Инновации в образовательном пространстве
материал по логопедии на тему

Кайдорина Ольга Владимировна

В материале описан опыт по работе с детьми с ОВЗ, дана модель сопровождения таких детей в условиях общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этапы формирования речи ребенка20.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Этапы формирования речи ребенка

Уважаемые родители! Данный перечень этапов формирования речи может помочь вам проследить за речевым развитием вашего ребенка от рождения до момента поступления в школу. Обращаем ваше внимание, что эти этапы конечно примерные и возможны небольшие отклонения от нормы. Но самые основополагающие периоды должны быть приближены к норме.

 1-й — подготовительный — до одного года;

 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

 3-й — дошкольный — до 7 лет;

 4-й — школьный.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

 Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.   Результаты  исследований   детской  речи  и  данные,  полученные   другими   советскими исследователями, показали, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т. е.  такое взаимоотношение  взрослого  с  ребенком,  при  котором  ребенок  не  только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и  сам  становится  активно действующим лицом. Общение с  ребенком  должно  лечь  в  основу  всех  форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни.  Начиная с  третьего  месяца  по  характеру  крика  мать  может  определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный,  болит  живот.  Поэтому  принято подразделять крики детей на три вида: крики "боли", крики  "удовольствия"  и крики "голода".

2 – 4 месяца

Начинается гуканье. Ребенок произносит некоторые губные и заднеязычные звуки. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по  большей  части они носовые и часто смягчены.  На третьем месяце ребенок реагирует на «разговор» с ним взрослого смехом, некоторыми звуками голоса, движениями ручек и ножек.

4 месяца

Начинается гуление.  В  период  гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а,  а-гу,  бу,  бум, ма, ам, тль, пль, пф. При молчаливом  уходе  за  ребенком  появление  первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее. Увеличивается число звуков, которые произносит ребенок: гласныезвуки «а»,  «э»,  «у»,  «и,  а  у  некоторых  детей появляются сложные комплексы звуков, вроде «агу», «тиль», «тилья» и  т.  п. Кроме этого, некоторые дети часто начинают пользоваться в общении  высокими певучими  звуками  наподобие  трели,  которые  они  произносят  с   большим напряжением. Изменяется и характер всех звуков, произносимых детьми: вместо отрывистых сейчас преобладают протяжные, певучие звуки («а-а-а»,  «р-р-р»).

С 5 месяцев  ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуля¬ционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

 С 6 месяцев  ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

 В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

 Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

 В возрасте 7—9 месяцев  ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков.

 С 10—11 месяцев  появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

 В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

 К концу первого года жизни появляются первые слова.

 Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

 С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

 Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша, может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

 С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

 На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

 Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные  данные о росте словаря детей.

 Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году  6 мес.— 10—15 слов; к концу 2-го года  — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 годам — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!),

 Значения слов становятся все более определенными.

 К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

 Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

 К 2 годам  дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

 В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Приблизительно в это время ребенок начинает говорить фразами.

 Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

 На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

 На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

 В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 лет  достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. Приблизительно к 3 годам  у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

 Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

К 4 годам  в норме ребенок должен различать  все звуки,

 т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

 К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

 На 5 году  жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложно-сочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

 Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

 В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

 В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

 Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

 Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

 Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

 Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

 быть психически и соматически  здоровым;

 иметь нормальные умственные способности;

 иметь нормальный слух и зрение;

 обладать достаточной психической активностью;

 обладать потребностью в речевом общении;

 иметь полноценное речевое окружение.

 Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитиием умственных способностей ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ

Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ...

Инновации в образовательном пространстве

В материале описан опыт по работе с детьми с ОВЗ, дана модель сопровождения таких детей в условиях общеобразовательной школы...

Инновации в образовательном пространстве

В материале описан опыт по работе с детьми с ОВЗ, дана модель сопровождения таких детей в условиях общеобразовательной школы...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...