ольга Евгеньевна  

Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.

Современный   ребёнок  к   4,5 -  5  годам  должен  овладеть  всей   системой    родного   языка :  говорить   связно,  полно  излагая  свои  мысли, легко  строить  развёрнутые  сложные  предложения;  без   труда   пересказывать   рассказы  и    сказки.  Такой  малыш   правильно   произносит  все   звуки. Его  словарный  запас   составляет  от   четырёх  до   пяти   тысяч   слов. 6 - 7 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. За последнее время недостатки развития устной речи усложнились, их количество увеличилось (по данным некоторых авторов с 1977 года по настоящее время они выросли с 9% до 70%), они всё чаще стали сочетаться с органическими нарушениями. Это приводит ребенка к  массе других проблем, в  числе которых будет и  неуспеваемость в школе. Одной из наиболее серьезных школьных проблем ребенка  является его неготовность  к овладению письменной речью. Речевые проблемы усложняют  усвоение программного материала по русскому языку и другим предметам,  что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении, затрудняют общение со сверстниками. «Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.» А.Р. Лурия

Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов:
-слухового,
-зрительного,
-двигательного.
         Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоемкой проблемой, что требует во-первых, участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога, классного руководителя ребенка), а во-вторых, предусматривает совместную, согласованную деятельность не только логопеда и ребенка, но и, конечно же, родителей, которые имеют право присутствовать на занятиях для того, чтобы суметь объяснить, помочь ответить на возникшие вопросы у ребенка при выполнении домашнего задания, что становится возможным в условиях ППЦ. Это, в свою очередь, предполагает своеобразие приемов исследования и воздействия на детей с данным расстройством, нередко включающим в себя не только проявления нарушений письменной речи, но и целый комплекс психологических дисфункций.
«Я не могу, у меня ничего не получается»,— обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка, приступая к занятиям с ним. Чтобы ребенок обучался успешно, необходимо развить у него произвольную саморегуляцию, навыки внимания, детекции ошибок, понимание причинно-следственных отношений; а также слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений. Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции на занятиях необходимо использовать методы и приемы коррекционной работы, направленные не только на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение недостатков письменной речи, но и на развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Устранить или компенсировать эти проблемы у детей обычными методами не получается, следовательно и помочь ребенку в скорейшем овладении навыками письма и речи можно только осуществляя комплексный подход к решению его проблем.    

  • Виды работ для коррекции нарушений письма и чтения:

-  различные упражнения по развитию мышления и воображения                                        • мысленное представление различных образов и состояний;                                                                                                               • анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций;                                                                                                                         • представление текстов зрительными образами                                                                                                                                                             -  игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха  • цветовая маркировка букв, слогов, слов;                                                                                                                                                        • вычеркивание заданных букв из текста;                                                                                                                                                            • деление на слоги;                                                                                                                                                                                                          • числовые и буквенные пирамиды, таблицы;                                                                                                                                                   • складывание узоров;                                                                                                                                                                                                                 • дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.                                                                                                         -  упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков                                                                                                                              объяснение правильно написанных слов, их запись;                                                                                                                            • составление графических схем предложений и предложений по схемам;                                                                                              • определение места заданного слова в предложении;                                                                                               • практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола;                                                                                                                                                                                              • упражнения, игры на согласование различных частей речи;                                                                                                                • подбор родственных слов;                                                                                                                                                                              • игры «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Чей это хвост (уши, голова и т.д.)»;                                                                  • упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту (и наоборот)                                                                                                                                -  восстановление пропущенных букв                                                                                              • выделение гласных из слога, слова;                                                                                                                         • анализ и синтез слогов с помощью фишек;                                                                                                        • составление слогов и слов из разрезной азбуки;                                                                                                   • определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства                                                                                                                                       • работа с деформированным словом;                                                                                                                                                        • работа с изографами;                                                                                                                                                                                            • игра «Составь слово»                                                                                                                                                                                                                                                   -  поиск слов на изучаемое правило                                                                                          • придумывание слов и предложении;                                                                                                                                                 • подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером;                                                                                                  • упражнение  вставить пропущенные орфограммы                                                                                                               • обозначение цветными маркерами изучаемой орфограммы                                                                                         - самостоятельный поиск орфографических ошибок                                                                     •  закрепление зрительного образа определенной буквы в определенном месте                                              • развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза                                                                            • расширение поля зрения                                                                                                                                                  • умение выполнять многоступеньчатую инструкцию                                                                                                             • планировать деятельность                                                                                                                              • выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания                                                                                      • развитие функции самоконтроля;                                                                                          - чтение и запись слов и предложений под диктовку                                                                    • чтение словарных слов с шипованным мячиком (синхронизация работы рук и речи с активизацией мизинца и безымянного пальца, более других стимулирующих работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыка быстрого чтения, но «отдыхающих» в обычной жизни )                                                                           • чтение слов только гласными звуками при одновременном перекладывании из руки в руку и последующем сжатии мягкого среднего  (8 см) шипованного резинового мяча                                                                                             • чтение слов только согласными звуками при одновременном перекладывании из руки в руку и последующем сжатии мягкого маленького (3-4 см) шипованного резинового мяча                                      • орфографическое чтение предложений                                                                                                     • воспроизведение предложения по памяти вслух                                                                                          • работа с каждым словом предложения, отмечая все действия карандашом в книге: ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.                                                                                                                   • по памяти, вслух, проговаривая орфографически, воспроизвести это предложение.                                                                 • закрыть книгу и по памяти записать в тетрадь предложения, диктуя его орфографически в словах поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.                                                                             

