Постановка, автоматизация и дифференциация звуков с-з, ш-ж.
консультация по логопедии

Щербаткина Любовь Валентиновна

Практический материал по постановке, автоматизации и дефференциации звуков с-з, ш-ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s.docx59.15 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков с-з, ш-ж.

Губы в норме растянуты как бы в улыбке в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посередине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных сь, зь передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желоба разрушается, средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, чем при произношении сиз.

Способы корректировки нарушений фонетико-фонематической стороны речи Обычная артикуляция звука ц Губки, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два шага: I шаг — кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и фронтальной собственной частью образует смычку у шеек верхних резцов. II шаг — передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка появляется желобок. Виды нарушений произношения свистящих звуков

В логопедической литературе выделяются последующие основные виды сигматизмов, которые отмечаются и у детей  — губно-зубной сигматизм. При всем этом виде сиг-матизма нижняя губа приближается к верхним резцам. Произносится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором появления губно-зубного сигматизма является прогнатия; — межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается меж зубами. К возникновению этого вида сигматизма предрасполагают последующие причины: фронтальный открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период возникновения свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизартрии, аденоидные разращения, когда ребенок обязан дышать ртом, и др.; — призубный сигматизм. При всем этом виде сигматизма кончик языка находится на уровне щели меж резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист; — шипящий сигматизм. При всем этом недочете кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не появляется. Заместо свиста появляется шипение; — боковой сигматизм. Выделяется двухсторонний и однобокий боковой сигматизм. При двухстороннем сигматизме боковые края не касаются коренных зубов, с боковой стороны

  Логопедическая работа по корректировки нарушений речи образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. При однобоком боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется на право либо на лево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие очень длинноватого и узенького языка), паретичность, вя^-лость мускул правой либо левой сторон языка; — носовой сигматизм. При всем этом виде сигматизма звук приобретает носовой колер. Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягенького неба с задней стенкой глотки, парезом мускул мягенького неба и задней стены глотки, расщелиной твердого и мягенького неба. Парасигматизмы появляются в большинстве случаев в последующих подменах: ц-с, ц-т, с-т, с-ф, с-сь, з-д, з-в, з-зь, з-с. Способы корректировки нарушений свистящих звуков

Шаг постановки звука. На этом шаге проводится работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и развитию речевой мото-рики. Артикуляторная гимнастика включает следующие упражнения. Для губ: —ухмылка, трубочка, улыбка-трубочка; —опустить нижнюю губу, поднять ее; —поднять верхнюю губу, опустить ее. Для языка: — сделать язык широким; —широкий — узенький язык; —широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; Загрузка... — широкий кончик языка поднять на верхнюю губу; — широкий кончик языка опустить на нижнюю губу; —широкий кончик языка поднять на верхние зубы; —широкий кончик языка опустить на нижние зубы; —широкий кончик языка — за верхние зубы; —широкий кончик языка — за нижние зубы; — подуть на высунутый широкий язык, чтоб воздух шел посредине языка;

 Способы корректировки нарушений фонетико-фонематической стороны речи — подуть в отверстие пузырька; — сделать «лодочку» вне ротовой полости; — сделать «лодочку» снутри ротовой полости. При развитии фонематического анализа на этом шаге предлагаются такие задания, как: 1. Поднять руку, флаг, если в слове слышится данный звук. 2. Отобрать рисунки с данным звуком. 3. Найти место данного звука в слове (начало, середина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук). 4. Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.

Постановка звуков с, з 1. По слуховому подражанию звук с сравнивается со свистом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук с сравнивается с гудением комара. 2. Употребляется и подражание, и показ обычной артикуляции звука после подготовительной отработки отдельных частей артикуляции звука. 3. По подражанию с внедрением тактильных ощущений. Обращается внимание на неширокую прохладную струю воздуха, которая чувствуется тыльной стороной ладошки. 4. От других звуков: звук с можно поставить от звуков ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и просунуть язык меж зубами — получится межзубное произношение звука с; либо во время произношения звука ф оттянуть нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтоб ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладошки ощущалась холодная струя воздуха). Постановка звука ц 1. Вероятна постановка по подражанию. 2. Резвое произнесение звуковто и с. 3. Предлагается произносить звук то с опущенным кончиком языка, при всем этом очень подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык вспять.

