Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему:
    Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

    Черепанова Алла Валентиновна

    Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийное слайдовое сопровождение занятия), метод сенсорно-интегративной логотерапии (сочетание элементов хромотерапии, кинезиологических упражнений, работы с мозаикой), использовались логопедические компьютерные игры интернет-портала «Мерсибо».  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл cherepanova.docx39.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект группового логопедического занятия

    по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе.

    Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

    Составила учитель-логопед А.В.Черепанова

    НМУ «ГМК УО», город Ялта, Республика Крым.

    Цель занятия: Учить различать буквы Б-Д при письме и чтении.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные:

    дифференциация букв  Б - Д при письме и чтении,

    выработка навыка правильного грамотного письма и чтения,

    развитие навыков фонематического и оптико-пространственного анализа и синтеза;

    коррекционно-развивающие:

    развитие зрительно - пространственных представлений,

    развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания),

    формирование связной речи,

    развитие мелкой моторики,

    активизация работы обоих долей головного мозга при помощи кинезиологических  упражнений;

    коррекционно-воспитательные:

    воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования,

    прививать интерес к логопедическим занятиям,

    формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания, доброжелательности.

    Универсальные учебные действия, формируемые на занятии: 

    личностные УУД:

    -   мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

    -   положительный интереса к изучаемому предмету;

    регулятивные УУД:

    -   умение высказывать свое предположение,

    -  принимать и сохранять учебную задачу;

    коммуникативные УУД:

    -   слушать и понимать других,

    -    работать самостоятельно;

    познавательные УУД: 

    -   находить  и структурировать информацию,

    -   представлять информацию письменно, кодировать и перекодировать ее,

    - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.

    Материалы и оборудование: авторская презентация   «Дифференциация букв Б-Д»,  стенд с карточками-буквами; индивидуальные карточки  с заданиями,  сигнальные карточки;  беспроводная мышь, тетради, ручки, карандаши, игры логопедического портала «Мерсибо».

    Ход занятия.

    1. Организационный момент (слайд 2). 

    В Цветочном городе живет ватага малышей

    Давайте познакомимся мы с ними поскорей!

    Незнайка-коротышка – шалун и  фантазер!

    Учиться он не любит, на озорство хитер! 

    А это -  Знайка-умник, в науке день за днем.

    Коль что-то непонятно нам – на помощь позовем!

    Сегодня мы продолжим наши приключения с двумя этими героями. У Незнайки была мечта: полететь по небу, но как осуществить ее он, естественно, не знал. На помощь пришел Знайка. Он предложил построить воздушный шар. Думаю, мы тоже должны помочь им: одно выполненное вами задание – один шаг к осуществлению мечты Незнайки.
    2. Актуализация изученного на предыдущих занятиях (слайд 3).

    Прежде чем начать строительство, давайте вместе со Знайкой вспомним:

    - Что такое «звук»? (Звук – то, что мы произносим и слышим.)        

    -Что такое «буква»? (Буква – то, что мы пишем и читаем.)

    - Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

    - Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные можно попеть, а согласные – нельзя)

    - Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите. Сколько в русском языке гласных букв? Назовите. (В русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв)

    - Какими бывают согласные? (Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие)

    3.  Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы (слайд 4).

    - Сегодня   Знайка и Незнайка  познакомят нас с новыми буквами.

    Всё время стучит,

    Деревья долбит.          

     Но их не калечит,

    А только лечит. (дятел)[6]

    С веточки на веточку

    Прыгает, резвится.

    Ловкая, проворная,

    А не птица. ( белка) [5]

    Какими именно – вы узнаете, разгадав загадки, которые  Знайка подготовил  для вас.

    – Какой первый звук в слове «дятел»? Звук «Д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости). – Скажите, как произносится звук «Д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).

    – Звонкий или глухой звук «Д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).

    –Какой первый звук в слове «белка»? Звук «Б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)

    – Как произносится звук «Б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха).

    – Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).

    - А теперь давайте посмотрим, какими буквами обозначаются звуки Б и Д на письме.

     4. Основная часть. 

      Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия. 

      – Чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обеих буквах есть элемент - овал).

    – Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).

    Развитие мелкой моторики (слайд 5).