   Конечным этапом овладения графическим навыком письма является возникновение автоматизированных движений руки, но предшествует этому достаточно сложная деятельность, имеющая многоуровневую структуру и включающая большое количество операций: анализ звуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. У взрослого человека все это носит сокращенный, свернутый характер. При овладении ребенком графическим навыком письма все эти операции осуществляются в развернутом виде, а ребенок, имеющий проблемы, справляется с выполнением графических заданий гораздо медленнее и менее качественно.                                                                                        

  • Глаза в глаза...

Занимаясь с ребенком

  • сидите справа от него. Правая сторона — это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении — к результатам, которых вы оба ждете;
  • занимайте позицию Левелинга — на   уровне   глаз   ребенка   (он   —   на стуле, вы на стульчике; он — на полу и вы — на полу);
  • следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
  • принимайте ребенка таким, какой он есть;
  • будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он — интерес к тому, что он делает);
  • оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться,   лгать,   притворяться;   будьте  спокойны   и   доброжелательны,   открыты ему и искренни;
  • никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
  •    Три ДА !!!

«Уважаемые взрослые – умные, достойные!  Прежде чем начать работать с ребёнком, вспомните, что вы желаете своему подопечному добра и искренне хотите ему помочь. Не унизить своими возможностями и знаниями, не сломать своим нетерпением, не навредить констатацией его промахов, а помочь. Зегебарт Г.М.)»

•   Ребенка   нужно   поощрять   как можно чаще и как можно естественней. Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать? Я думаю, что у каждого                                                                    учителя-логопеда есть свои «якоря». Это могут быть  наклейки  по разным                          темам, печати, смайлики, пятерки разного размера и т.д.                                                                                                                                           •   Ребенка  нужно  поощрять  теми способами,    которые    ему    больше всего нравятся.  Предложите   ребенку самому выбрать свою оценку, то что для него будет действительно поощрением, которое принесет радость и сформирует у него положительный настрой на последующие занятия. Конечно, для этого надо знать предпочтения каждого ребенка и активными помощниками в этом чаще всего оказываются родители.                                                                                                                                         •   Ребенка нужно хвалить постоянно,   даже   если   у   него   ничего   не получается,  а  при  малейшей  удаче тем более.                 И не только логопеду, но и пожалуй самое главное, родителям. Важно не критиковать, играя на самолюбии, а помогать, подсказывать, поощрять, «не получается сейчас, получится завтра». Все это помогает скорректировать различные сферы психики детей с проблемами, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.                                    

Литература:

1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Дидактический материал по коррекции письменной речи, М: 1999.

2. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. М., Генезис, 2010.

3. Токарь И. Сборник упражнений по предупреждению и устранению  нарушений письменной речи, Москва: ИД "Образование Плюс", 2005.

4. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г., Дисграфия: Исправление ошибок при письме: Практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов, ЭКСМО, 2004.

5. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С.  Графемика. Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет, Литур, 2006.

6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1978.
7. Ястребова. А.В. Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.              
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»

С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи  умладших школьников...

Исправляем, играя (Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи )

Исследования показали, что начиная с 1977 года количество учащихся начальных классов общеобразовательной школы с нарушениями устной и письменной речи выросло с 8,7% до 70% и продолжает увеличиваться. ...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....