Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Цыпуштанова Клавдия Степановна

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыкальным сопровождением, карточки с "зашифрованными" словами и предложениями, кроссворд, природный материал для развития мелкой моторики. В конце занятия -рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми

Конспект группового логопедического занятия

 по коррекции оптической дисграфии

в 4 классе (VII вид)

             Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д

 в слогах, словах и предложениях.

учитель-логопед:                                                                        

Цыпуштанова Клавдия Степановна

г. Пермь 2014г.

Цель занятия:  Учить различать буквы Б-Д при письме и чтении.                                                         Задачи:                                                                                                                                                        Коррекционно-образовательные:

  • Закрепление  дифференциации  Б - Д при  письме и чтении.
  • Вырабатывать навыки правильного  грамотного письма и чтения.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Продукты питания».

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительно - пространственных представлений.
  • Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания).
  • Формирование  связной речи.  
  • Развитие общей и мелкой  моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования.
  • Прививать интерес к логопедическим занятиям.
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  • Сохранение здоровьесбережения.            

Материалы и оборудование:  Презентация  логопеда «Логопедическое занятие по коррекции  оптической дисграфии» и презентация – гимнастика для глаз /с музыкальным  сопровождением/  «Все просыпается»; стенд « Продукты питания »;  сигнальные карточки  (цифры);  цветные карандаши и мелки; подносики с разными семечками; кроссворды; карточки с «зашифрованными» словами и  предложениями.                                    Ход занятия.

I. Организационный момент.                                                                                                                                                      - Логопед:                                                                                                                                                                 Вот звонок нам дал сигнал.                                                                                                                    Поработать час настал.                                                                                                                                              Так что время не теряем и работать начинаем.                                                                              Рефлексия.                                                                                                                                                                 II. Сообщение темы занятия
 Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы.                                                          -Логопед читает загадки, а учащиеся сами определяют тему данного занятия.

      Всё время стучит,                    С веточки на веточку

      Деревья долбит.                       Прыгает, резвится.                    б - д

      Но их не калечит,                     Ловкая, проворная,

     А только лечит.  (дятел)          А не птица.  ( белка)                                                    слайд/                                               – Чем похожи и чем отличаются буквы  Б – Д?                                                                                                     – Звук «Б» гласный или согласный? (Согласный.  Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)                                                                                                                                                                  – Как произносится звук «Б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский).                                                                  – Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).                               – Звук «Д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости).                                                                                                                                                                 – Скажите, как произносится звук «Д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).                                                    – Звонкий или глухой звук «Д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).                              III. Основная часть.                                                                                                                                             1. Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия:                                 Развитие мелкой моторики.                                                                                                                              - Логопед предлагает выложить буквы Б - Д; одинаковые элементы из одних семечек,  разные – из других.                                                                                                                                                                   – Посмотрите на букву "д". Из каких элементов состоит буква «д»? (Буква «д» состоит из овала и петли, которая расположена справа от овала и идет вниз).                                                                            – А буква «б»? (Буква "б" состоит из овала и элемента, который расположен справа от овала, идет вверх, заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами).                                                                                                                                              – Значит, чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обоих буквах есть элемент - овал).                                   – Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).                               – А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «б» и «д» в воздухе.                                                                                                                                             2. Развитие фонематического восприятия.                                                                                     Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.                        - Логопед предлагает открыть тетради, написать число, день недели.                                        Ученики по очереди  выписывают Б - Д из диктуемых учителем чистоговорок.  Букву Б выделяют синим цветом, Д- красным.  (Ответы проверяют на компьютере).                                                            - Да, да, да в ручейке бежит вода.                 Д д д б д                                                                                            - Бу, бу, бу побелили мы трубу.                     Б б б б б                                                                                          - Дед Демьян домой идёт.                               Д д Д д д                                                                                      - Бобры добры идут в боры.                            Б б д б д б           /слайд/                                                             3. Развитие навыка определения места слова со звуком Б – Д  в предложениях.  Задание: Поднять сигнальную карточку ( цифру) -  на каком месте стоят слова со звуком  Б - Д в предложении. Ответы проверяются на компьютере.

