КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме

Цыганкова  Анна Валерьевна

ЦЕЛИ

Образовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.

Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языкового анализа. Восполнить пробелы в формировании грамматического строя речи.

Развивающие. Способствовать развитию познавательных процессов, расширению словарного запаса. Формировать навыки совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс)

  1. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИ

Образовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях,     текстах.

Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языкового анализа. Восполнить пробелы в формировании грамматического строя речи.

Развивающие. Способствовать развитию познавательных процессов, расширению словарного запаса. Формировать навыки совместной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка - перчатка Мартышка, магнитная доска, магниты, маркеры, карточки : слова, слова, разрезанные на слоги, вопросы для составления текста, текст задачи – загадки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, чья фамилия начинается с глухого согласного звука. Теперь тот, чья фамилия начинается со звонкого согласного. А теперь тот, чья фамилия начинается с гласного звука.

2. Повторение пройденного.

Логопед: Сегодня к нам в гости пришла Мартышка.

Мартышка: Здраштвуйте, ребята! Какие вы все крашивые и больсые!

Логопед: Ой, Мартышка, ты, путаешь звуки [С]и[Ш]?

Мартышка: Путаю и ничего не могу ш этим поделать

Логопед: Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем.

Мартышка: А что это вас за занятие такое?

Яна: Это логопедическое занятие.

Мартышка: Интересно…что вы на нем делаете?

Логопед: Сейчас, Мартышка, мы всё тебе расскажем.

-Какие звуки мы учились различать на прошлом занятии?

Алёша: На прошлом занятии мы учились различать звуки [С]и[Ш].

Логопед: А как называются буквы, обозначающие эти звуки?

  1. Саша: Звук [С] – буква «ЭС» звук [Ш] – буква «ША».

Мартышка: Как же вы эти звуки различаете?

Настя: Когда мы произносим [С], язык за нижними зубами, губы улыбаются. Когда произносим [Ш], язык за верхними зубами, губы вытянуты вперёд рупором.

Мартышка: Я была в другой сколе и мне дали такие значки, а что они значат, я не знаю. Может, вы знаете?

На доску вывешивается знак         .

  1. Настя: Этот звук [С]. Стрелка вниз означает, что язык за нижними зубами, черточка значит, что губы улыбаются.

Логопед: Какой это звук?              Почему?

Саша: Этот звук [Ш]. Стрелка вверх означает, что язык за верхними  зубами, кружок значит, что губы вытянуты рупором.

3.Актуализация знаний учащихся по теме.

Мартышка: Вот теперь мне всё ясно. Спасибо, ребята.

Логопед: Назовите сегодняшнее число? (Пятое апреля.)  Сколько слов в предложении? Давайте откроем тетради и запишем его. Яна, диктуй

 Разделите страницу пополам (Складыванием).

В левую сторону запишите знак обозначающий [С], в правую – знак, обозначающий [Ш]. Положите ручки.

Мартышка: Я приготовила для вас задачку. Кто сможет её прочесть?

На доске текст задачи – загадки: (Читают несколько детей)

У          тены              тоят     каду       ки,

А  в  каду  ках   по   лягу   ке.

Е     ли было      е    ть    каду     ек,

  колько  было  в  них  лягу   ек?

Логопед: Выпишите в левый столбик слова со звуком [С], в правый – со звуком [Ш]. Если перед словом есть предлог, выписывайте слово с предлогом. Как пишется предлог со словом? (Отдельно.)

Мартышка проверяет, помогает детям работать.

Мартышка: Яна, прочтёт слова с буквой «ЭС», а Алёша с буквой «ША».

 Логопед: Кто смог решить задачу? Сколько же было лягушек? (Шесть.) Почему?

Вспомните скороговорку с этим словом. (Саша купила шесть сушек.)

Сколько слов в этом предложении? (Четыре.) Начертите схему этого предложения.

Записываем скороговорку. Диктует Алёша…

Над буквами С и Ш  простым карандашом поставьте значки

Логопед: Ты, Мартышка, наверное, устала? Присядь, отдохни. А мы с ребятами про тебя стишок расскажем.

Физминутка: (Каждое слово показываем соответствующим жестом)

Две мартышки, слов не тратя,                                

Раз, подрались на кровати.

Друг у друга в этой схватке

Вышибли ума остатки.

Врач пришел, уселся в кресло

И сказал мартышкам:

-Если драться будете, мартышки,

Выгоню из этой книжки.

Логопед: Мартышке очень понравился наш стишок. (Мартышка шепчет что-то на ухо логопеду.)

Ребята, Мартышка несла слова, чтобы мы все вместе составили рассказ. Она их уронила, слова рассыпались и Мартышка решила, что теперь ничего не получится.  Поможем ей?

(Логопед раздаёт детям карточки – слова, разрезанные на слоги.)

Сложите из слогов слова. Какое слово получилось, Настя?

Настя: Получилось слово «мартышки».

На доске одно за другим появляются сложенные детьми слова:

Мартышки, бесшумно, малыши, шёрстка, смешные.

Мартышка: Вот спасибо, вам, ребята. Молодцы, сложили слова. А теперь из этих слов вы сможете составить рассказ о мартышках. Чтобы вам было легче, я приготовила вопросы (На доске карточки с вопросами).

Логопед: С помощь этих вопросов и слов нужно составить предложения.

1) Где живут мартышки?

Саша: Мартышки живут в Африке.

Логопед: Сколько слов в предложении? (4).Назови предлог. Начерти схему. Выдели предлог.

2)Как они передвигаются?

Яна: Они передвигаются бесшумно.

Логопед: Сколько слов в предложении? Начерти схему.

3) За что держатся малыши? (Малыши держатся за шёрстку мамы)

4) Какие мартышки? (Мартышки смешные).

Кто запомнил и сможет повторить все предложения по памяти? Получился ли у нас рассказ?

Теперь запишем его в тетрадь самостоятельно.

Итог.

Мартышка: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

Логопед: Что мы делали на уроке? (Решали задачу, выписывали слова из текста, составляли предложения, записали рассказ. 

Мартышка: А я не буду путать звуки [С]и[Ш]. Вот послушайте: Саша купила шесть сушек. Спасибо вам, ребята. Я приготовила призы   для тех, кто вспомнит скороговорку

со звуками [С]и[Ш].

  1. Саша шапкой шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
  2. Шашки на столе

Шишки на сосне.

  1. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  2. Маша дала Ромаше

      Сыворотку из – под простокваши.

  1. У мышки в норке сыра корка.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Городилова В. И., Кудрявцева М.Х. Чтение и письмо. – М.,1996
  2. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. - Ярославль 2007
  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения  и письма у младших школьников. – Санкт – Петербург 2009
  4. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2008