Статья: «Совершенствование фонематических процессов в начальной школе и их взаимосвязь с высшими психическими функциями».
статья по логопедии на тему

Плетенева Татьяна Александровна

Совершенствование фонематических процессов в начальной школе и их взаимосвязь с высшими психическими функциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Совершенствование фонематических процессов в начальной школе и их взаимосвязь с высшими психическими функциями».

                     

        Реформы, преобразования и модернизации, которые претерпевает современная школа, к сожалениюне всегда  учитывают реальные возможности детей, их здоровье и мотивацию родителей.

 Все чаще  педагоги в начальной школе сталкиваются с проблемами в обучении детей. 

Обучение чтению и письму в начальной школе является целью обучения, а затем письмо и чтение становится средством получения новых знаний. Письменная речь - является одним из видов речи и включает в свой состав письмо и чтение. Она становится крепким фундаментом основной образовательной программы. В отличие от устной речи - она формируется в процессе обучения, целенаправленно. Фонематические процессы (восприятие речевых звуков, их анализ и синтез, фонематические представления) являются специфическими и обеспечивают анализ звукового состава слова, подлежащего записи.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок овладевает простыми формами фонематического анализа, синтеза и представлений. Дошкольник должен выделять 1 звук в названии картинки, удерживать его в памяти, для того, чтобы получить новое  слово.

Задание. Какие слова «зашифрованы»?    Инструкция к заданию: «Внимательно рассмотрите картинки и назовите их. Составьте слова их первых звуков названий картинок. Какие слова у вас получились? (Груша, синица)

Практическое закрепление простых форм фонематического анализа (работа в группах). Задание « Один ум хорошо, а два лучше!» Для дальнейшей работы давайте разделимся на группы. (Работа с раздаточным материалом.)  Какие слова «зашифрованы» на ваших карточках? (Названия разных животных). Молодцы, с простыми формами фонематического анализа и синтеза вы справились. Сейчас усложним задание.

Слоговой анализ и синтез. Задание «Морская азбука». Сигнальщик на корабле передаст вам  код 8 букв. Следите внимательно за сигналами («сигнальщик» с флажками показывает задуманные буквы), расшифровать код вам поможет морская азбука у вас на столе! Запишите их по порядку. Найдите слоги. Правильно их переставьте, чтобы получилось слово. Давайте проверим, какое слово вы составили? (Внимание) Какое лексическое значение имеет слово «внимание»? «Внимание» -  это может быть  условный сигнал (в физкультуре), можно окружить кого-то заботой - это тоже внимание, а еще внимание - это  психическая функция. Вспомним теорию. Какие еще существуют высшие психические функции? (По мере перечисления  функций на доску прикрепляются термины: внимание, память, мышление, речь.) Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления и сознательной деятельности человека. Отличительное свойство всех  высших психических функций - это произвольность   (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Формирования письменной речи невозможно  без взаимодействия различных высших психических функций. Таким образом, через развитие фонематических процессов, происходит развитие и совершенствование высших психических функций (внимание, память, мышление, речь). В следующих заданиях на практике пронаблюдаем эту взаимосвязь.

Многоступенчатая инструкция к заданию на совершенствование фонематических процессов и ВПФ. Задание «Четвертый лишний». Давайте выполним задание на активизацию  ВПФ и фонематических процессов. Прослушайте ряд слов и назовите лишнее слово.

ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЛИСА, КОШКА

ШАКАЛ, СОБАКА, КОЗА, ОВЦА

КОШКА, МЫШЬ, СОБАКА, КОРОВА

ЛОСЬ, ОЛЕНЬ, ЛОШАДЬ, СЛОН

 Назовите малознакомое для учеников слово. (Шакал) Шакал — небольшое животное, размером меньше средней дворняги. По общему облику он очень похож на сильно – уменьшенного волка.  Какой общий звук в названии этих предметов? (звук [Ш] ) Теперь вспомним характеристику звука [Ш].

Какие ВПФ обеспечили нам выполнение этого задания? (Активизировалось произвольное  внимание, кратковременная память обеспечила удержание ряда слов, логическое мышление обеспечило выделение  лишнего по значению слова, при помощи фонематического анализа  был выделен общий звук.) На каких уроках можно использовать такое задание? (На всех, где дифференцируются какие-либо понятия: иностранный язык глаголы и существительные,  родовые понятия, обобщения.)

 Всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, освоение действия, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (П.Я. Гальперин).

Формирование сложных форм фонематического анализа тоже начинается с наглядности: с опорой на вспомогательные средства и действия ( схемы, артикуляционный уклад и пр). Затем переходит в речевой план, и наконец, в умственный план.

Фонематический синтез. Задание «Ребусы». Что такое ребусы? ( Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.) Разгадайте ребус в группе. (Понедельник, воскресенье, дрозды, история, участок, алфавит). Какие ВПФ обеспечили нам выполнение этого задания? (внимание, память, мышление, речь.) На каких уроках можно использовать такое задание? (На всех уроках, где вводятся новые понятия и термины.)

