Звукобуквенный и слоговой анализ слова
план-конспект по логопедии на тему

Махова Нина Михайловна

Данный конспект группового логопедического занятия предназначен для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Предлагаются разные виды заданий на формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа. Используемый наглядный материал способствует поддержанию мотивации учащихся и усвоению программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     « Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов»                        

Цель: развитие навыков звукобуквенного,  слогового анализа и синтеза у обучающихся  через использование наиболее эффективных  методов и приёмов коррекционного логопедического воздействия.                                                                               Задачи:                                                                                            Образовательные:                                                                                                                                                 - различать гласные и согласные звуки и буквы;                                                                                                    - различать парные звонкие и глухие согласные;                                                                                                         - развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;                                                                                          - развивать навыки  слогового анализа и синтеза одно-, двух-, трехсложных слов;                         - повторить изученные правила и орфограммы.

Коррекционно-развивающие:        

-  развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать речевую активность обучающихся;

- пополнять и активизировать словарный запас;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику;

-укреплять зрительные мышцы глаз;

- развивать дыхание;

- формировать временные и пространственные представления;

- развивать сенсорные способности обучающихся.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать чувства любви к природе;

- доброжелательное отношение друг к другу.                                                Оборудование:                                                                                  мультимедийная система, зеркала, сигнальные карточки, предметные картинки цветов, объемная поделка цветик-семицветик, карточки со слогами, поделки цветик-семицветик, картинка солнца.

Ход занятия

1. Организационный момент                                                                                 Учитель: Сегодня у нас необычное занятие, т.к. мы его проводим совместно с учителем начальных классов – Гуляевой С.М. Еще на нашем занятие присутствует много гостей. Поприветствуем их и подарим им свои улыбки. Вспомним, как мы будем работать и говорить на занятии.                                                                                                        Мы будем разговаривать                                                                                 Мы будем проговаривать                                                                                Так правильно и внятно,                                                                                 Чтоб было всем понятно.                                                                                  

– Ребята, послушайте музыку и стихотворение. Подумайте, о чём оно? (звучит музыка из альбома “Времена года” П.И. Чайковского).

Цветик – семицветик,                                                                                 Сказочный цветок!                                                                                         У тебя волшебный                                                                                                 Каждый лепесток!                                                                                        Красный, оранжевый, желтый, зеленый,                                                                 Голубой, синий и фиолетовый –                                                                         Сияют радугою семицветной!

 Учитель:  О чем это стихотворение?

 Дети:  О “Цветике – семицветике”

Учитель: Ребята, посмотрите, какой это необычный цветок и сегодня он у нас на занятие. (вывешивается цветок). А чем он необычен, как вы думаете? (ответы детей).

2. Дыхательная гимнастика                                                                         Учитель: Сейчас каждый из вас  получит цветик-семицветик, чтобы рассмотреть его поближе. Он  поможет нам выполнить дыхательную гимнастику.

Понюхаем цветочки - Вдох глубокий через нос – длительный плавный  выдох через рот (2раза)                                          Вдох глубокий через нос – резкий сильный выдох через рот (2раза)                                   Вдох короткий через нос – короткий выдох через рот (2раза)                  

3. Сообщение темы занятия                                                                         Учитель:  Ребята,  этот цветок  поможет нам отправиться в волшебный город, по которому мы сегодня совершим путешествие. Давайте произнесем  “волшебные” слова с движениями: (на экране появляется мигающий цветок, звучит мелодия  - СЛАЙД1)

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Учитель:  Вели перенести нас в волшебный город (на экране волшебный город, звучит сказочная мелодия  - СЛАЙД2)

-  Вот мы и оказались в волшебном городе.

4.  Артикуляционная гимнастика                                                                 Учитель:  Для того, чтобы нам было легко путешествовать по нему,  выполним разминку для губ и языка. В этом нам помогут волшебные зеркала. (Дети берут зеркала).

  1. «Рот открыть-закрыть»
  2. « Улыбка-трубочка»
  3. «Змейка»
  4.  «Часики»
  5. «Качели»

 «Лопаточка» –  Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. 

5. Работа по теме                                                                                         Упражнение “Назови слово по первым звукам”                                                 Учитель:  Ребята, давайте отгадаем, как же называется наш волшебный город. Определите первые звуки в словах-названиях картинок, обозначьте их буквами и составьте слово. (на экране появляются картинки с изображением различных предметов: цветок, ваза, ежи, торт, окно, глаза, рука, азбука, дом.  Выставляются начальные буквы – СЛАЙД 3).

Дети:  “Цветоград” (чтение хором)

–  Молодцы, ребята, вы были внимательны и правильно составляли слово.

Путешествуя по городу, мы закрепим знания о звуках, буквах и слогах, будем делить слова на слоги, работать с предложением. А поможет нам в этом цветик-семицветик и  сделает наше путешествие более интересным и увлекательным.