 Логопедическая работа по корректировки нарушений речи Специальные приемы корректировки разных видов сигматизма При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрированно. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу. При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами или закусить кончик спички. Используются особые зонды, при помощи которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка появляется углубление. При аномалии прикуса рекомендуется ортодонтическое вмешательство. Подобная работа проводится при корректировки призу б н о г о сигматизма. При межзубном с-з вследствие фронтального открытого прикуса для образования узенькой щели рекомендуется круто поднять ввысь переднюю часть спинки языка. При шипящем сигматизме предлагаются упражнения на поднятие и опускание средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опущенной средней части спинки языка, также упражнения на образование глубочайшего желобка. При боковом сигматизме постановка звука занимает долгое время из-за трудности этого речевого дефекта. В почти всех случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического нрава, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим, в процессе корректировки этого вида сигматизма огромное место отводится артикуля-торной гимнастике. Нужно добиваться того, чтоб ребенок умел сделать язык широким, чтоб боковые края языка касались верхних коренных зубов. Обращается внимание на то, чтоб язык не отклонялся на право либо на лево, а желобок создавался по средней полосы. Предлагается задувание на широкий язык, боковые края которого касаются коренных зубов; задувание на кончик языка, который находится поначалу вне ротовой полости, меж зубами, а затем снутри ротовой полости, задувание в пузырек, отверстие ключа. При всем этом в качестве контроля употребляется так-

Способы корректировки нарушений фонетико-фонематической стороны речи тильное чувство узенькой струи воздуха во время задувания на тыльную сторону ладошки. При корректировки носового сигматизма обращается внимание на плотность небно-глоточного затвора.

Шаг автоматизации. Звуки с, з, съ, зь автоматизируются поначалу в прямых открытых слогах:са, сы, сэ, со, су и др., потом в оборотных слогах: ас, ос, с и др., закрытых: лес, сот и т. д., в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. Звук ц закрепляется поначалу в оборотных слогахац, оц, уц, потом в прямых открытых слогах:ца, цы, цо, цу и др. После закрепления звука в слоге, перебегают к автоматизации звука в слогах, словосочетаниях, фразах, связной речи.

Произнеси слоги и слова

ас-ас-ас-вас                                                                                        ос-ос-ос-нос

ас-ас-ас-нас                                                                                         ос-ос-ос-поднос

ас-ас-ас-ананас                                                                                    ос-ос-ос-кокос

ас-ас-ас-квас                                                                                         ос-ос-ос-космос

ас-ас-ас-компас                                                                                     ес-ес-ес-навес           

ус-ус-ус-фокус                                                                                         ус-ус-ус-автобус

ус-ус-ус-фикус                                                                                         ыс-ыс-ыс-кумыс

ус-ус-ус-кактус                                                                                          ыс-ыс-ыс-мыс

 Запомни и повтори слоговые ряды.

ас-ос-ус-ыс                                                                                                 ус-ыс-ас-ос

ос-ус-ыс-ас                                                                                                  ыс-ас-ос-ус

                                                                             

. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.

Ас-ас-ас-у нас дома ананас,

ос-ос-ос-у Сани в сумке кокос,

ус-ус-ус-на окне стоит фикус,

ыс-ыс-ыс-Денис пей квас.

 Игра "Закончи слово".

но.                                                                   коко.                                                  какту.

анана.                                                              автобу.                                              космо.

подно.                                                              фику.                                                 наве.

фоку.                                                                кумы.                                                компа.

. Вспомни и назови картинки из упражнения .

1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).

2. Дыхательное упражнение "Заморозим подбородок.

3. Произнеси звук С-С-С длительно на одном выдохе.

4. Повтори слоговые ряды.

са-со-су-сы                                                                  ас-ос-ус-ыс

со-су-сы-са                                                                  ос-ус-ыс-ас

су-сы-са-со                                                                  ус-ыс-ас-ос

сы-са-со-су                                                                  ыс-ас-ос-ус

5. Повтори все чистоговорки на С.

6. Игра "Путаница".

Соня, Саня, санки, катать, на - Соня катает Саню на санках.

суп, мясо, Соня, с, готовить - 

собака, Саня, мясо, давать, кусок - 

автобус, Саня, ехать, в - 

ананас, пить, из, Соня, сок - 

Закрепление звука с.

