Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»
рабочая программа по логопедии

Булгакова Елена Анатольевна

Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования детей в области технологии, изобразительного искусства, окружающего мира через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства  оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_mir_origami_bulgakova.docx188.79 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Умётская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С.Плешакова»

               

                                                       Утверждено

                                                        на методическом совете

                                                        Протокол  № 8  от 17.05.2018        

                                                       Директор школы                    (Пархутик А.С.)

Краткосрочная дополнительная

 общеобразовательная программа

художественной направленности

«Сказочный мир оригами»

Возраст обучающихся 7 – 11 лет

Срок реализации программы – 1 месяц

https://i.ytimg.com/vi/yWPNhPizayA/maxresdefault.jpg

             

                                 

                                                                  Автор-составитель:

                                                         Булгакова Елена Анатольевна,

                               учитель- логопед

                                         

р.п. Умёт

2018 г.


Пояснительная записка

           Программа кружка «Сказочный мир оригами» имеет общекультурное направление, созданное на основе результатов многолетней работы по обучению детей основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа кружка направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Сказочный мир оригами» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Умётская СОШ ».

     Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов детей, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у воспитанников пространственные и зрительные представления.

     Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у детей пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

        Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с руководителем, а также их самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования детей области технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, музыки через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами.

Отличительные особенности данной программы:

        Данная программа рассчитана и адаптирована для детей, посещающих лагерь дневного пребывания «Алые паруса». В процессе работы возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими данного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

       Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа «Сказочный мир оригами» адресована детям, посещающих лагерь дневного пребывания «Алые паруса». Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью руководителя кружка  каждому ребенку. Возраст детей 7 -11 лет. Срок реализации – 21 день (одна лагерная смена). Программа рассчитана на 10 часов.

Периодичность занятий – 3 часа в неделю. Занятия проходят 3 раза в неделю. Программа реализуется воспитателями и вожатыми, работающими в лагере.

Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы детей путём овладения искусством оригами.

Задачи:

  • Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
  • Развивать воображение , художественный вкус, чувство прекрасного.
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
  • Формировать представление об эстетических идеалах.

Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у детей будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД  дети научатся:

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
  • соблюдать правила организации рабочего места.
  • соблюдать правила бережного использования бумаги.
  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
  • анализировать информацию, полученную из разных источников.
  • научатся различным приемам работы с бумагой.
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД  дети научатся :

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД  дети научатся :

  • вести диалог с руководителем кружка и друг с другом;
  • задавать вопросы;
  • слушать и отвечать на вопросы других;
  • высказывать свою точку зрения;
  • работать в парах и рабочих группах.

Методы обучения и формы занятий:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – ребята воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Оценка результатов:

        Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ детей. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.

        Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Формы подведения итогов:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ детей: в отряде, в лагере.

Учебно-тематический план программы:

Название раздела, темы.

Часы

Количество часов

теория

практика

Знакомство с оригами.

1

1

Знакомство с оригами.

Беседа по охране труда.

1

-

Квадрат – основная форма оригами.

2

2

Знакомство с понятием «базовая форма». Условные обозначения в оригами.

1

-

3

Изготовление квадрата. Кармашек (кошелек)

-

1

 Базовая форма «Треугольник».

2

4

Лисёнок и собачка.

-

1

5

Яхта и пароход.

-

1

  Базовая форма «Воздушный змей».

2

6

Кролик и щенок.

0,5

0,5

7

Курочка и петушок.

0,5

0,5

 Базовая форма «Двойной треугольник».

2

8

 Рыбка и бабочка.

0,5

0,5

9

Композиция «Водоём».

-

1

  Подведение итогов.

1

10

Оформление выставки. Конкурс  «Самые умелые руки»

-

1

Итого:

10

3,5

6,5

                                      Содержание программы.

Раздел I: Знакомство с оригами. (1ч.)

Тема 1. Знакомство с оригами. (Теория) Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Беседа по охране труда. Входная диагностика.

Раздел II: Квадрат – основная фигура оригами. (2)

Тема 2. Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать детям понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм. Условные обозначения в оригами. (Теория) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Тема 3. Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Кармашек (кошелек) (Практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами. 

Раздел III: Базовая форма «Треугольник» (2ч.)

Тема 4. Лисёнок и собачка. (Практика) Разметка сгибанием. Понятие о графических изображениях, их назначении. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.

Тема 5. Яхта и пароход. (Практика) Приёмы чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.

Раздел IV: Базовая форма «Воздушный змей» (2ч.)

Тема 6. Кролик и щенок. ( Теория и практика) Знакомство с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.

Тема 7. Курочка и петушок. ( Теория и практика)Чтение сказки « Петушок и бобовое зёрнышко». Анализировать образец, пользоваться схемой.

Раздел V: Базовая форма « Двойной треугольник» (2ч.)

Тема 8. Рыбка и бабочка. ( Теория и практика)Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Тема 9. Композиция «Водоём». (Практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия в виде морского дна.

Раздел VI: Подведение итогов. (1ч.)

Тема 10. Оформление выставки. ( Практика) Выставка моделей, изготовленных в течение работы лагеря.  Конкурс «Самые умелые руки».

 ( Практика) Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

                        Методическое обеспечение программы

Название темы

Формы занятий и формы работы

Знакомство с оригами.

Знакомство с оригами.

Беседа по охране труда.

Беседа.

Квадрат – основная форма оригами.

Знакомство с понятием «базовая форма». Условные обозначения в оригами.

Беседа.

Изготовление квадрата. Кармашек (кошелек)

Коллективная работа.

Базовая форма «Треугольник».

Лисёнок и собачка.

Работа в группах.

Яхта и пароход.

Работа в группах.

Базовая форма «Воздушный змей».

Кролик и щенок.

Работа в паре.

Курочка и петушок.

Индивидуальная работа

Базовая форма «Двойной треугольник».

 Рыбка и бабочка.

Индивидуальная работа.

Композиция «Водоём».

Конкурс.

Подведение итогов.

Оформление выставки. Конкурс « Самые умелые руки»

Праздник

Условия реализации программы «Сказочный мир оригами»:

1.Кабинет технологии

2.Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.

3.Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет

Список литературы для руководителя:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2. 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  6. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
  7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
  8. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  9. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001

Литература для детей:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005
  2. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая (образовательная) программа художественной направленности «Пластичный мир»

Программа дополнительного образовавния по работе с лепными массами, основной из которых является пластилин (пластилинография)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...

Краткосрочная дистанционная общеразвивающая программа художественной направленности

Краткосрочная дистанционная общеразвивающая программа художественной направленности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами» дает обучающемуся возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир ...

Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа художественной направленности «Летние мотивы»

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Поэтому важно научить детей чувствовать, понимать, что природа представляет огромную, ни с че...