Основные направления логопедической работы с обучающимися, имеющими системное недоразвитие речи
статья по логопедии (2 класс)

Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности считали необучаемыми. Однако, при своевременном и систематическом проведении коррекционных занятий, у данной категории обучающихся наблюдается положительная динамика. Освоение речи качественно меняет ориентировку ребенка в окружающем мире, обеспечивает приспособление к окружающей среде. Коррекция речевых нарушений является необходимомтью для данной категории обучающихся. В данной статье рассмотрим основные направления логопедической работы с неговорящими детьми, имеющими системное недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument1.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно этих детей как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающиеся в определенной опеке, индивидуальной помощи.

Дети с умеренной умственной отсталостью являются наиболее сложной группой детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи. Большая часть детей, поступивших в первый класс, имеют системное недоразвитие речи разной степени выраженности. Поэтому, коррекция речевых нарушений у данной категории детей является необходимостью. В данной статье будет представлена система работы с неговорящими детьми.

   Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. Кроме того, слово помогает ребенку группировать предметы по сходству их главных признаков.

        С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи, слова помогают осознать величину, удаленность, количественные, причинные связи, существующие между предметами.

   Знания об окружающих предметах, явлениях, событиях ребенок получает не только наглядно, но и при помощи словесных объяснений.

   Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение при помощи слов необходимо для того, чтобы у ребенка сформировалось отношение к хорошему и плохому. Самые первые слова: «хорошо», «плохо» - дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой, жестами. Затем дети сами начинают пользоваться этими словами для выражения своих поступков и поступков других людей.

   Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженному приказу, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакт с другими детьми, что также способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре.

 При системном недоразвитии речи происходит недоразвитие всех компонентов речи, особенно, импрессивной и экспрессивной речи, что влечет за собой недоразвитие высших психических функций, недоразвитие личности, нарушение функций общения, невозможность полноценного формирования игровой деятельности, которая являлась ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, следовательно, невозможностью формирования учебной деятельности.

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Формирование речи ребенка связано с постижением вещей. Правильное восприятие предмета обусловлено деятельностью органов чувств. Органы чувств помогают создать образ. Главной задачей является установление связи между образом и словом. Только благодаря этому происходит переход образа в понятие.

   Постепенно сенсорно – лингвистическое развитие ребенка проявляется в трех видах:

 - выделение предмета среди прочих (различение)

 - соединение слова с предметом, с представлением (накопление импрессивной речи)

 - включение слова в собственную речь (экспрессивная речь)

   Занятия с детьми должны проводиться индивидуально или с небольшой подгруппой детей, не более 3 человек. Ведущая форма занятия – игровая. Занятия с детьми должны быть насыщены невербальными заданиями. Обязательным условием является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребенком.  

   Формирование речи у неговорящих детей проходит в несколько этапов:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в сея развитие психических процессов, мелкой и общей моторики. Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Многие исследователи ( А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Липакова и др.) считают, что работу по развитию импрессивной речи детей с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета. Ребенок учится выполнять простые инструкции, действуя с предметами. Именно, предметная деятельность является основой установления контакта, желания действовать по образцу, а в дальнейшем и по словесной инструкции.

В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов (круг, треугольник, квадрат), величине (большой, маленький): формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

Далее идет работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.

  На ПЕРВОМ ЭТАПЕ главной задачей является: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

   Первый этап предназначен для работы с неговорящими детьми. Активная речь таких детей состоит из отдельных слов: названий близких ребенку лиц, звукоподражаний, обрывков слов.

   У неговорящих детей нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательность, то она реализуется в слоговых комплексах.

  В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25 слов.

  Уровни понимания речи в этот период могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные ему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм. Некоторые дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственное отношение предметов.  Одни дети владеют довольно большим пассивным словарем, они способны по просьбе взрослого выполнять довольно сложные задания, выраженные словесно. У других детей понимание речи весьма ограничено.