Произносите предложения:
Соня рисует рисунок. У сома усы. Сане купили весы. У Сони косынка. У лисы усы. Оса полосатая. На дне усатый сом. Я несу в сумке кусок сыра. У Сони косынка с полосой. На траве роса. В лесу высокие сосны. Сане купят новый самокат. Саня видел салют. Собаке дали сахар. Солома сохнет на солнце. Собери сор совком. Я упал из санок в сугроб. Собака видит на суку сороку. Сосулька упала в сугроб. На елке сухой сук. У самого носа оса. Высоко в небе летит самолет. Самолет идет на посадку. Бориса покусала собака. У Сони русые косы. Алиса моет посуду. Мама посолила суп с мясом. Собаке дали кусок мяса. В саду сухой песок. Высоко на суку сидит сова.

СНЕГИРИ

Наступила снежная зима. Стоят трескучие морозы. На кустах густой иней. Вдруг, откуда не возьмись – красногрудые снегири. Снуют по кустам, не страшатся мороза.

БАРБОС

Борис – пастух, он пасет стадо коз на пустыре. У Бориса – Барбос. Барбос – старый пес, но хороший пастух. Если за кустами лиса, барбос заливисто лает.

Автоматизация звука «З» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.За, зы, зо, зу, зэ.

За-зы, зы-за, за-зы-за, зы-за-зы, за-зы-за-зы, зы-за-зы-за.

За-зо-зу-зы, зо-зу-за-зы, зу-за-зы-зо, зу-за-зы-зо, зы-зу-зо-за , за-зы-зо-зу. 

2.Зва-зво-зву-звы, зва-збу-збы-зны-зну, зна-зно-зны-зну, зда-здо-зду-зды.

Узма-ызма-азма азма-язма-озма

Озма-ёзма-юзма ёзма-ызма-изма

Изма-езма-язма язма-ёзма-езма

3.Зал, заяц, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать.

Зоб, зов, Зоя, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт.

4.Зубы, везу, козу, внизу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный.

Язык, возы, тазы, пузырь.

5.База, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза.

Вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило.

6.Вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

7.Звать, знать, значок, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взрослый.

Звено, звезда, зверёк, звякать, здесь, злить, змея, зреть, зря.

8.Казна, глазной, назвать, размах, размер, разрыв, разбери, опоздать, борозда, допоздна, узда, узлы, узнать, изба, избушка, избрать, белизна, крутизна, езда, поезда, резной, гнездо, безлюдный, безрогий.

9.Разный, азбука, гораздо, поздно, ноздри, воздух, возраст, грозный, обозный, морозный, грузный, брызги, язва, грязный, гнёзда, слёзный, издали, издавна, избран, резвый, бездна, исчезли, железный, полезный.

10.Здание, езда, гнездо, воздух, дрозды, знак, знать, узнать, глазной, полезный, морозный, звать, звон, звонкий, звонко, звук, резвый.

11.Закончить слово

слогом «ЗА»: 

Ва_, ко_, ро_, гла_, берё_, гро_.

слогом «ЗУ»:

Ко_ , Ли_, берё_, вни_, гро_.

12.Изменить слова по образцу: ваза – вазы.

Коза, роза, ваза, Лиза, блуза, гроза, заноза, берёза.

13.Изменить слова по образцу: 

поют – запоют

Поют, едут, бегут, пьют, пели, ехали, пили, несли.

звать – зазвать

Звонить, звенеть, звучать, звать.

звать – позвать

Звонить, звать, звучать, звенеть.

14.Изменить слова по образцу: ^ Мороз. Значит день (какой?) – морозный.

Мороз. Воздух (какой?)…

Звон. Песня (какая?) …

Звезда. Небо (какое?) …

15.Отработать произнесение словосочетаний.

Знакомая тётя. Морозный воздух. Звонкий голос. Звёздное небо. Закрытый зал. Забытый запах. Золотая заколка. Загадка про зайца. Закончить занятие. Зарядка перед завтраком. Золото для Золушки. Звонкий звук. Знакомое здание. Звонить знакомым. Знаменитый знахарь. Озорная Лиза. Вязаная блуза. Музыкальные призы. Опоздание поезда. Разные развлечения.

