Применение игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР
статья по логопедии

Зайнуллина Динара Фаритовна

Включение игровых приемов в систему логопедической работы с  младшими школьниками обуслов­лено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих детей с ОНР отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых приемов в коррекционной работе с детьми

с ОНР

Включение игровых приемов в систему логопедической работы с  младшими школьниками обусловлено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих детей с ОНР отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Такие учащиеся характеризуются повышенной возбудимостью, расторможенностью, замкнутостью, склонностью к аффектным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности [5].

Естественно, что младшие школьники с такими особенностями развития оказываются психологически не готовыми к активному участию в логопедических занятиях. Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы учащихся, используются специальные игровые приемы [3].

Начинаются логопедические занятия с артикуляционной гимнастики, которая создает у детей позитивный психологический настрой.

В ходе логопедических занятий полезно проводить игры и упражнения на развитие дыхания и голоса. Особенно эффективными являются следующие игровые дыхательные упражнения: «Цветочный магазин» (тренировка глубокого медленного вдоха через нос); «Свеча» (тренировка ровного медленного выдоха на пламя свечи); «Упрямая свеча» (тренировка интенсивного сильного выдоха); «Погашу свечу» (тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: Фу! Фу! Фу!); «Насос» (тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетания «пшшш...»); «Назойливый комар» (тренировка продолжительного з-з-з-з-з-з...); «Пожарная машина» (имитация сирены); громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний, звонких и глухих щелевых и взрывных согласных, слогов [6].

Очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Они раскрепощают голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма, активизируют эмоциональные реакции.

В результате применения перечисленных игр и упражнений у детей нормализуется речевое дыхание, дифференцируется ротовое и носовое дыхание, вырабатывается долгий плавный вдох.

Игровые упражнения для развития силы голоса (она зависит от уровня подвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок) можно проводить на основе звукоподражания паровозному гудку, вою волка, плачу ребенка, шипению гуся, жужжанию пчелы и т.д. Такие упражнения позволяют научить детей говорить громко (но не крикливо), изменять силу голоса (от громкого произнесения к среднему, затем к тихому и наоборот) [4].

В содержание логопедических занятий рекомендуется включать и упражнения на развитие тембра голоса: повышение, понижение и длительное произнесение гласных звуков [у], [о] и их сочетаний; произнесение сочетаний бум-бум-бум, бом-бом-бом, ба-ба-ба в одной тональности, с понижением, повышением голоса; произнесение междометий, развивающих гибкость, диапазон голоса; пение; чтение стихотворных текстов на одних гласных звуках; подражание голосам героев сказок, басен; чтение потешек, загадок, считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, басен, сказок и т.д. [1.]

Кроме статических упражнений следует проводить и динамические, связанные с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища, с элементами лечебной физкультуры.

Благодаря использованию игр в логопедической работе у детей с ОНР снимается излишнее эмоциональное напряжение, нормализуется речевое дыхание, речь становится внятной, произнесение фонем четким, голос приобретает достаточную силу и высоту. Дети начинают использовать голосовые модуляции, что делает их речь выразительной, эмоционально окрашенной [2].

Список используемой литературы:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2002, - 128 с.
  2. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда // Дошкольное воспитание, 1999, №6 – С. 14-17.
  3. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 76-80.
  4. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
  5. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №4. – С. 38-43.
  6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехнических приемов в коррекционной работе.

При работе с детьми с нарушениями речи мной было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психичес...

Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."

Данный материал - обобщение опыта по теме  Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить ...

«Использование игровых приемов при обучении работе с веером детей 8-9 лет на занятии по танцу фламенко»

Фламенко – это танец для взрослых. Танцы бессюжетны, в большинстве необразны, традиционными являются темы любви, страсти, сильных эмоций, - ясно, что они не очень подходят для детей. Чтобы...

Доклад Тема: «Стимулирование познавательной деятельности через применение игровых приемов при обучении детей с ТМНР»

У детей с ТМНР к дошкольному возрасту оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому иг...

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда...

«Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»

Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вт...

"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ

Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.  Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости и...