   Если неговорящие дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу по расширению понимания речи, так как только при хорошем понимании речи ребенок начинает говорить. Если же уровень понимания высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звуко–речевых проявлений.

   Всякое проявление речи у неговорящего ребенка необходимо поощрять. Не надо заставлять ребенка что-либо повторить или сказать. Лучше избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы у детей могла выработаться негативная реакция. Эти слова лучше заменить вопросами или слова «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает и отвечает сам.                      

   При работе над пониманием речи основная задача логопедического воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются: их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода (посуда, мебель), отдельные названия предметов и явлений окружающей жизни, названия животных.

      Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам. Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди, но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал. У детей с задержкой речевого развития и недоразвитием речи предикативный пассивный словарь может быть гораздо меньше номинативного пассивного словаря, поэтому если дети понимают названия животных, то необходимо обучать их понимать названия действий, совершаемых этими животными.

  На первых этапах развития понимания речи требуется не точное понимание отдельных слов, следовательно, не ставится задача различать такие слова, как там – тут, открой - закрой. При обучении пониманию вопросов г д е ? к о м у ? к у д а ? дети первоначально опираются не на различное звуковое выражение этих слов, а на широкий языковой контекст вопроса. Для этого в вопросах должны быть «подсказывающие» слова, хорошо знакомые детям; только после того, как дети хорошо научатся понимать эти вопросы, из них постепенно убираются все «подсказывающие» слова. Например, мы просим одеть куклу, если она раздета, но не просим возьми ложку – возьми ложкой.

  С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную речь, логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации.

  Логопед, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки, называет предметы, которыми пользуется ребенок, действия, которые совершает ребенок, называет ощущения, которые испытывает малыш.

  При работе с детьми необходимо использовать короткие предложения из 2 – 4 слов, одни и те же словосочетания повторяются по 2 – 3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным выделением ударного гласного. Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращенными к ребенку. У детей должна создаваться потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, жестов).  После того, как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам, можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершаемое действие.

  В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

  Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища…

  Последовательность работы по развитию понимания речи будет следующей:

  • показать те предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится;
  • расширять пассивный словарь с помощью предметных картинок;
  • расширять пассивный словарь с помощью предметных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия;
  • научить детей понимать названия действий, которые совершаются одним лицом (мальчик спит, ест, моется, читает);
  • научить детей быстро ориентироваться в названиях

действий, когда они даны без обозначения объектов или субъектов действий;

  • научить детей понимать вопросы г д е ? к у д а ? о т к у- д а ? , выясняющие местонахождение предметов;
  • научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается действие (Кому мама надевает шапку?);
  • научить детей понимать вопросы ч т о ? к о г о ? ч е м ?;
  • научить детей понимать вопросы, поставленные к сюжетам картинок;
  • научить детей раскладывать картинки или игрушки в названной последовательности;
  • научить детей выполнять действия без предмета в определенной последовательности (сядь – встань – попрыгай).

    При работе над экспрессивной речью главной задачей является создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные звуковые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах, поэтому необходимо создавать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно.

   В этот период дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.

 Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции детей.

  Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще: «Делай, как я». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами, научить подражать движениям рук, ног, головы. Все действия сопровождаются словами, желательно в стихотворной форме.

 Последовательность работы над активизацией речи будет следующей:

  *вызвать аморфные слова:

а) названия близких ребенку лиц (мама, папа, баба);
 б) названия близких лиц или игрушек;

в) называние просьб: дай, на, где, там, здесь;

г) выражение своего состояния междометиями: ай, ой (больно), тшш (тише);

д) подражание крикам животных: собаки, коровы, ослика, кошки, козы;

е) подражание крикам, пискам: комара, птички, кукушки, курочки, лягушки;

ж) подзывы животных и управления животными: кошка, лошадка, цыпленок;

з) подражание музыкальным игрушкам: дудочке, балалайке, колокольчику;

и) подражание транспортным шумам: машине, самолету, паровозу;

к) подражание шумам, производимым предметом при падении, звукам шагов, стуку молотка, каплям воды.