16.У Зои зонт. Зоя разбила вазу. Зазвонил звонок. Звонко заблеяла коза. Зоя купила рыбу зубатку. В вазе завяли незабудки. У Зои заболели зубы. 

Захар забыл зонт. Звонок звенит звонко. У Лизы заболели глаза. У Зои заболели зубы. Дети поливают на газоне незабудки.

17.Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя заболела. Ударили морозы. На заводе загудел гудок. Зотов повёл Трезора в дозор. Зайцы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. В школе зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе стоит коза, хмурит серые глаза.

18.Мой брат – кузнец. Грибы полезны. В гнёздах дрозды. Я поздно узнал об этом. В избушке разбили окно. В поезде везут заказные письма. На возах везут арбузы. В роще гнёзда птиц. Зоя мыла грязную посуду и набрызгала на пол. Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда. Сегодня вдруг исчезло лето, бело, безжизненно кругом. Назвался груздем – полезай в кузов.

19.Закончить предложение.

Завязать …. Застегнуть …. Заплести …. Зашнуровать …. 

Бант надо …. Пуговицу надо … . Косу надо …. Ботинки надо ….

Тексты для пересказа

^ 20.КАК НАЗВАТЬ ЗАЙЦА.

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать Тигром. Узнали козлята, как зайку зовут, и не захотели с ним играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его Волком. Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

-А как тебя зовут? – задают ему вопрос.

-Меня зовут Волком, - говорит заинька.

Телята стали бодать заиньку. 

-Попался злой Волк! – закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайцем. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайцем, и приняли в игру. И заиньке, и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

^ 21.ПОЕЗД НЕ ОПАЗДЫВАЕТ.

Ваня был на вокзале. Он ждал приезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу. Лиза была больна. Они ехали в поезде. Ване казалось, что они опаздывают. У разных людей Ваня узнавал: не замело ли поезд. Но вот объявили о прибытии поезда. Из зала на перрон выходили люди. Вот издали загудел поезд. Затем он показался из-за поворота. Поезд подходил к вокзалу. Заскрипели тормоза. Ваня побежал к поезду. А вот и мама. Около неё Лиза. Они рады.

22.Выучить стихотворения.


Где мой зайка? Где мой зайка? 

Ты поди-ка да узнай-ка. 

Видно, зайка мой зазнайка. 

Но забыть не смог хозяйку.

Зайка не спит – Зою зовёт,

Зайке коза спать не дает. 

Возьмите козу, замкните козу 

И заинька мой заснет в тазу.


23.Отработать произнесение чистоговорок.

За-за-за - у Зои коза, 

Зо-зо-зо - у Зои зонт, 

Зу-зу-зу - Зоя под зонтом пасет козу. 

Зы-зы-зы - у Зои нет ни зонта, ни козы.

За-за-за - Зоин зайка - егоза, 

Зо-зо-зо - зовут зайку егозой, 

Зу-зу-зу - Зоя любит егозу, 

Зы-зы-зы - нет забот у егозы.

Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.

 2. Шипящие звуки Обычная артикуляция шипящих звуков При произношении всех шипящих звуков губки выдвинуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1-1,5 мм. При произношении звуков ш-ж сразу образуются две щели, два шумообразующих фокуса — фронтальный и задний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам и фронтальной части твердого неба, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стеной глотки. Голосовые складки при произношении звука ш разомкнуты, а при произношении ж сомкнуты и вибрируют. При произношении звука ж наблюдается малозначительная вибрация кончика языка. При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к жесткому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.

 Логопедическая работа по корректировки нарушений речи При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, | кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам | (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к жесткому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш. При произношении звука ч положение губ, языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как и при глухих шипящих — ш, щ. Артикуляция звука ч осуществляется в два шага: I шаг — кончик языка и передняя часть спинки языка смыкается у корней верхних резцов. Средняя часть языка приподнята; ' II шаг — после взрыва передняя часть спинки языка образует щель, отодвигается от верхних резцов к альвеолам. Некие создатели признают вероятным как верхнее. (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произношение. Но в логопедической работе по корректировки дефектов звукопроизношения более действенным является формирование верхнего произношения шипящих звуков. Нарушения произношения шипящих звуков и способы их корректировки Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Средство артикуляции этих звуков определяет и схожие недостатки произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный, призубный, боковой, шипящий, носовой сигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков появляются в последующих главных подменах:ш-с, т, ж; ж-з, д, ш, щ-сь, ш, т; ч-щ, ть, с. Шаг постановки звуков На шаге постановки звука нужно проводить работу над речевой моторикой, также развитие фонематического анализа, синтеза и представлений. Не считая артикуляторных упражнений, применяемых при корректировки нарушений свистящих звуков, на шаге поста –

