РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности
методическая разработка по логопедии

     В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого  развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx98.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности

логопеда 

на 2017-2018 учебный год

                                              Евсеева Алиса Геннадьевна

Содержание

I.Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ… …………3

1.  Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.1.  Характеристика возрастных особенностей воспитанникок………………..7

1.2.  Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР……………………………………………………………………………….10

1.3.  Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР…………………..13

1.4. Целевые ориентиры (планируемые результаты)……………………………18

1.5. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»…………………………………………………………………20

II. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ…25

 2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка………………………………………25

2.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической  деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ………………………..27

2.3.  Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и педагогов……………………………………………………………………………30

2.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников……………………………………………………………………...33III. Организационный момент…………………………………………………….34

3.1. Расписание работы учителя-логопеда…………………………………….....36

3.2. Годовой план…………………………………………………………………..37

3.3.Тематическое планирование………………………………………………….39

Список литературы……………………………………………………………….40

I. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого  развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

    Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи,  в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей  Программы коррекционно-развивающей деятельности   учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с «Берёзка», а также на основе типовой базовой  ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ, ФГОС ДО.

 ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ -  Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

     Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха - фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности.

      Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности  учителя-логопеда Илларионовой Е.О. рассчитана на 2017-2018 учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФФНР, ОНР и  др.), зачисленных на логопедический пункт МБДОУ.

     Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в  логопедической группе для детей с нарушениями речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

     Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

     Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма  деятельности  дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с индивидуальным планом на каждого ребенка-логопата.

     Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников. 

     Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

     Целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, объединением усилий специалистов и родителей дошкольников.

     В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

   Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности  учителя-логопеда составляют:

  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
  • Положение  о логопедическом пункте МКДОУ.
  • Устав ДОУ

1.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

   Средняя группа (дети от четырех до пяти лет)

   Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» — царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

- исчезает смягченное произношение согласных;

- многие звуки произносятся более правильно и четко;

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д;

- исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л и Р.

Старшая группа (дети от пяти до шести лет)

Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500 - 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова, например экскаватор.

Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.

Подготовительная группа (дети от шести до семи лет).

Словарь. К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000 - 3500. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные слова и обороты.

В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять их запас слов. Необходимо, чтобы ребенок сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания (идиоматические выражения), доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет, ни заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Воспитатель приучает детей широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова: электричество, аквариум, милиционер и др.

Грамматический строй. К шести годам дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Задача воспитателя - научить детей ясно выражать свои мысли в ответах на вопросы; согласовывать слова в предложении; более полно и правильно, чем в младшем возрасте, строить предложения при рассказах и пересказах; правильно пользоваться союзами и союзными словами в сложноподчиненных предложениях.

Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове. Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе при работе над звуковой культурой речи. В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда. В процессе работы, используя индивидуальный подход, помощь родителей, логопеда, необходимо всех детей научить правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки.

1.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР.

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
  • другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.  Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в

  • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  •  отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

1.3. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР

      ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе оптогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

    Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной  определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

   Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий,  предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

    Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.

   Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

Общее недоразвитие речи I уровня.

Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех - пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством  жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.

Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи  между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.

Общее недоразвитие речи II уровня.

     На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь.            Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена  неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым  уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все.        Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы  различаются  недостаточно.

Общее недоразвитие речи III уровня.

     Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается  недостаточная сформированность и  неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе.          Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.

  Таким образом, на  третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

1.4. Целевые ориентиры (планируемые результаты)

Цели и задачи педагогической диагностики.

    Цель программы – создать условия для  формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза  у детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт МБДОУ.

     Главной идеей рабочей программы  является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДОУ.

     Цель оценки индивидуального развития – выявление результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования.  

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.      Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

   В процессе коррекционного процесса  решаются следующие задачи:

  • Индивидуализация образования (в том числе  поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
  • Оптимизация работы с детьми-логопатами. 
  •  раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • нормализация  звукопроизношения и слоговой структуры слова;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи.)

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой МБ ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. 
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

1.5. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический пункт ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все изученные звуки;

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

  • Развитие компонентов ЛГСР  (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

- правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок 6-7лет, выпущенный из  логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

  • Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка  в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все  звуки;

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

  • Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи,  связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы  речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

          - понимает смыслоразличительную роль фонемы

Ожидаемые результаты.

В итоге логопедической работы дети должны:

  1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  2. Четко дифференцировать все изученные звуки;
  3. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  4. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  5. Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  6. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов;
  7. Соответствие показателей речевого развития возрастной норме.

     Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность -основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) НОД,  в соответствии с Рабочей программой  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Организация проведения педагогической диагностики

(оценки индивидуального развития)

Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, специальные диагностические ситуации, организуемые логопедом всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (первые недели сентября, первая неделя мая). В первом случае она позволяет выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития.

Таким образом, основной  задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год   является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

II. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ.

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ  являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда логопункта ДОУ на 2017-2018 учебный год  составлена на основе  типовых  базовых ПРОГРАММ с учетом положений программы ДОУ  и ФГОС ДО:

- ПРОГРАММА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),

- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),

рекомендованных  Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.  Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ  детей как  с ФНР и  ФФНР, так и с ОНР.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи  основной общеобразовательной программы ДОУ  и их интеграции в образовательном учреждении.

       В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ   образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе  на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

      Основными направлениями  работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ  в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие»  являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения)  - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
  4. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
  2. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
  1. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической  деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ

      Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.  

      Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР  у детей, зачисленных на логопункт ДОУ,  обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

     Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми

непосредственно образовательная логопедическая деятельность: форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ  – подгрупповая НОД и индивидуальная НОД; дидактические игры, настольно-печатные игры; разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений; речевые задания, игры и упражнения; работа по нормализации звукопроизношения; обучению пересказу, составлению описательного рассказа; беседы.

     В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками  является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной  из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

     Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь – ноябрь;

2 период – декабрь – февраль,

3 период – март – май.

         Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. С 15 по 30 сентября зачисление детей в логопедическую группу и заполнение речевых карт.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. В расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни -  25-30 минут.  Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР  по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю. 

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.  На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт,  включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с НПОЗ  составляет  6 месяцев, ФФНР  - 1 год, ОНР – 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

2.3. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и

педагогов

         Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребѐнком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.

Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста предполагает такую организацию взаимодействия педагогов ДОУ, при которой создаются условия для оптимального речевого развития дошкольников. К таким условиям относятся:

– речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

 – организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

– обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи,

– систематическое развитие предпосылок речевого развития;

 – развитие предпосылок учебной деятельности: обучение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлекающим воздействиям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстником в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ по коррекции речи выступают:

– закрепление речевых навыков;

 – преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи.

Направления совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ реализуются следующим образом.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;

– создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;

– формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную, мелкую и речевую моторику;

 – обогащает содержание детской речи.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

– диагностирует уровень развития речи воспитанников;

– дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;

– осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.

Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися на логопункте. Кроме того, учитель-логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных процессов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например: подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать деятельность на занятиях, совместные действия со сверстниками.

В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, а в других – воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях.

Совместное решение общих образовательных задач воспитателя и учителя-логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми.

2.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями строится как с участниками образовательного процесса, что значительно повышает результативность коррекционно-развивающей работы.

Систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников:

Во-первых, организация собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей, обучающихся на логопедическом пункте, по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков и пр.

Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов) повышает компетентность родителей, а также служит гармонизации детско-родительских отношений.

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.

III. Организационный момент

3.1. Расписание работы учителя-логопеда

Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда Илларионовой Е.О., были  составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ  на 2017-2018 учебный год:

Годовой план работы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми, план по самообразованию.

Календарно-тематический план  в логопедической группе на 2017-2018 учебный год.

- План индивидуальной работы в логопедической группе на 2017-2018 учебный год.

Расписание работы учителя-логопеда

Илларионовой Екатерины Олеговны

День недели

Время

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Организационно-методическая работа

Понедельник

9:00-17:00

10:30-12:20

15:20-16:45

14:00-15:00

Вторник

9:00-17:00

10:30-12:20

15:20-16:45

14:00-15:00

Среда

9:00-17:00

10:30-12:20

15:20-16:45

10:00-11:00

14:00-15:00

Четверг

9:00-17:00

10:30-12:20

15:20-16:45

14:00-15:00

Пятница

9:00-17:00

10:00-13:00

14:00-15:00

15:00-17:00

Оформление индивидуальных тетрадей детей

Учитель-логопед Илларионова Е. О.

3.2 ГОДОВОЙ ПЛАН

учителя - логопеда

на 2017– 2018 учебный год

Основные направления

Содержание

Сроки

1. Работа с детьми

Консультационно-диагностическое направление

1. Логопедическое обследование детей старшей и подготовительной групп с целью установления структуры, степени выраженности речевого нарушения.

2. Составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми по результатам обследования

3. Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов для детей со сложной структурой дефекта.

4. Обследование детей общеразвивающих  групп.

5. Создание базы данных о детях, выявленных речевых нарушениях.