  *научить называть свои игрушки, знакомые предметы;

  *научить повторять названия предметных картинок;

  * вызвать у детей двусловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут.

Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

Логопеду нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Логопеду следует понаблюдать, к каким занятиям или игрушкам они проявляют особый интерес, в каких ситуациях у них возникает речевая активность. Некоторые дети «говорят» во время движения, другие - когда играют с любимой игрушкой. Необходимо максимально использовать эти моменты, т.к. не все дети способны, особенно на первых этапах, к произвольной деятельности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Широко используются звучащие и музыкальные игрушки («квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде), а также яркие пирамидки, мячи и т.д.

Последовательность работы по вызыванию речи может быть следующая:

Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.

Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).

Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других –переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.

2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.

3) Просьбы («дай», «на»).

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно- ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных слов.

Лепетные слова объединяются в простые предложения, содержащие обращение и повеление (Мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительных (Тут киса); повеление и прямое дополнение (Дай мяч).

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.

  Следовательно, на первом этапе формирования речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний. У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

   На ВТОРОМ ЭТАПЕ задачи логопедического воздействия усложняются. Одной из основных задач является расширение объема понимания чужой речи, другой – возможности соединения слов в предложение.

  на этом этапе может производиться работа с детьми, у которых появилась возможность аграмматично соединить в одном высказывании 2 – 3 аморфных слова. Аморфные слова состоят из 1 – 2 слогов, звукоподражаний.

 Количественный запас слов и объем аморфных предложений могут быть разными. В своей речи дети используют слова только в той исходной форме, которая заимствована из речи окружающих.  

 При работе над пониманием речи необходимо уточнить пассивный номинативный и предикативный словарь. Детей учат различать цвет, количество предметов, величину, вкус, пространственное расположение предметов.  

 Последовательность работы может быть следующей:

  • научить детей узнавать предметы по их описанию;
  • научить детей узнавать предметы или игрушки по их описанию;
  • научить детей соотносить слова один – много с соответствующим количеством предметов;
  • научить детей соотносить слова большой – маленький с величиной предметов;
  • научить детей по словесной просьбе переключаться с одного действия на другое.

      При работе над активизацией речи необходимо вызвать потребность подражать слову взрослого. Важным достижением в развитии речи будет умение объединять два слова в одно предложение.

     Дети должны научиться выражать свои желания не с помощью жестов или аморфных слов, а с помощью глагола.

            Последовательность работы над активизацикй речи может быть следующей:

*называние знакомых лиц, предметов или сюжетных картинок :

  а) имена близких людей, состоящие из двух сначала одинаковых (мама), а затем разных слогов с ударением на первом слоге (Вова);

 б) односложные слова;

 в) двусложные слова с ударением на первом слоге, затем на втором;

 г) трехсложные слова с ударением на втором, первом, последнем слоге;

*называние действий, совершаемых людьми (учить отдавать команды);

* называние прилагательных, отражающих цвет, размер предмета.

     Следовательно, итогом второго этапа логопедического воздействия является понимание детьми характеристик предмета, воспринятых при помощи зрительного, слухового, вкусового анализаторов. В самостоятельной речи детей появляются глаголы и прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при...

Консультация "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи"

Консультация по теме: "Использование современных образовательных технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений"...

Инновационные технологии, используемые на логопедических занятиях с обучающимися с системным недоразвитием речи

Логопедические занятия с использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов деятельности в практике работы...

Конспект занятия "Расширение и актуализация словарного запаса у обучающихся с системным недоразвитием речи".

Конспект занятия по расширению  и актуализации словарного запаса у обучающихся с СНР имеющих УО по теме: "Человек. Части тела"...

Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...

Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)

В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...

Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи

Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...