  Способы корректировки нарушений фонетико-фонематической стороны речи новки шипящих звуков рекомендуются и последующие специальные упражнения. Для губ — попеременно «улыбка-трубочка». Для языка — «чашечка» вне ротовой полости; — «чашечка» снутри ротовой полости. Приемы постановки шипящих звуков: — от «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и очень подуть на нее. При всем этом обращается внимание, чтоб боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, потому что по другому образуются щели с боков и часть воздуха проходит через их. Утечка воздуха через боковые щели приводит к ослаблению шумового акустического эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать щеки пальцами к челюстям; — от звука с. Предлагается произнести звук с, одновременно поднимая кончик языка ввысь. Вероятна механическая помощь: кончик языка поднимают при помощи зонда либо шпателя; — от звука от. В момент произнесения звука от предлагается с силой выдохнуть воздух; — по подражанию. Употребляется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре. При постановке звука ш употребляются тактильные ощущения (чувство теплой широкой струи выдыхаемого воздуха). Рекомендуется использовать кинестетические чувства движений пальцев кистей рук для обозначения положения языка. Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д,р, также методом озвончения звука ад. Звук щь рекомендуется ставить от звука сь. Произносится звук сь, при помощи зонда либо шпателя кончик языка движется вверх, к верхним альвеолам. Звук ч можно поставить последующим образом: — от звука оть в верхней артикуляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) либо от слога ать, при всем этом с помощью зонда либо шпателя кончик языка движется вверх, к верхним альвеолам, и отодвигается вспять;

 Логопедическая работа по корректировки нарушений речи — от нижнего (обычного) произношения звука ть (при помощи зонда либо шпателя), рекомендуется поднять кончик языка ввысь и отодвинуть его вспять; — при произношении ть отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); — рекомендуется резвое поочередное произнесение звуковть и щ. Шаг автоматизации шипящих звуков Шипящие звука ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых слогах, дальше — в оборотных и закрытых словах, в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизируется поначалу в оборотных слогах, а потом в прямых словах.

Закрепление звука в слогах

Задание:

  • Повтори слог ША (ШО, ШУ, ШИ) разбирая пирамидку.
  • А теперь собирая пирамидку произноси слоги АШ, ОШ, УШ, ЫШ.

 Задание:

  • Дорисовывая забор возле домика проговаривай слоги АША (ОШО, УШУ, ЫШИ, ОША, УШО, ЫША).

 Пальчиковая гимнастика.

МЫ – шоферы
Едем, едем на машине, 
Нажимаем на педаль. 
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль. 
Дворники счищают капли. 
Вправо, влево. Чистота! Волосы 
ерошит ветер. 
Мы шоферы - хоть куда!

. Закрепление звука в словах

Задание:- Я буду произносить начало слова (слоги), а ты должен найти подходящуюкартинку. Проговори слоги и слова, выделяя звук Ш.
ША – ША - ША (шапка)
ШУ – ШУ - ШУ (шуба)
ШЕ - ШЕ - ШЕ (шея)
ША - ША - ША (шахматы)

Задание:

Отгадай загадки.

  1. Зелены мы, как трава, наша песенка: «КВА-КВА!» (лягушка).
  2. Длинный хвост, а сама крошка, боится очень кошки (мышь).
  3. Мохнатенькая усатенькая, ест, пьёт и песенки поёт (кошка).
  4. Два брюшка, четыре ушка (подушка).
  5. На квадратиках доски
    Короли свели полки. Нет для боя у полковНи патронов, ни штыков (шахматы).
  6. Черна, а не земля, 
    Пушиста, а не снег,
    Греет, а не печка (шуба).

Подумай, что общего в этих словах отгадках. Я произнесу их еще раз. Какой звук встречается в этих словах?

Да, в этих словах есть звук Ш.

