РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
статья по логопедии

Соколова Юлия Александровна

В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ  АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Своевременное овладение правильной и чистой речью имеет важное  значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить  неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем.

        Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов  звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

При неправильном произношении звуков на подготовительном этапе звукокоррекции обязательна  артикуляционная гимнастика.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения определять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков

Причины,  по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

2.Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

3.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, четко и красиво.

Рекомендации к проведению упражнений. 

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как  ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребёнок освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие  вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно , иначе занятия не имеют смысла.

 - Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

 - Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится специальный массаж.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений

1 Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка.jpg

Пример статических упражнений.

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка2.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка3.jpg

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка4.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка5.jpg

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка6.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка7.jpg

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка8.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\к8.jpg

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img12.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img13.jpg

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img14.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img15.jpg

C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img17.jpg

         Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).

 Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

 Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

 По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слуховое восприятие как основа формирования правильного звукопроизношения и различения звуков у младших школьников с ЗПР.

Психическое развитие детей тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, кот...

Игры на формирование правильного звукопроизношения

Представлены игры на шипящие, свистящие и сонорные звуки. каждая игра оформлена ввиде карточки и имееи свою цель....

Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.

Артикуляционная  гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема: «Дифференциация звука [л] и [л\']». «Приключения маленьких шалунов в волшебном лесу!»

Цель: учить детей различать звуки [л] и [л\'] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях на слух. Задачи:         - совершенствование артикуляционной...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения.

Данная статья раскрывает всю важность артикуляционой гимнастики в развитии речи ребенка....

Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...

МАСТЕР – КЛАСС «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Данная работа содержит методические рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики...