Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Мамонтова Людмила Николаевна

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_b-p.docx114.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс)

ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

ЦЕЛЬ: Тренировать детей в различении звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-развивающие:

-Уточнение артикуляционного уклада и акустических характеристик изучаемых звуков;

-  Развитие звуко - буквенного анализа;

-  Развитие слогового анализа и синтеза;

- Уточнение значений слов, обогащение словаря по теме «Осенний лес».

- Развитие межполушарного взаимодействия посредством выполнения специального комплекса кинезиологических упражнений.

- Построение развёрнутых, грамматически правильно построенных фраз.

Образовательные:

- Повторение  и контроль правильного называния звуков и букв;

- Закрепление знаний норм орфографии;

- Соблюдение правил переноса слов;

- Формирование грамотного чтения;

- Закрепление навыков каллиграфии;

- Закрепление навыков  правописания многосложных слов;

- Правописание словарных слов (берёза)

- Правописание безударных гласных  в слове.

Воспитательные:

- Развитие наблюдательности,

- Активного внимания, памяти,

- Умения работать в группе, оказания товарищеской  взаимопомощи. 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: наблюдение за правильной осанкой детей на занятии, чередование устных и письменных заданий, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика

Дидактические средства:

Индивидуальные зеркала, профили  изучаемых звуков, образцы написания рукописных букв, картинки (паучок, барсучок, пихта) компьютер, проектор.

  1. ХОД ЗАНЯТИЯ:

 Орг. момент.

Создание положительного настроя на занятие: приветствие логопеда, утверждение, что всё получится, надо только  постараться: внимательно слушать логопеда и ребят, активно поднимать руку, отвечать на вопросы

Актуализация темы.

-  Какое сейчас время года?

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил наш барсучок

О прошедшем лете.

Белка села на пенёк,

Что готовит ей денёк?

(По ходу чтения стихотворения выставляются предметные картинки с изображением животных).

        Ответить на вопросы:

а)  Кто вяжет сети?

- С какого звука начинается слово паучок, дать характеристику звуку [П].

(звук  [П] – согласный, глухой, в слове паучок твердый).

б)  Кто загрустил о прошедшем лете?

 - С какого звука начинается слово барсучок,         дать характеристику звуку [Б].

(Звук [Б] согласный, звонкий, в слове барсучок – твердый).

в)  Кто присядет на пенёк?

- Определить звук вначале слова белка, дать         характеристику звуку [Б’].

(Звук [Б] согласный, звонкий, в слове белка – мягкий).

г) Куда сядет белка?

- Определить звук в начале слова пенёк, дать характеристику звуку [П’].

(согласный, глухой, в слове пенёк – мягкий).

Л- На прошлых занятиях изучались звуки –(п, б) и их мягкие варианты. Мы вместе определили особенности их произношения, изучили артикуляционные профили и звуковые модели данных звуков. Следуя алгоритму работы с парными согласными, мы должны эти звуки …?

Дети (дальше Д)- Сравнить!

Л – Сформулируйте сегодняшнюю тему.

Д -  Различай Б-П.

Л -  Верно! Запишите в тетрадях. 

*Подготовка тетради к работе - запись даты. Обращается внимание:

- на правильную посадку детей (ноги ровно стоят под партой на всей ступне, спины прямые, грудь не упирается в парту, локти лежат на парте);

-на правильное положение тетради во время письма (тетрадь лежит наклонно, уголок тетрадного листа, на котором ребенок будет писать, смотрит в центр груди.)

  1. Основная часть.

Сравнительная характеристика звуков.

Л – Перед вами профили, давайте вместе составим обобщенную графическую модель этих звуков, используя знания, полученные на прошлых занятиях.

http://festival.1september.ru/articles/619161/img1.gif

Д-  В начале артикуляции звуков п — б губы крепко сомкнуты. Струя выдыхаемого воздуха проходит через рот и разрывает эту преграду — в результате образуется шум. Это общее. Звук П производится только шумом, без голоса. Звук Б образуется с участием и шума и голоса. А это различие.

Л – Составим графическую модель. Рисуем вместе (логопед на доске, дети – в тетрадях).

 Схема звука [п].

http://festival.1september.ru/articles/619161/img2.gif

Схема звука [б].

http://festival.1september.ru/articles/619161/img3.gif

Л – Значит, каковы  акустические свойства этих звуков?

Д- (б-б*) – звонкие, а (п-п*) – глухие!

Л – На письме вышеперечисленные звуки обозначаются буквами Б и П            (Обратить внимание обучающихся на правильное называние звуков и букв).

Практические задания:

  1. Чтение слоговых таблиц

Л – Я составила слоговые цепочки для каждого из учащихся. Повторите цепочку после однократного проговаривания: ба-па-бо, бу-пу-ба, па-бо-по, бу-ба-па,…

Слоговые цепочки могут быть записаны детьми в тетрадях. После записи следует чтение полученных записей

2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Составление слов из  букв на магнитной основе.

    Л- Какая сегодня погода? Какой звук слышится в начале слова погода,         дать характеристику звуку.

Л - Какое небо сегодня? Какой из изучаемых звуков слышится в слове небо?

Написать слова погода и небо   при помощи магнитных букв, поставить  ударение.

 3. Физкультминутка.  Игра «Поймай звук».

-Устали? Сядем на пенек в этот ласковый денек. Какой звук первый  в слове пенёк?

-Буду слова вам сейчас называть,

Звуки в них будете определять.

Если звук [Б] и его мягкий вариант в слове слышится – хлопайте,

Если же [П] и его мягкий вариант,  то ножками топайте.

        Пень, барсук, полено, палка,

        Бор, берлога и скакалка.

        Объяснить значения слов бор, берлога

4 . Развитие фонематического восприятия

Ветер принёс нам листочки, на которых записаны слова. Послушайте слова: Бочка, подсолнух,  пугало, блины, будочка, хлопок. Устно разделите слова на слоги, а записать надо только тот слог, в котором есть изучаемые нами сегодня звуки.

Упражнение выполняется с доской, каждый ученик разбирает по одному слову, уточняя его значение.

5.Отработка навыка чтения , зрительного внимания

 На доске и в тетрадях:  берё, паз , за, поль, та, то, поль

Тренировка чтения – читаем эту слоговую цепочку в прямом и обратном порядке, чётко артикулируя все звуки.

Л - Какие новые слова можно составить из этих слогов?

Д – Берёза, тополь

Л – Всё верно. Запишем эти слова ласково.

*Выполнение кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия:

    1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 3 раза. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.

6. Л – Слова, которые я назову, надо записать в 2 столбика:  в 1-й столбик – слова с буквой Б, а во 2-й – с буквой П.

Дети в тетрадях чертят таблицу. По одному выходят к доске и заполняют таблицу, соблюдая правила работы с ней, как в классе. Значения слов уточняются коллективно с помощью логопеда.

Слова воспринимаются на слух: опята, кабаны, бобры, поганки, боровики подосиновики, подберёзовики

Л- ? –Какие грибы мы не будем собирать в лесу? Какие поганки вы знаете? (поганки)

        Работа выполняется коллективно, с комментариями: вспоминается правило написания безударных гласных, правила переноса слов.

7.Л – Устно составьте предложение с понравившимся  словом.

Итог занятия. Рефлексия.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...

Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР

Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)

Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....