Задание:

- Я буду начинать рифмовку, а ты должен найти нужную картинку, чтобы рифмовка получилась законченной.

  • УШ - УШ - УШ - я пойду открою............................ ДУШ
  • ЫШ - ЫШ - ЫШ - у воды шумит.............................. КАМЫШ
  • ШИН - ШИН - ШИН - на шкафу большой .. . ........... КУВШИН
  • ОШКА - ОШКА - ОШКА - на окошке...................... КОШКА

Задание:

Давай поиграем с поездом. Разложи картинки по вагончикам. В первый вагон слова где звук Ш в начале слова, во второй в середине, в третий в конце слова.

Массаж ладошек

- Давай поиграем с массажным мячиком. Возьми мячик в правую руку. Представь, что это не мячик, а мягкая ароматная слива.

Сливу я держу в руке,                         кладут мячик на правую ладошку
Зажимаю в кулаке                               крепко сжимают его
Отпускаю, разжимаю                         раскрывают ладонь 
И ладошками катаю                            катают мячик между ладошками

Переложить в другую руку.

Задание:

Давай поиграем со словом ШАГАТЬ, КУШАТЬ. Будем изменять его (Я - шагаю, ОН - шагает, ОНА - шагает, МЫ - шагаем, ВЫ - шагаете, ОНИ - шагают)

Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.Ши, ша, шу, ше, шо.

Ша-шо-шу, шо-шу-ша, шу-шо-ша, ше-шу-шо, ши-ше-ша, ше-ши-шо, ши-шу-ше, шу-ши-ша.

2.Аш, ош, уш, эш, ыш, яш, еш, ёш, иш, юш.

Аш-ош-уш-ыш, яш-ёш-юш-иш-еш, аш-яш-уш-юш, яш-аш-юш-уш,

ыш-уш-ош-аш, еш-иш-юш-ёш-яш, ыш-иш-еш-эш, иш-ыш-аш-еш.

Ашт, ошт, ушт, ышт, яшт, ешт, ёшт, юшт, эшт, ишт.

3.Шка, шку, шко, шкы, шве, швы, шла, шле, шли, шлю, шля, шме, шни, шпу, шпа, шпи, шта, што, шту, шты.

4. Шаг, шах, шар, шарф, шапка, шайба, шахта, шахматы, мышата, ушанка, лошадка, лапша, большая, вешать, мешать.

Шорох, шёпот, шёл, шёлк, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, мышонок, большой.

5.Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

6.Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, младший, тишина.

7.Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Малыши шагают в школу. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Лёша ел пшённую кашу.

16.Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Ребятишки играют в «кошки – мышки». Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

17.Миша и Паша играют в шашки. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, свежим воздухом дышать. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. Я нашла букашку на большой ромашке. Наташа нашла ландыш.

18. «Что неправильно?»

Кошка боится мышки. Лягушка боится мошки. Уж боится лягушки. Миша боится кошки.

Тексты для пересказа

19.ЛЯГУШКА И КУКУШКА

У лягушки лягушата, а у кукушки – кукушата. Кукушка и лягушка ловили мошек. Кукушка несла мошку кукушатам. А лягушка – лягушатам.

Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.Жа, жи, же, жу, жо.

Жа-жи, жи-же, жо-жу, жё-жи, жа-жо-жу, жи-жа-же, жу-же-жа, же-жи=жа, 

жа-жо-жу-же, жи-жа-жо-же, жу-жа-же-жё.

2.Жва-жво-жву-жвы-жве, жда-ждо-жду-жды-жде, жма-жмо-жму-жмы-жме, жна-жно-жну-жны-жне, жла-жло-жлу-жлы-жле.

Ажма-ожма-ужма-ыжма, ыжма-ужма-ожма-ажма, яжма-ёжма-южма-ижма-ежма, ежма-ижма-южма-яжма.

3.Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, жара, жалеть; ежата, вожак,
пижама, урожай, бежать, лежать, пожар, пожарник, кожа, лужа.

Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, жёлоб, жёлудь, жёлтый.

4.Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка.

Женя, уже, уважение, этажерка.

Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

5.Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

6.Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

7.Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный.

8.Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.

9.Изменить слова по образцу: 

*нож – ножи.

Этаж, ёж, уж, нож, лужа, кожа, лыжа, ужин, ёжик, живот, жираф, морж.

