Презентация "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников"
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Данный материал помогает предупредить и корректировать нарушение речи у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon preduprezhdenie_i_korrektsiya_pismennoy_rechi.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ » Давыдова Наталья Александровна Учитель-логопед МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Январь,2021год

Слайд 2

Дисграфия у младших школьников – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: - дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма. Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИЙ У ДЕТЕЙ 1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. 2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. 3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. 4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. 5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п. 6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения. 7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др. 8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.) 9. Расширение "поля зрения " ребенка. 10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Слайд 5

Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме» Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии

Слайд 6

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие языкового анализа и синтеза Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Слайд 7

Аграмматическая дисграфия Коррекционная работа при грамматической дисграфии 1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Слайд 8

Оптическая дисграфия Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Слайд 9

Игры и упражнения, используемые в работе по профилактике дисграфии у учащихся Игра: «Что за шум?» Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звон телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно их «озвучить» голосом или провести подручными средствами. Правила игры: Ведущий демонстрирует ученикам шум, они должны его отгадать. Игра: «Делай с нами» ЛОГОПЕД определяет запрещенное движение, затем начинает двигаться. Школьники повторяют за ним все, кроме запрещенного движения.

Слайд 10

Игра «Что получилось? ЛОГОПЕД предлагает ученикам выполнить ряд действий по расстановке букв, например: выложи букву О; справа от нее положить букву К; слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось? (кот, жук, дом, дым, пол, ком, кол …) Игра: «Обозначь хлопками схему слова» ЛОГОПЕД: «Рыба, заяц, зима, весна, овощи, природа, голова» Ученики хлопками обозначают схему слова, выделяя сильным хлопком ударный слог. Например: но-га – хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок).

Слайд 11

Прочитай пословицу по первым буквам картинок Упражнение «Расставь буквы» Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились . «Делу время, потехе – час».

Слайд 12

«Найди все слова в цепочке» «Спрятанные слова» Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов. Упражнение: «Составь слова» к, о, с (сок) е, р, о, м (море) у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша) м, р, и (мир) а, к, у, р (рука) т, о, р (рот) б, о, н, е (небо) ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса) д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)

Слайд 13

Для работы с предлогами используем схемы Упражнение: «Закончи предложение» Если сегодня понедельник, то завтра будет … Если сегодня четверг, то завтра будет … Сегодня пятница, а вчера был … а, завтра будет … и т.д.

Слайд 14

Заключение Актуальность профилактики дисграфий у учащихся с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов в речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико- грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико- пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»

С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи  умладших школьников...

Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и ...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....