Сложные формы фонематического анализа и синтеза. Сейчас мы выполним упражнение вместе.  Я называю слово ДУШ, вам нужно назвать только  третий звук. Какой это звук? ( Звук Ш) А теперь усложним задание. Перед вами 8 цифр   (32153454).Сейчас вы услышите 8 слов. Из каждого слова выпишите только заданный цифрой звук. Если вы будете  внимательными, то у вас обязательно получится слово! (Закат, сад, нитки, стихи, утки, капуста, усталость, солнышко) Каникулы. Какие ВПФ обеспечили нам выполнение этого задания? (внимание, память, мышление, речь) На каких уроках можно использовать такое задание? (на всех, где вводятся новые понятия и термины)

Практическое  задание. Ещё усложним задание: перед вами звуковая схема слова. Здесь зашифровано многозначное слово. Одно из значений– это синоним слова «рассказ, повествование». Второе – это процесс развития природы и общества, третье - название учебного предмета…         (История)

Сейчас выполните задание самостоятельно. Здесь зашифровано слово, которое  обозначает временное освобождение от  работы,  для отдыха или других целей… (Отпуск)        

Динамическая пауза «Подготовка к выходным» Задание. Вы услышите слова. Если услышите в слове [А] – поднимите руки к плечам, [У] - вытяните руки вперед. Хлопните в ладоши, если заданных звуков в слове нет.

К[А]НФЕРЕНЦИ[ЙА]              

П[А]РНИК

КЛ[У]БНИК[А]

П[А]МИДОР

 РЕДИС

Л[У]ДИ

П[У]ТЕШЕСТВИЕ

КР[У]ИЗ

 СОКИ                        

ДИРЕКТ[А]Р

ВИНО

КИНО

СВИД[А] НИЕ

СОЛНЦЕ

ПЛ[А]Ж

Активизация фонематических представлений

«Кто больше подберет слов к заданным схемам?» (с элементами соревнования) (устные ответы) На доске записываются схемы односоставных, двусоставных и т.д. слов с заданным ударением или количеством слогов. Необходимо подобрать не менее 2-3 слов.  Какие ВПФ обеспечили нам выполнение этого задания? (внимание, память, мышление, речь)

 Графическое задание с самопроверкой «Какой получится рисунок?» (Усложнение материала)

Задание. Перед вами слова, в которых выделены буквы Запишите, какие звуки они обозначают. Звуки записывайте в квадратных скобках. Если буква звука не обозначает, место в скобках остается незаполненным. На рисунке найдите точки, которые стоят около этих звуков. Соедините точки прямыми линиями. Должен получиться рисунок! (Изображение букв ФГОС) Лексическое значение?  (ФГОС – это нормативный документ).

Задание «Хочу все знать!». Заполните предложенную таблицу, используя слова, начинающиеся с заданного звука (столбцы – женское имя, мужское имя, растения, животные, город, страна, известные люди и др.).

Ученики работают самостоятельно с заданной буквой. Все слова в столбцах начинаются на эту букву. Параллельно идет проверка написания малознакомых слов, уточнение их значения. Игру останавливает тот ученик, который заполнил самостоятельно все столбцы. Ученик зачитывает свои ответы,  другие ученики добавляют ответы.

-На каких уроках можно использовать такое задание? (Такие задания можно давать на уроках географии, на  уроках иностранного языка и др.)

Вывод. Развитие фонематических процессов оказывает положительное влияние не только на все стороны речи, но и на высшие психические функции. Что в свою очередь положительно влияет на формирование УУД.

Рефлексия. Целью нашего мастер-класса была на практических  примерах продемонстрировать вам важнейшие взаимосвязи  фонематических процессов и ВПФ. Чтобы ребенок был готов и способен сам учиться на протяжении всей школьной жизни важно, чтобы он владел УУД, которые характерны для любого учебного предмета. Кто считает, что задания нашего мастер-класса можно использовать в своей практике, поставьте смайлик на красную часть яблока. (Педагоги заполняют макет яблока смайликами.)

Фонетическое письмо. Прочитайте, расшифруйте письмо! Вспомните задание, которое вы выполняли в начале мастер-класса.

Список использованной литературы

1.  В.И. Селивёрстов  Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994

2.  Р. И. Лалаева  Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.:СОЮЗ, 1998

3.  Р. И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: ВЛАДОС, 1999         

 4.Цветкова Л.С. Нейропсихология  счета, письма и чтения.

http://ped ib.lru/Books/2/0155/2_0155-200.shtml

5.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова

http://pedlib.ru/Books/1/0417/1_0417-21.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по логопедии по теме "Локализация высших психических функций в коре головного мозга"

Локализация высших психических функций в коре головного мозга....

Трудности письма и их анализ с точки зрения принципа системности строения высших психических функций

Коррекционно-развивающие методы преодоления трудностей обучения....

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...

Особенности высших психических функций при умственной отсталости.

Материал представлен в табличном варианте. Будет полезен как студентам дефектологических факультетов, так специстам, работающим с детьми с УО....

дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".

Дислексия"Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью  (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в по...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...