    Сейчас я раздам вам поле, на котором из фишек одного цвета выложен одинаковый элемент для обеих строчных букв – овал. А вы должны будете с помощью фишек другого цвета превратить свои овалы в букву б или д (выполнение задания чередуется – один ребенок выкладывает букву б, другой – д) 

    Развитие фонематического и оптико-пространственного восприятия (слайд 6). 

    Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.

    - Откройте  тетради, от предыдущей работы отступите две строки, запишите число.

    Обратите внимание, строчные буквы б и д даже внешне похожи на белочку и дятла.  

    Запишите в тетради буквы б и д, и  пририсуйте к этим буквам   детали, чтобы превратить их в белочку и дятла. 

    Вы узнали, чем отличаются строчные буквы б и д - и помогли Незнайке и Знайке построить корзину для воздушного шара (слайд 7).

    Составление слова из слогов, перекодирование слов на схеме (слайд 8). 

    У Знайки есть одна знакомая муха, которая умеет составлять слова из слогов. Не верите – сейчас убедитесь. Давайте прочитаем, какие слова составит муха, запишем в тетрадь  и обозначим   букву б   , а букву д -   (один ребенок работает у доски, остальные – в тетради. Слова: лебеди, борода, беседа, добавка, дубинка) [2, с.186-187].

    Вы справились с этим заданием  - и помогли Незнайке и Знайке построить крепления для воздушного шара (слайд 9).

     Выполнение кинезиологических упражнений. 

    Разомнем пальцы и выполним упражнение   «Белка-дятел»». Кисти рук сжаты в кулачки. Сначала выставляются вверх большие пальцы, затем  - навстречу друг другу мизинцы [1, с. 98].

    Закрепление Б - Д в предложении на письме (слайд 10)

    Незнайка написал пословицу, но перепутал буквы б и д. Задание: зачеркните на карточках неправильно написанные буквы, замените их на правильные и перепишите пословицу в тетрадь. Буквы б и д выделите стрелочками [3, с. 185].

    Вы справились и с этим заданием  - и помогли Незнайке и Знайке прикрепить воздушный шар к корзине (слайд 11). Но полететь мы пока не можем, потому, что...

    Знайка изобрел робота, а Незнайка решил помочь другу, но случайно испортил микросхемы. Теперь робот пишет с ошибками. Давай поможем роботу и научим его правильно писать.

    Восстановление неправильно написанных слов [7].  

     (онлайн-игра на интернет-портале «Мерсибо» «Научи робота»)

    IV. Итог занятия. 

    Теперь наши герои могут отправляться в путь. Мы осуществили мечту Незнайки!

     Сейчас  вспомним, какие буквы мы с вами сегодня сравнивали?

    Чем они отличаются, чем похожи?

    Выберите и поднимите одну из двух фигурок Незнайки – если вы на сегодняшнем занятии чего-то не поняли, то поднимите растерянного Незнайку. Если изученное  вам понятно – веселого Незнайку, а если вы не справились с заданиями и ничего не поняли – зовите на помощь Знайку. 

    Сложите все листочки с заданиями в тетрадь, положите тетради на центр стола. Домашнее задание – прочитать текст и вписать вместо пропусков буквы «б» или «д». Все получают наклейки. Занятие окончено.

            

            Список использованных источников.

    1. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя / О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. – М.: Просвещение, 2014. – 126 c.
    2. Логопедия в школе: Практический опыт / Л.А. Барсукова [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Изд 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. – 368 с.
    3. Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1 – 4 классов. - С-Пб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 224 с.

    Список электронных ресурсов.

    1. Авторская презентация: «Буквы, сходные по написанию: Б и Д»
    2. Загадки про белку для детей. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-belku-dlja-detei.
    3. Загадки про дятла. – Режим доступа:http://riddle-middle.ru/zagadki/otvety/Дятел
    4. Развивающий портал «Мерсибо». – Режим доступа: https://mersibo.ru/voxflex

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

    В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

    Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

    Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

    Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях

    Подгрупповое логопедическое  занятие по теме Гласные. Слог+презентация...

    План-конспект во 2 классе "Дифференциация [С]-[З] и букв, которые из обознаяают в словах и предложениях"

    Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают....

    Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

    Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

    Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

    Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....