6. Комплектование логопедической группы.

1-15 сентября

3-я неделя сентября

Март-май, июнь

Январь-март

В течение года

Коррекционно-развивающее направление

1. Проведение  индивидуальных логопедических занятий с детьми по:

  • обогащению и активизации активного и пассивного словаря;
  • формирования грамматических средств языка;
  • развитие связной речи;
  • развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики;
  • исправление дефектного звукопроизношения;
  • исправление нарушений слоговой структуры речи

2. Проведение подгрупповых занятий с детьми

Количество занятий зависит от периода обучения

В течение года

2. Работа с педагогами

Консультативное направление

1. Анализ результатов логопедического обследования, планирование коррекционной работы совместно со специалистами ДОУ.

2. Консультации для воспитателей:

  • «Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы
  • «Использование дидактической методики для развития речи детей с ОНР»
  • «Развитие лексико-грамматических представлений у детей с ФФНР».

3. Участие в методических объединениях.

4. Оценка результатов проведённой логопедической, коррекционной работы.

Сентябрь

 Октябрь

Февраль

Апрель

В течение года

Май

3. Работа с родителями

1. Информирование о результатах обследования детей. Определение задач индивидуальной  работы.

2. Анкетирование, беседа с родителями, сбор анамнестических данных.

3. Консультации:

«ДОУ и семья: воспитываем ребенка с нарушением речи»

4. Оформление логопедического уголка «Логопед рекомендует».

5. Знакомство с новинками учебно – методической литературы.

Сентябрь.

В течение года

Каждую среду

В течение года

В течение года

4. Работа по повышению квалификации

1. Изучение новинок  учебно – методической литературы.

2. Участие в методических объединениях.

4.Подборка дидактических игр по лексическим темам.

 5. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

 

3.3. Тематическое планирование.

Сентябрь

1-2-3-4 неделя

Обследование ребёнка специалистом

Октябрь

1 неделя

«Овощи, фрукты»

2 неделя

«Ягоды»

3 неделя

«Домашние птицы»

4 неделя

«Детский сад»

Ноябрь

1 неделя

«Наш дом, село, страна»

2 неделя

«Мир одежды»

3 неделя

«Транспорт»

4 неделя

«Насекомые»

5 неделя

«Семья»

Декабрь

1 неделя

«Зима. Дикие животные зимой»

2 неделя

«Зимующие птицы»

3 неделя

«Зимние забавы»

4 неделя

«Новый год»

Январь

1 неделя

Зимние каникулы

2 неделя

«Путешествие на кухню»

3 неделя

«Наша пища» 

4 неделя

«Мебель»

Февраль

1 неделя

«Инструменты»

2 неделя

«Водное царство»

3 неделя

«День защитника Отечества»

4 неделя

«Зима» (обобщение).

Март

1 неделя

«Ранняя весна»

2 неделя

«Мамин праздник. Женские профессии»

3 неделя

«Растения и животные весной»

4 неделя

«Перелетные птицы весной»

Апрель

1 неделя

«Животные жарких стран»

2 неделя

«Профессии»

3 неделя

«Мы, такие похожие и разные»

4 неделя

«День космонавтики

Май

1 неделя

«День Победы»

2 неделя

«Весна. Растения луга и сада»

3-4 неделя

Обследование

Литература логопедического кабинета.

  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2008. - 95 с.
  2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. -208 с.
  4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд, испр. - М.: Просвящение, 1988. -159 с.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвящение, 2008.
  6. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори (для детей 4-6 лет). - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 112 с. (Развитие речи шаг за шагом).
  7. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Весёлая школа. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014. - 96 с. - (Кабинет логопеда.)
  8. Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет / авто.-сост. А.И. Дербина, Л.Е. Кысалова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 87 с.
  9. Формирование связной речи детей 4-5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал / авт.-сост. Л.Н. Сластья. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 232 с.
  10. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А.А. Гуськова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 151 с.
  11. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Т.М. Блинкова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 198 с.
  12. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кысалова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2014. - 367 с.
  13. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Елена Косинова. - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. - 192 с. : ил.
  14. Колмогорова Л.С. Вариативная модель план ирования занятий познавательного цикла в специализированном ДОУ (младшая и средняя группы). Сборник методических материалов. - 2-е изд.. - г. Барнаул:АКИПКРО, 2004. - 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОРИТМИКА»

Программа дополнительного образования  «ЛОГОРИТМИКА» предназначена для ступени начальногообщего образования и  является одной из составляющих социального направления, спосо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности  Факультативный курс «Литературный Петербург»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...