Дифференциация гласных Ж-Ш
методическая разработка по логопедии на тему

Юлия Александровна Орлова

Цели: - учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях; - совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов; - развивать зрительное и слуховое внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_glasnyh_zh-sh.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация ж — ш в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие и место в этих словах звуков ж, ш. Запишите соответствующие буквы.

а) шум, жук, жаба, жила, шила, шапка, шуба, шаг, жал, шаги, шумел, журчал, шпагат, штанга, шлак, жнейка, шалун, ждал, штаны, жалел

б) кошка, мошка, лужа, лыжи, кожа, межа, мешал, мешок, кожаный, крошка, стрижи, сторожил, пешеход, кружил

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

шар — жар шито — жито жили — шили шарить — жарить

шаль—жаль шить—жить жали—шали крушить—кружить

шила — жила шалить — жалить уши — ужи Луша — лужа

3. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков ж, ш в названиях картинок.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, этажи, галоши, крыжовник.

4. Прослушайте слова. Определите в них наличие и место звуков ж, ш. Составьте схемы слов. Запишите буквы ж, ш над соответствующим слогом.

школа, лыжник, стужа, крыша, калоша, машина, жираф, рыжие, мешок, воробышек, жеребенок, каждый, важный, пушинка, гребешок

5. Аналогичное задание по картинкам. (Логопед не произносит название картинки, а только ее показывает. Используются картинки предыдущих заданий.)

6. Послушайте слова, запишите слоги с буквой ж или ш.

жало, шило, жили, шили, шали, шарик, жуки, шары, жевать, шагать, живой, Женя, шея, жара, ножи, ноша, хороши, хороша, бужу, ношу, вожу, лыжи, Маша, груши, ландыши, хорошо, машина, мешочек, ежиха, вешали, абажуры, медвежонок, ежевика, мышиная, дюжина, ножики, уважение, мешанина, умножение, движение, желток, журнал, штопка, жатва, штопанье, жабры, школа, штука, жирный, жернова, штучка

7. Прослушайте слова. Назовите слоги с ж, ш. Запишите слоги в две строчки: в одну — с буквой ж, в другую — с буквой ш. (Используются слова предыдущих задании.)

8. Вставьте в слова недостающий слог ша или жа. Запишите эти слова.

ка...   Ми...   лап...   мы...та

лу...   Да...    кры...   е...та

Лу...   са...    бар...    кало...

Ма...   лы...   са...     ку...ет

ко...    лу...   Па...     сту...

9. Вставьте в слова недостающий слог жи или ши. Запишите эти слова.

мы... кры... поло... ма...на

лы... вож... дока... дю...на

но… ска… напи… лу…ца

лу… сло… эта… поло…ла

ма… стри… клави… ма…нист

10. Вставьте в слова недостающий слог жу или шу. Запишите эти слова.

ви... сту... воро... ми...ра

но... гля... поло... на...мел

пи... про... нака... пи...щая

си... ска... напи... вя...щая

ре... спе... дока... ...мели

ле... сло… удер... ...равли

11. Закончите слово, добавив слог жок или шок. Произнесите слово целиком, запишите.

ме..., пу..., пры..., лу..., малы..., пиро..., утю..., вер..., творо..., лапу..., сто..., сапо..., сне..., пету..., коре..., сти..., пасту..., кру..., фла...

12. Измените слова по образцу: водил — вожу, писал — пишу.

водил—... кружил—... сказал— ...

писал— ... махал— ... спешил— ...

носил— ... служил— ... возил— ...

сидел— ... положил— ... сушил— ...

13. Выпишите слова в три столбика: в первый — с буквой ж, во второй — с буквой ш, в третий — с буквами ж, ш.

лежит, пишет, кружит, машет, положишь, жалеешь, жакет, дружно, живешь, калоша, кружева, ужинаешь, катушка, крыжовник, окошко, душ, держишь, режешь, журавль, душно, лошадь, должна, ждешь, лужайка, жуки, лукошко, окошко

14. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните букву ж желтым карандашом, ш — черным.

а) ...уба, ...ук, ...ум, кра...а, ...ивой, ви...ня, вра...да, ли...ний, булы...ник, умно...ение, ве...алка, пе...ка, сло...ение, дви...ение, дол...ен, ти...е, бли...е, творо...ники, ...ирный, бума...ный, ...поры, ...палы, кры...овник, эта...ерка

б) ...а...ки, мо...е...ь, ...ур...ал, ...иве...ь, ле...и...ь, ...тани...ки, ...ари...ь, ма...е...ь, ...ме...ь, ...ур...ит

15. Измените слово так, чтобы после согласных ж. ш появился гласный. Назовите и подчеркните последний слог. Вспомните правило «Оглушение звонких согласных в конце слова».

Образец: малыш — малыши.

багаж—... голыш—... уж—... стриж— ...

этаж— ... нож— ... ковш— ... мышь— ...

сутаж— ... ёж— ... морж— ... пляж— ...

шалаш — ... чиж — ... мираж — ... витраж — ...