  • Ребята пошли на стадион.                                      1,4
  • Из трубы валит дым.                                               2,4
  • Мама разбудила Диму рано.                                  2,3
  • Володя поймал большую бабочку.                       1,3,4
  • Собака Дружок сидит на цепи.                             1,2.3
  • Даша сорвала большое яблоко.                            1,3,4
  • Ребята борются с вредителями садов.                 1,2,4,5  /слайд/

4. Различение буквы Б - Д при чтении.                                                                                                                 Чтение по цепочке таблицы с «зашифрованными» словами:

     

- У вас на столах лежат карточки со стрелками. У одних стрелки направлены вверху  , других   вниз.

- Как вы думаете, с каким звуком нужно прочитать  слова, где стрелочка «смотрит» вверх? Правильно, со звуком  [б].  А почему? А с каким звуком нужно прочитать  слова, где стрелочка «смотрит» вниз? Правильно, со звуком [д]. А почему? (Проверка на компьютере).

5. Физкультминутка.                                                                                                                               Предлагается сходить в магазин за продуктами питания.                                                                                         - Логопед называет слова и даёт задание детям: если в слове есть звук Б – поднимают  руки вверх и хлопают, если  Д - приседают.  /Слова: дыня, батон, помидоры, яблоко, масло, колбаса, огурец, банан, арбуз, картофель, редис, грибы, редька, рыба/.                                                                                                                                                                                                                                                                                       6. Закрепление Б - Д в словах на письме.                                                                                                  Задание: выписать в тетради слова со звуком  Б-Д  в 2 столбика, (опираясь на стенд  «Продукты питания »).  Ответы проверяют на компьютере, меняясь тетрадями.

     Б                                                                        Д

батон                                                                  редис                                                                                   яблоко                                                                мандарин                                                                                       банан                                                                 помидоры                                                                                        колбаса                                                               редька                                                                                                арбуз                                                                                                                                                                      рыба                                                                                                                                                               грибы                                                                                            /слайд/                                                                   7. Гимнастика для глаз.      «Все просыпается»  (Презентация с музыкальным  сопровождением).                                                                                                                                                                                                                                                                                 8. Развитие  мышления и связной речи.                                                                                                               - Разгадай кроссворд. Запиши отгадки. Работа в парах.

              

 По горизонтали:                                                                                                                                                          1. На неё кладут голову во время сна.                                                                                                                          2. В нём живут короли.                                                                                                                                              3. Часть суток.                                                                                                                                                             4. Смотанные шариком нитки.                   По вертикали:                                                                                            1. Человек, убирающий мусор во дворе.                                                                                                                  2. Крупное дерево.                                                                                                                                                                        Задание:  Составить со словами предложение, записать в тетради, четко и правильно его прочитать , выписать по  цепочке Б – Д и сделать схему предложения.                                                                                   9. Работа с предложениями (карточки).                                                                                                      Задание: вставить  пропущенные буквы Б-Д в слова, выделяя  букву     Б - синим карандашом, Д- красным.  Учащиеся читают вслух предложения. Ответы проверяют на компьютере.                                                                                                                                                                                                                      -У Ли-ы   -ольшая коса.                                        д б                                                                                                   - Живёт   -елка  в   -упле.                                       б д                                                                                                   -На   -иване   -елая   по-ушка.                              д б д                                                                                                 -У Ли-ы  -ольшой голу-ой  -ант.                         д б б б                                                                                              -Летом  -ратья   -ыли  в  -еревне  у  -а-ушки.     б б д б б               /слайд/                                                               IV. Итог занятия.                                                                                                                                                           - Логопед предлагает учащимся красным карандашом в своих тетрадях  напротив каждого задания поставить «+»,  если им задание понравилось, и они с ним справились. Если задание выполнялось с затруднениями, то нужно поставить « - ».                      Рефлексия                                                                         - С каким настроением учащиеся уходят с занятия? Понравилось ли им занятие? /Дети выбирают нарисованную картинку-лицо  /грустное, весёлое/.  Логопед благодарит учащихся за работу и старание на занятии/.                                           Приложение

                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии ...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...


 

Комментарии

Тараньжина Маргарита Михайловна

Хороший ресурс,интересные и увлекательные задания, красочная презентация. Спасибо!