*ходить – хожу, лежать – лежу.

Водить, глядеть, дружить, показать, заказать, рассказать, видеть, бродить, резать, мазать, уходить, приходить, переходить, находить, завязать, разбудить, сказать, заводить.

10.Ежиха с ежатами. Кожаная одежда. Важный вожатый. Жёлтые лыжи. Вежливый Женя. Пирожное на ужин. Нежное пирожное. Рыжий рыжик. Дружные лыжники. Важный жираф. Железная пружина. Книжная этажерка. Жидкий джем. Награждать художника. Женины ножницы. Бумажный абажур. Дюжина прохожих. Ждать монтажника. Нужно бежать. Бежать по лужам. Тяжёлый булыжник. Ждать дождя.

11.Жук жужжит: ж-ж-ж. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. Покажи свой ножик, Женя. Под дубом лежат жёлтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Женя живёт на пятом этаже. Дети не обижают животных, и животные любят их. 

Дружно живёт детвора. У Жоры отец – монтажник, а у Жени – художник. На нижней полке этажерки лежат журналы. Жора бережёт одежду. Между окнами жужжит жук. Дождик лил уже дважды – жди урожай на грибы. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают жёлуди! Идёт желудёвый дождик.

12.Составить из слов предложения.

Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, болото, в. Швея, жёлтый, шить, жакет. Бабушка, на, лежать, лежанке. Книжки, в, положить, книжный, шкаф. Бабушка, вязать, Женя, варежки.

Тексты для пересказа

13.ЖЁЛУДЬ БОЛЬШЕ ДУБА

Школьники рисовали дуб. Жора хорошо помнил, как он нашёл жёлудь, а дедушка сказал, что из него вырастет большой дуб.

«неужели из маленького жёлудя может вырасти большой дуб?» - думает Жора. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь.

-Жёлудь волшебный – в нём дуб, - говорит Жора.

14.ЖАДНЫЙ МЕДВЕЖОНОК

Однажды медвежонок нашёл мёд. Он жадно начал вылизывать соты. Пора бы ему бежать домой, но жадность одолела медвежонка. Вдруг медвежонок слышит: «ж-ж-ж». «Вот ещё жуки прилетели», - подумал медвежонок и продолжал вылизывать соты.

Вдруг кто-то больно ужалил медвежонка между глаз. Медвежонок отмахнулся и продолжал с жадностью опорожнять пчелиную кладовую. Теперь уже со всех сторон слышалось: «ж-ж-ж». Это тревожно жужжали пчёлы. Они стали жалить медвежонка. Медвежонок не выдержал и побежал, а пчёлы продолжали больно жалить. Медвежонок подбежал к реке и бросился в воду. Пчёлы пожужжали, пожужжали и улетели, а медвежонок жалобно заревел и побежал домой.

Словарная работа: одолела, опорожнять. Какими другими словами их можно заменить?

15.ЖЕНЯ-РЫБАК

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Жнея держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в ведре. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

16.Выучить стихотворения.

Над Женей жук, жужжа, кружит. Дождик, дождик, не дожди! 

От страха Женя весь дрожит. Дождик, дождик, подожди!

Зачем же Женя так дрожит? Дай дойти до дому

Совсем не страшно жук жужжит. Дедушке седому.

Автоматизация шипящих звуков ш, ж
 

Слоговые цепочки
 

ша-шо-шу-ши-ше
шо-шу-ши-ше-ша
шу-ши-ше-ша-шо
ши-ше-ша-шо-шу
ше-ша-шо-шу-ши
аш-ош-уш-ыш-эш
ош-уш-ыш-эш-аш
уш-ыш-эш-аш-ош 
ыш-эш-аш-ош-уш            
эш-аш-ош-уш-ыш

шта-што-шту-шты-штэ
шка-шко-шку-шкы-шкэ
шпа-шпо-шпу-шпы-шпэ        
шма-шмо-шму-шмы-шмэ
шна-шно-шну-шны-шнэ
ашт-ошт-ушт-ышт-эшт
ашк-ошк-ушк-ышк-эшк
ашп-ошп-ушп-ышп-эшп
ашм-ошм-ушм-ышм-эшм
ашн-ошн-ушн-ышн-эшн

