Статья " Технологии коррекции нарушений письменной речи у младших школьников"
статья

Панова Екатерина Валентиновна

Рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблему нарушения чтения и письма изучали: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А Н. Корнев, Р.И. Лалаева, С.С.Мухина и многие другие. С.С. Мухина считала, что в основе дислексии и дисграфии лежит нарушение структурообразования. Также Мухина выдвигала свое мнение по поводу возникновения дислексий и дисграфий, она связывала это с наследственностью (алкоголизм, эпилепсия родителей, психопатия, родовые травмы).

Я.О. Микфельд в своих работах более глубоко изучал дисграфию, выявив при этом что наиболее распространенный вид дисграфии оптическая. Я.О.Микфельд говорит о том, что в процессе овладением чтения и письма необходимо обращать внимание на сигналы, которые сообщают о трудностях овладения чтения и письма по оптическому признаку:

  • 1) Неумение сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный);
  • 2) Неумение сравнивать предметы по величине (маленький - большой, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий);
  • 3) Неумение ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади);
  • 4) Трудности в определении сходства и различия зрительных изображений;
  • 5) Трудности в преобразовании фигур;
  • 6) Неточности срисовывания и конструирования (упрощение фигур, уменьшения количества элементов, неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом;
  • 7) Поздняя латерализация или ее нарушение (левшество, смешанная доминанта);
  • 8) Плохая дифференциация правой и левой частей тела.

Работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:

  • 1. Развитие зрительного восприятия;
  • 2. Расширение объема уточнения зрительной памяти;
  • 3. Развитие зрительного анализа и синтеза;
  • 4. Формирование пространственных представлений: (дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, уточнение понимания предложных конструкций, обозначающих пространственное отношения).

Милостивенко Л.Г. предлагает вести логопедическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии по нескольким направлениям: формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков; развитие внимания, формирование связной речи, развитие мелкой моторики рук; развитие тактильных ощущений; расширение "поля зрения" ребенка; развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

2. Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии

Е.Я. Яструбинская в своих работах говорит о том, что предупреждать дисграфию можно начиная с трех этапов.

1этап.

Обследование будущих школьников на собеседовании. Задача - выявить детей с недостатками в звукопроизношении, несформированностью тех или иных психических функций. Обследование младших школьников страдающих нарушениями чтения или письма. Анализируются письменные работы, исследуется процесс чтения.

2 этап.

Осуществляется, специальное углубленное обследование детей с нарушением речи и письма, недостатками в звукопроизношении.

Задача - дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики, причин и вида дисграфии, дислексии, степени их выраженности.

3 этап.

Выявление и учет специфических ошибок.

Задачи:

  • 1. Уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае;
  • 2. Скомплектовать группы учащихся с учетом выявления нарушений;
  • 3. Контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.

Программа Л.Е. Ефименковой по коррекции дисграфии состоит из 2 разделов.

  • 1 раздел "Коррекция устной и письменной речи учащихся первых классов".
  • А) формирование фразы и связной речи (расширение и совершенствование словарного запаса учащихся).
  • Б) предложение и работа над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением.
  • В) работа над распространением предложения путем введения второстепенных членов и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи).
  • Г) формирование связной речи (различные виды пересказа: подробный, выборочный, краткий, творческий; составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картине, по опорным словам, по предложенному плану).
  • Д) развитие фонематического восприятия.
  • Е) развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Ё) задания, направленные на развитие неречевых процессов: мышления, слухового и зрительного внимания, памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»

С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи  умладших школьников...

Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и ...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....

Презентация "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников"

Данный материал помогает предупредить и корректировать нарушение речи у младших школьников....