Советы логопеда ( лекторий для родителей)
консультация по логопедии на тему

Резник Галина Николаевна

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был успешным, и его принимали в обществе? Тогда задумайтесь, а понимают ли его окружающие люди. Чем раньше в семье начинают обращать внимание на воспитание у ребенка правильного произношения, тем быстрее оно формируется. Ошибочно считать, что недостатки речи исчезнут по мере роста ребенка, напротив они могут стать еще заметнее. С помощью наших методик Вы сможете значительно улучшить дикцию малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_roditeley_1.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда ( лекторий для родителей)

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был успешным, и его принимали в обществе? Тогда задумайтесь, а понимают ли его окружающие люди. Чем раньше в семье начинают обращать внимание на воспитание у ребенка правильного произношения, тем быстрее оно формируется. Ошибочно считать, что недостатки речи исчезнут по мере роста ребенка, напротив они могут стать еще заметнее. С помощью наших методик Вы сможете значительно улучшить дикцию малыша.

Известно, что все возрастные «неправильности» произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс не происходит сам по себе, а возможен лишь под влиянием речи взрослых. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит правильную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить и, в результате, начинает испытывать интерес к чистой и грамотной речи.

Часто в семье при разговоре с ребенком взрослые лепечут, сюсюкают, ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ним. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет недостатки. Проблемы становятся заметными, когда ребенок попадает в среду хорошо говорящих детей. Часто педагоги не включают детей с дефектами речи в число выступающих на празднике, что может травмировать психику ребенка. А в дальнейшем нарушение речи может стать специфическим нарушением чтения и письма (дислексия и дисграфия). Поэтому родителям следует своевременно обратить внимание на данную проблему. В тяжелых случаях необходимо обратиться к специалисту, хотя помочь своему ребенку может каждый. Стоит лишь более внимательно, начиная как можно раньше (примерно с 2-3 лет) следить за речью детей во время беседы, обычной прогулки или игры, добиваясь того, чтобы она была ясной, четкой и внятной.

Развитию точной артикуляции (деятельности речевых органов, связанных с произношением звуков речи) помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями его губ, языка. С помощью некоторых несложных упражнений можно подготовить базу для правильного произношения (которое заключается в полноценности движений артикуляционных органов).

В любом специализированном магазине можно найти массу литературы, где подробно описывается, как правильно делать «Гимнастику для языка», но главное, чтобы эти занятия проводились в игровой форме и не утомляли ребенка.

Вам понадобится лишь 15 минут в день, зеркало и немного фантазии, чтобы ваш ребенок получал удовольствие от этих занятий. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы ребенок их запомнил. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т. к. не нужно всякий раз объяснять способы их выполнения, а достаточно лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадку».

Далее приводятся примеры некоторых из таких упражнений:

1. «Вкусное варенье»:

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить раз.

2. «Качели»:

Высунуть узкий язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10-15 раз.

3. «Лошадка»:

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно, тянуть подъязычную связку. Повторить 10-15 раз.

4. «Чашечка»:

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

5. «Горка»:

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы, удерживать 10-15 секунд.

Никогда не ругайте малыша, если он неправильно делает упражнение. Покажите, подбодрите ребенка. Придумайте и разыграйте сказку. Например: 'Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)' и т. д. Проявите фантазию.

Еще примеры упражнений:

Упражнение 1.

«Улыбка» («Заборчик»)

Широка река Волга,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны-

От краев и до десны.

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнутся без напряжения так, чтобы были видны передние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении от 1 до 5-10 секунд.

Обратите внимание!

1. Следует, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать

и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладем палец на нижнюю

губу. Опускаем и поднимаем ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна.

3. Если у ребенка возникает затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» – и губы

растянутся в улыбке.

Упражнение 2.

«Хоботок» («Трубочка»)

Я слегка прикрою рот,

Губы - хоботком вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1.Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянутся губами до конфеты

и взять ее губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребенок удерживает

губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребенком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.

Следует помнить. Что эти упражнения не являются полноценной коррекцией нарушений, а лишь способствуют развитию мышц губ. Языка и щек.В любом случае при более серьезных нарушениях надо обращаться к логопеду. Ежедневные занятия помогут вашему малышу иметь чистую и правильную речь, а значит легче адаптироваться к школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда родителям

Родителям об основных речевых нарушениях...

Советы логопеда родителям

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудро...

Советы логопеда Родителям школьников

Советы логопеда Родителям школьников...

Советы логопеда Родителям школьников

Советы логопеда Родителям школьников...

"Советы логопеда" информация для родителей

Информация для родителей на стенде "Советы логопеда"...

Советы логопеда: "Для Вас, родители"

Памятка по развитию речи детей. Особенности проведения артикуляционной гимнастики. Требования к выполнению статических и динамических упражнений. Артикуляционная гимнастика в картинках....

Советы логопеда: "Для Вас, родители"

Советы по развитию речи детей. Особенности проведения артикуляционной гимнастики. Требования к выполнению статических и динамических упражнений. Артикуляционная гимнастика в картинках....