ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОРИТМИКА»
рабочая программа по логопедии по теме

 

 

 

Программа дополнительного образования  «ЛОГОРИТМИКА» предназначена для ступени начальногообщего образования и  является одной из составляющих социального направления, способствующего успешной социализации школьника.

Программа направлена накоррекцию недостатков речи удетей младшего школьного возраста интеграцией форм организации коррекционно-развивающей деятельности, средствами говорения, пения и ритмических движений под музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_logoritmike.docx120.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей  № 28

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛОГОРИТМИКА»

учителя-логопеда

Трифоновой Анны Анатольевны

                                                                                                                             

                                                                        

                         

                                                                                            Направление                     коррекционно-развивающее                                    

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                   

Утверждаю

директор _________________ Т.Н.Терновая

приказ по МАОУ лицею от 01.09.2011г. №386

Рассмотрена и

рекомендована к утверждению

методическим объединением

учителей начального общего образования

____________________________________________

 протокол №1 от «___»___ 2011г

Таганрог

2011 г.

ПАСПОРТ

программы дополнительного образования

Полное наименование программы

Программа  дополнительного образования  «ЛОГОРИТМИКА»

Основания для разработки программы

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;

- Федеральный закон № 83-ФЗ 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

- Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, утверждённая Постановлением Законодательного собрания Ростовской области № 2067 от 30.10 2007 года, в новой редакции с изменениями от 3.11.2011 года;

- Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы», утверждённая Постановлением Администрации Ростовской области от 27.11.2009 года в редакции постановлений от 13.07.2011 года № 449, от 14.09.2011 года № 621, от 20.10.2011 года № 66.

Сроки  реализации программы

2011 – 2012    учебный год

Целевые установки

Программа дополнительного образования  «ЛОГОРИТМИКА» предназначена для ступени начального общего образования и  является одной из составляющих социального направления, способствующего успешной социализации школьника.

Программа направлена на коррекцию недостатков речи у детей младшего школьного возраста интеграцией форм организации коррекционно-развивающей деятельности, средствами говорения, пения и ритмических движений под музыку.

Основные задачи программы

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

  1. В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
  2. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  3. При реализации образовательных задач дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией.
  4. Решение воспитательных задач содействует:

- развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

- развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

- воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

Ожидаемые  результаты, важнейшие целевые показатели программы

- обеспечение 100% обучающихся, нуждающихся в речевых коррекционно-развивающих занятиях, доступной качественной логопедической помощью;

- обеспечение 90% обучающихся, нуждающихся в речевых коррекционно-развивающих занятиях, положительной динамики образовательного результата;

- эффективное внедрение индивидуальных технологии дополнительного образования, индивидуальных траекторий развития учащихся.

Система организации контроля

Плановый систематический контроль  выполнения программы осуществляет административная группа лицея. Результаты контроля представляются один раз в год в  Управление образования Администрации Таганрога Ростовской области, Управляющему совету лицея, общественности в форме отчётных мероприятий и на сайте школы.

Юридический адрес лицея

347902, г.Таганрог Ростовской обл., пер.Трудовые резервы, 1

ФИО, телефон директора лицея

Татьяна Николаевна  Терновая

Тел. 64-00-58

Сайт лицея

www.sk.ru

Основания деятельности

Лицензия на образовательную деятельность муниципальному автономному общеобразовательному учреждению лицею № 28 -  регистрационный №1362 от 13.05.2011.

Государственная аккредитация: Свидетельство №655 от 28. 07. 2010

Общеобразовательное учреждение лицей.

Пояснительная записка

За последние  годы  отмечается значительный рост  количества детей, имеющих отклонения  в развитии.   Большое их  количество  имеют недоразвитие или нарушение речи.  Это дети,  которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией, ОНР.  

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. И. Зоткина и другие.

М. Я. Басов указывал, что изучение личности ребенка было бы неполным, если бы оно не распространялось на такую специальную форму двигательной деятельности, которая в известном смысле реализуется музыкой.

Музыка, музыкальное воспитание, музыкально-ритмические движения могут оказать значительную помощь и в работе по коррекции речи. При грамотном подходе к решению  коррекционных и общепедагогических задач дети с нарушениями речи преображаются. Под влиянием упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика – система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Отечественные ученые В. А. Гиляровский, Ю. А. Фефенская, В. А. Гринер и другие  занимались проблемами использования логоритмики в школьных учреждениях, исследовали теоретические, методические и практические аспекты этого вопроса, но практически нигде не встречается система логоритмических занятий.