  Упражнение “Добавь гласные”                                                                          Учитель: Ребята, в волшебном городе поднялся сильный ветер и унес буквы из слов. Посмотрите, что из этого получилось!(на экране слова с пропущенными гласными и отдельно гласные: А, А, У, О, Е, О, Е, И, О.  – СЛАЙД 4)

                     ТР_ В _              Л_ Ж_ К             ЦВ_Т_К                Л_СТ_К                                                

 - А кто догадался, какие буквы унес ветер?

Дети: Гласные буквы

- Давайте вернем буквы в слова.

6. Зрительная гимнастика (СЛАЙД 5)

  Упражнение “Добавь согласные”                                                                 Учитель: Ребята, а какие еще вы знаете звуки и буквы, кроме гласных?

Дети: Согласные звуки и буквы

- В волшебном городе нас встречают парные  звонкие и глухие согласные. Назовите их.

Дети: Б  В  Г  Д  З  Ж

           П  Ф  К  Т  С  Ш

- Я вам буду показывать карточку со звонкой или глухой согласной, а вы называть противоположный звук и показывать букву.

- Пары согласных предлагают вам игру - вставить верно парные согласные, припомнив правило правописания парных согласных на конце  слова. (на экране слова с пропущенными согласными и пары согласных   – СЛАЙД 6) 

Дети:  Чтобы проверить парные согласные на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласной стоял гласный.

 СУГРО_  (Б-П)           МОРО_   (З-С)              ХОЛО_  (Д-Т)               СНЕ_   (Г-К)

–  Какой одной темой объединены все слова?

Дети:  Тема зима

Учитель: А  сейчас какое время года?

Дети:  Сейчас весна

Учитель: Главный признак весны – яркое солнце. Оно у нас сегодня на занятии и приготовило для вас  загадки. (на экране солнце с написанными загадками – СЛАЙД 7) 

Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро   (воскресенье).

Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет      (понедельник).

–  Какой одной темой объединены эти слова?

Дети: Дни недели

- Давайте посчитаем количество звуков в словах-отгадках, а помогут вам звуковые линейки  (дети считают звуки и называют их кол-во)

- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

7. Физкультминутка (СЛАЙД 8) Пальчиковая гимнастика

 Учитель: А теперь давайте разомнем пальчики и запишем сегодняшнее число.

- Давайте запишем эти слова (один человек у доски, остальные в тетрадях). Посчитайте количество букв. Почему в словах разное количество звуков и букв?

  Дети: мягкий знак звука не обозначает.

- Какую функцию выполняет мягкий знак в словах?

Дети: смягчаем согласный, и разделяет гласную от согласной.

-Написание этих слов мы должны запомнить. А кто догадался, как называются эти слова?

Дети: Словарные слова

Упражнение “Посчитай слоги”                                                                         Учитель: А сейчас мы сделаем остановку на цветочной поляне. Назовите предметы на картинках?  

 Картинки: ромашка, ландыш, роза, василек.

- Как их назвать одним словом ?

Дети: Это цветы

- Давайте  составим название каждого цветка из слогов и определим их кол-во.

Слоги: за   ро,    дыш   лан,     маш      ка    ро,    си   ва   лек.

- Вспомните, как определить кол-во слогов в слове?

 Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Молодцы, вы справились и с этим  заданием.

 Упражнение “Составь предложение”                                                                   Учитель: А теперь, ребята, нам предстоит преодолеть загадочное болото. Давайте расставим слова по порядку, чтобы получилось предложение. (на экране болото с кочками и написанными на них  словами – СЛАЙД 9) Прочитайте предложение.

В лесу расцвел подснежник.

- Вспомните правила правописания предложения и запишите его.

Дети: Начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку.

8. Итог занятия                                                                                           Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. (ответы детей). И последнее задание, если вы правильно расставите цветы по размеру, то узнаете зашифрованное слово (молодцы). Прочитаем хором. Молодцы ребята, вы нас сегодня очень порадовали. Вы были  внимательными, активными и очень старались. В награду за хорошую работу мы хотим вам подарить по маленькому  волшебному “цветику-семицветику”, который исполнит все ваши желания,  и желания  близких  и дорогих вам людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый урок "Слоги. Слоговой анализ слов"

Одним из способов совершенствования своих профессиональных качеств и формирование профессионально-ценностного отношения к себе является стендовая защита логопедического занятия (урока). Данная работа ...

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

«Применение динамической модели звукобуквенного и слогового анализа слова через технологию "Логоладошки"

Технология, с которой я вас хочу познакомить сегодня называется «Логоладошки». Разработана она логопедом высшей категории Атамановой Натальей Борисовной.Технология применяется в процессе о...

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....