16. Измените слово так, чтобы после согласных ж, ш появился гласный. Вспомните правило «Оглушение звонких согласных в середине слова». Подчеркните гласную после букв ж, ш.

Образец: кружка — кружечка.

подушка— ... матрешка— … ложка—... плошка—...

подружка— ... рогожка— … мошка—... стежка—...

лягушка— ... старушка— ... стружка—... мушка—...

кошка— ... стрижка— ... крышка—... пышка—...

пробежка— ... кружка— ... окошко—... катушка—...

17. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, стоящую после буквы ж или ш, в проверочных словах.

поду...ка, подру...ка, доро...ка, моро...ка, но...ка, луко...ко, ов…ра...ки, ладо...ки, сере...ки, кро...ки, бума...ка, руба...ка, сторо...ка, кры...ка, избу...ка, рома...ка, варе...ка, лепе...ка, сапо...ки, игру...ки, пиро...ки

18. Прослушайте начало стихотворения, ответьте на вопрос: что еще было в кармашке у Жени? Названные слова пишите по слогам. (Логопед требует называть слова с ж или ш. При затруднении детей логопед может предложить картинки.)

Чего только нет у Жени в кармашке?

Винтики, гвоздики, нитки, бумажки...

Приблизительный перечень картинок: желудь, катушка, железка, шпулька, карандаш, ножик, машинка.

19. Ответьте на вопросы одним словом. Ответы запишите. Подчеркните буквы ж, ш. Трудные слова пишите по слогам.


Кто жужжит?

Кто написал «Сказку о золотой рыбке»?

Какая ягода растет на колючих кустах?

Чем дышит рыба?

Что вешают на елку?

Кто боится кошки?

Кого боится мышка?

Что вяжет кружевница?

Кто квакает в болоте?

20. Отгадайте загадки, запишите отгадки, подчеркните буквы ж, ш. Выпишите из текста загадки слова с буквами ж, ш.

Методические указания. Логопед может написать загадки на доске или на индивидуальных карточках. У каждого учащегося должно быть по две загадки.


Бегут по дорожке

Доски и ножки.

 

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

 

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

 

Под соснами, под елками

Лежит клубок с иголками.

 

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

 

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

 

Что копали из земли, Держась рукой за тросточку,

Жарили, варили? Тебя давно я жду.

Что в золе мы испекли, Ты съешь меня, а косточку

Ели и хвалили? Зарой в своем саду.

Отгадки: лыжи, ежик, матрешка, плюшевый мишка, кошка, дождь, картошка, вишня.

21. Диктанты.

Слуховые диктанты

Методические указания. Логопед предлагает ученикам: а) начертить графическую схему услышанного слова и надписать букву ж или ш над соответствующим слогом; б) писать слова, деля их на слоги; в) писать слова, проговаривая их по слогам.

а) крышка, журавли, игрушки, лужайка, окрошка, железный, жеребенок, шалунишка, пружина, верхушка, хлопушка, кружили, шалили, бежали

б) осторожно, штанишки, горошина, лужайка, рубашка, карандаш, шумный, медвежий, бережно, бережок, горбушка, сторожка, старушка

в) подушка, машина, коршун, ждали, жадный, каждый, шкура, кружка, лапша, стужа, шуршать, жажда, шашки

Зрительный диктант

Методическое указание. Логопед пишет три-четыре слова на доске. Ученики читают эти слова. Слова закрывают. Ученики пишут их по памяти. Затем логопед открывает слова, написанные на доске, и предлагает ученикам проверить выполненную работу.

Приблизительный перечень слов: кружева, багаж, ландыш, уж, этаж, шалаш, камыш, дедушка, пирожки, ложка, бабушка, ромашка, дорожки, рубашки, воробушки.

Запись слов по картинкам

(Логопед показывает картинки, не называя их, ученики записывают их название.)

Перечень картинок: лыжи, лягушка, флажки, шапка, подушка, ежик, шишка, кружок, жеребенок, журавль, жираф, шарф, прожектор.

Дифференциация ж — ш в предложениях

1. Запишите предложения, изменяя слова по образцу.

а) я жду — ты ждешь; я покажу — ты покажешь; я лежу — ты лежишь

я жду—... я покажу—... я режу—... я жарю—...

я жму — ... я мажу — ... я уважаю — ... я лежу — ...

я жую — ... я жалею — ... я держу — ... я дежурю — ...

б) ты режешь — я режу

ты режешь — ... ты жаришь — ... ты ужинаешь — ...

ты мажешь — ... ты лежишь — ... ты сидишь — ...

ты жалеешь—... ты держишь—... ты глядишь—...

2. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.

а) б)

послушная свежая

дружба Жанна

книжный бумажный

машинка шкаф

надежная

каша

швейная

шлем

шерстяная

крыша

ближняя

животное

железная

одежда

домашнее

школа

рыжая

кошка

тяжелый

мешок

 

3. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся предложения. Подчеркните буквы ж, ш разными карандашами.

а) Женя ржут

бабушка жужжит

лошади пишет

Маша вяжет

шмель дежурит

дедушка бежит

б) жнейка шуршат

ужи жнёт

Шура кружит

кружевница жуёт

лошадь вяжет

шмель ужинает

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите получившиеся предложения.

жар — шар

 У Жени желтый ... .

У Шуры сильный ... .

шаль — жаль

Мама купила новую ... .

Нам ... расставаться с летом.

ужи — уши

 У зайца длинные ... .

... совсем не опасны.

жили – шили

...-были старик со старухой у самого синего моря.

К новогоднему балу ребята сами ... себе костюмы.

шалит — жалит

 Оса сильно ... .

Женя ... на уроках.

Луша — лужа

 После дождя большая ... .

... надела шерстяную шапку.

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложение. Подчеркнуть буквы ж, ш разными карандашами.

большой мешок жадный медвежонок крошечный мышонок

свежий творожок жёлтый кружок кожаная шапка

шустрый жеребенок живой уголок небольшой снежок

страшное сражение жирное жаркое нужные машины

6. Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках. Подчеркните буквы ж, ш.

Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

7. Закончите предложения по картинкам. Запишите получившееся четверостишие.

С (мыши) во ржи

Подружились (ежи).

Ушли в (камыши),

И во ржи — ни души.

Картинки: мыши, ежи, камыши.

8. Спишите пословицы и поговорки, деля слова на слоги. Подчеркните буквы ж, ш..

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Как поживешь, так и прослывешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Лежа хлеба не добудешь.

Раз обожжешься, второй остережешься.

(Логопед объясняет смысл пословиц и поговорок. Затем предлагает ученикам выучить и записать по памяти любую пословицу.)

9. Вставьте в предложения пропущенные слова. Запищите получившиеся предложения целиком.

Весь день лил проливной ... . Я на камушке сижу и в руках блокнот ... . Я пришью ему новые ... , он опять побежит по ... . Тише, ..., кот сидит на нашей ... . Эти ребята не ссорятся, они всегда играют ... . Октябрята— ... ребята.

10. Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами ж или ш. Проверьте согласные ж, ш в середине слова.

В болоте квакала ... . Маша и Жанна — хорошие ... . Миша пил молоко из ... . Бабушка печет вкусные ... . Кошка ловит ... . Мышка боится ... . Суп едят ... .У портнихи ровная ... . Забавная игрушка — ... . Туристы воду носят во ... .

Слова для справок: лягушка, подружки, кружки, пирожки, мышку, кошки, ложкой, стежка, матрешка, фляжке.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы ж или ш.

Ребяти...ки побе...али к ма...ине. ...еня вя...ет деду...ке ...акет. Ко...ка ле...ит на ле...анке. В ...ивом уголке ...ивут мы...и. ...ура ...ивет около ...колы. По...арные поту...или по...ар. Ма...ина бабу...ка ...ивет на втором эта...е. Ребяти...ки бе...али по лу...айке.

На теле...ке ле...али ме...ки. Ми...а поло...ил кни...ку в ...каф. Бабу...ка набрала луко...ко кры...овника. ...еня ...ьет Ната...е ме...ок для кало... . ...кольники дол...ны ...ить дру..но. ...анна и Сере...а поло...или е...а в ...апку. Да...а уронила фла...ок в лу...у.

12. Вставьте в слова пропущенные буквы ж, ш. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните проверочную гласную.

На столе стоит кру…ка. В глаз попала мо...ка. На теле...ке я во...у траву. Деду...ка ...ивет в сторо...ке. Сторо...ка стоит на опу...ке леса. Вот и верба нарядилась в белые сере...ки. Далеко на озере квакает лягу...ка. Петя сделал ...есть фла...ков. Метель заметает доро...ки. Сбросили рома...ки белые руба...ки.

13. Составьте из данных слов предложения. Подчеркните в них буквы ж, ш.

Чижик, в, Маша, у, клетка. В, ужи, трава, шуршат. На, выбежали, школьники, дорожка, беговая. Гриша, желтого, жука, нашел, дорожка, на. По, жеребенок, лужайке, бежал, рыженький. Каникулы, школьные, приближаются, уже.

Шарик, уши, вдруг, насторожить. Он, слышать, чужого, шаги. У, Маша, живут, ежи. Намокла, дождя, от, одежда. Мы, и, желуди, нашли, в, положили, мешок. Женя, желтым, раскрашивает, карандаш, кружок.

14. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите свои ответы.

Где живет аист?

Как называют кошку, лошадь, собаку?

Что кладут в книжный шкаф?

Чем режут бумагу?

У какого животного самая длинная шея?

Какие птицы курлычат?

Как называется верхняя часть одежды у мальчика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация гласных звуков.

Отработка различения гласных звуков ....

"Методика работы по коррекции оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация гласных звуков [а-о]".

Даны этапы работы над звуками, представлен речевой материал на звуки А и О....

Технологическая карта занятия "Дифференциация гласных И-Ы".

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.Создание условий для развития умений различать буквы Ы-И на материале слогов и ...

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация гласных о-ё"

В представленном конспекте подробно описана работа по различению твердых и мягких согласных после гласных о-ё. Конспект составлен с учетом требований ФГОС в начальной школе. Будет полезен учителям нач...