В  программе представлена система занятий, построенная с учетом постепенного развития детей, самоорганизации, активности в речи и поведении.

Даная программа направлена на  коррекцию речевых, двигательных, психических функций детей младшего школьного возраста с помощью логопедической ритмики.

Предмет логопедической ритмики

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством эффективного воздействия на обучающихся в комплексе методик.

Понятие логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Занятие логопедической ритмикой обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель занятий логоритмикой - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация обучающегося к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

  1. В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
  2. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  3. При реализации образовательных задач дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией.
  4. Решение воспитательных задач содействует:

- развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

- развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

- воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

Программа разработана для детей младшего школьного возраста  и рассчитана на один год обучения.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на не осознанном, непроизвольном уровне. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Все навыки, полученные на логоритмическом занятии, закрепляются на речевом материале. Продолжительность занятий от 30 - 35 минут. Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости. При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:

  1. вид речевого нарушения;
  2. возрастные особенности;
  3. особенности музыкальной деятельности, обусловленные речевым нарушением;
  4. последовательность и усложнение заданий.

В каждое занятие включаю пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. С народными пальчиковыми играми ребёнок встречается в раннем возрасте на коленях у мамы или у бабушки. Но, к сожалению, современные мамы редко играют в такие игры со своими детьми.

В процессе пальчиковых игр у детей развивается мелкая моторика, форсируется развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.

Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятие как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Структура логоритмических занятий

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:

  1. нормализация темпа и ритма речи;
  2. развитие речевой моторики для правильного произношения звуков;
  3. развитие слухового внимания;
  4. развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе);
  5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  6. развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе);
  7. развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания;
  8. увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов;
  9. воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться;
  10. четверостишье, сопровождаемое движениями;
  11. песня;
  12. артикуляционная гимнастика;
  13. мимические упражнения, психогимнастика;
  14. массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз;
  15. пальчиковые игры;
  16. подвижные, коммуникативные, спокойные игры;
  17. релаксация.

Каждое занятие имеет свой сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

Элементы, имеющие оздоровительную направленность

Особенностью  программы,  в  свете  ее  коррекционных  задач,  является интеграция  двигательной и    познавательной деятельности на  основе глубинных  связей средств  выразительности     музыки,  движения,   речи.

 

    Музыка

       Движение

             Речь

Ритм

Последовательность звуков различной длительности

      Танцевальный  ритм  

         (рисунок танца)

    Чередование ударных и    

        безударных  слогов

Темп

Скорость  звучания, чередование метрических долей

Скорость выполнения движения

Скорость речевого потока

Метр

Чередование сильных и слабых долей в  такте

Движение в едином размере

(2, 3, 4-х дольном)

Выделение ударного слога

Динамика

Сила  звука

Различный характер движений по степени напряженности

Усиление и ослабление звука

Мелодия

Последовательность звуков, объединенных  смысловым содержанием, основная тема

Пластическое выражение темы

и содержания

Мелодика речи, звуковысотность

Характер

Выразительность, образность

Создание двигательных образов,  гармония движений

Эмоциональность,  выразительность, образность

Фраза

Смысловой отрезок

Расчленение движений

Смысловые отрезки речи

Направления  и  средства  коррекционной  работы

Направленность программы -  коррекционно-развивающая.

По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.

Вид обучения – практико-ориентированный  с  коллективными,  групповыми, индивидуальными  формами работы.  

         Направления

                               Средства  коррекционной  работы

 

1

Развитие  внимания,  памяти  и  восприятия

Упражнения на  активизацию  внимания,  на  развитие  речи,  наблюдательности,  на  объем  внимания  и  его  распределения.  Игры (подвижные, с  предметами  и без  предметов)

 

2

Развитие  общей  и  мелкой  моторики

Различные  виды  ходьбы  и  бега, упражнение  с предметами и без  предметов,  пением , проговариванием  текста. Общеразвивающие  упражнения для рук,  ног,  туловища.

 

3

Коррекция  эмоционально-поведенческих расстройств

Упражнения на  передачу  музыкального образа, характера  музыки,  выразительности  движений,  речи.

 

4

Активизация интеллектуальной  деятельности

Усвоение понятий через  выполнение заданий на  сравнение,  через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи  музыкальных образов.

 

5

Исполнительская  деятельность

Танцы  (сюжетные,  народные,  бальные).  Песни  (программные  и  внепрограммные).  Игра  на  музыкальных  инструментах. Участие в  школьных  праздниках,  конкурсах, спектаклях.

 .

6

Коррекция  речевых  дефектов. Работа над  звукопроизношением,  связной  речью, выразительностью.

Упражнения,  песенный  материал,  подобранный  для  групп  нарушений. Специальные  упражнения  на дыхание,  силу  голоса и его  выразительность

 

Примерный тематический план для 1-го класса.

Модуль

Тема урока

               1  - 2  модуль

1

Добро пожаловать в сказочный мир движений и музыки

2

Перестроения «солнце», «лучи», «радуга», «дорожка». Диагностика.

3

Марш. Перестроение, ходьба, бег. Притопы одной ногой. Диагностика.

4

Что можно рассказать движением?

5

Музыка и движения – друзья. Характер музыки и движений.

6

Марш. Ритмы маршей.

7

Марш. Динамика. Ходьба с остановками.

8

Марш. Виды маршей.

9

Обобщение темы «Марш».

                 3 - 4   модуль

10

Средства выразительности музыки и движения. Слушаем и сливаемся с музыкой.

11

Средства выразительности танца, марша. Ритмография.

12

Средства выразительности. Мелодия.

13

Интонация. Связь слова и движения. Речь музыкальная и разговорная.

14

Связь слова и движения. Песенки-картинки.

15

Связь слова, музыки и движения.

16

Связь содержания песни с характером движения. Может ли петь движение?

17

Хороводы, танцы с пением.

                              5  модуль

     

18

Танец. Разнообразие танцев (хороводные, парные).

19

Красота и выразительность хороводов (без пения).

20

Связь музыки и движения в парных танцах. Партнер.

21

Танец бальный. Вальс (характер музыки, трехдольность).

22

Танец Полька (характер музыки, особенность ритма).

23

Полька. Вальс. Определение и различение на слух.  Импровизация.

24

Танцы моего народа (показ видео фрагментов). Рисунок хоровода. Костюмы.

25

Хоровод сказочных героев. Образы игрушек (на основе вальса, польки).

26

Хоровод игрушек (импровизация).

27

Весенний хоровод. Образы весны, цветов, ветра, птиц.

28

Плясовая - душа и характер музыки, движения.

           6  модуль

29

Танцы моего народа. Хоровод с пением. Связь слова, музыки, движения.

30

Хоровод с пением. Перестроение по зрительным опорам.

31

Хоровод с пением  (обобщение).

32

Танцы весны, дружбы, красоты.

33

Чему научили нас три Феи: музыка, движение, речь (обобщение)?

34

Урок-концерт. До скорой встречи в танцевальном городке.

Ожидаемые результаты и способы проверки

           Целенаправленное  коррекционное воздействие, с одной  стороны,  ведет к исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить обучение после школы. В результате практического воплощения программы происходит:

  1. исправление и смягчение дефектов речи детей;
  2. улучшение  двигательных способностей  детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
  3. усиление  впечатлительности, музыкального  восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
  4. увеличение  количества  энграмм, появление  потребности  в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».  

 Для отслеживания результатов проводится экспресс – диагностика по разделу «Наличие отсутствие движения» и более полное обследование состояние психомоторики на начало и конец учебного года, что позволяет уточнить картину психомоторного состояния учащихся, выявить отставание двигательных, умственных навыков или улучшение показателей. Подобное  обследование позволяет наметить пути индивидуальной коррекции.  

Список используемой литератуы:

Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкаль ным сопровождением. СПб., 1999.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.

Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль, 1998.

Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Васильева, В.С. Цвиль. Архангельск, 1994.

Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000.

Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт. и сост. Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна и др. СПб., 1999.

Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М., 1997.

Кудрявцев В. Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоров ления. М., 2000.

Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск, 1996.

Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н. Спортивные праздники и развлечения. М., 2000.

Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для красивого движения. Ярославль, 2000.

Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1996.

Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.

Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 1999.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.