жа-жо-жу-жи-же
жо-жу-жи-же-жа
жу-жи-же-жа-жо             
жи-же-жа-жо-жу
же-жа-жо-жу-жи
аж-ож-уж-ыж-эж
ож-уж-ыж-эж-аж
уж-ыж-эж-аж-ож 
ыж-эж-аж-ож-уж            
эж-аж-ож-уж-ыж

-джи


Слова
 

шапка
шахматы
шайба
шуба
шум
шут
шина
шипы
шиповник
шов
шок
мешок

мышата
мешать
дышать
пушок
петушок
капюшон
дыши
ошибка
ушиб
кушетка
ошейник
мишень

дашь
мышь
камыш
букашка
кашне
башмак
подушка
катушка
кукушка
вышка
шишка
пышка

жаба
жатва
жасмин
ужата
жук
жить
живот
ежи
ужи
ножи
этажи
ужинать

ждать
одежда
надежда
однажды
дважды
каждый
важно
нежно
отважный
можно
дождик
жужжать


Чистоговорки для автоматизации звуков

 

Ш - всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг
На камнях змея шипит.
Море Чёрное шумит.

Ш - шипит в камнях змея
Змей здесь целая семья.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!

Ша - ша - ша - есть игра у малыша.
Ши - ши - ши - любят строить малыши.
Шу - шу - шу - помогаем малышу.
Шо - шо - шо - дом построен хорошо.

Ж - конечно звук жужжащий:
Это - жук жужжит блестящий,
А ещё жужжит пила,
И летящая пчела.

Ж - уселись у реки
Очень шумные жуки.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
 - Не боимся мы ужа!
Прожужжим ему мы - Жа - жа - жа - жа.
 - Не достаться чтоб стрижу,
Пропоём ему мы - Жу - жу - жу - жу.
- Налетели вдруг чижи,
Испугаем мы их - Жи - жи - жи - жи.
- Стало вечером свежо.
Прожужжали жуки - Жо - жо - жо - жо.
- Наступает ночь уже,
Улетим и скажем - Жэ - жэ -жэ - жэ.


Считалки для автоматизации звуков

Раз - шуршит в шкафу мышонок.
Два - в кадушке лягушонок.
Три - шакал пошёл в камыш.
На четыре - в шляпе мышь.
Пять - напишем в школе "шишка".
Шесть - шалит, шумит мартышка.
Семь - на крыше наша кошка.
Восемь - шмель влетел в окошко.
Девять - шапку шьёт швея.
Десять - шёл по шпалам я.

Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На
 четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.

Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке три картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.

 Раз - жужжит в ложбине жук.
Два - пожал мне руку друг.
Три - поужинал ежонок.
На четыре - медвежонок.
Пять - у Жени пирожок.
Шесть - гляжу на бережок.
Семь - порежем мы коржи.
Восемь - нам нужны ножи.
Девять - лыжник держит лыжи.    
Десять - дождик уже ближе.

Раз - бежит к нам жеребёнок.
Два - был рыжим верблюжонок.
Три - журавль в вышине.
На четыре - жарко мне.
Пять - жирафы ужин ждут.
Шесть - ежи в норе живут.
Семь - пожар пожарник тушит.
Восемь - жаба в тёплой луже.
Девять - вижу я ужей.
Десять - жалко мне моржей.


Скороговорки для автоматизации звуков

 

 

 

Кошка с кошелкой по улице шла,
Что же в кошелке кошка несла?
Кашне и калошки котятам шкодливым,
Чтоб бегать по лужам денёчком дождливым.             

Сшил я шубку, сшил я шапку
И хотел одеть лошадку.
Но лошадка убежала.
Что, одежда ей мешала?

Шелест шелестит листвой,
Шёпот шепчется с травой,
Тишь затихла в тишине -
Тише, тише - слышно мне.

Паша тихо шепчет Мише,
Миша шёпота не слышит.
Паша, громче пошепчи:
- Миша, уши полечи!

Маленький мишка
наступил на шишку.

Жук - жучок,
Жёлтый бочок,
На лужайке не лежи,
Полетай и пожужжи.

Кошка Машка - лежебока,
Отлежала оба бока.
- Мяу! Можно на тахте
Полежать на животе.

Медвежонок неуклюжий
Лапой шлёпает по луже.
Медвежонок кружится,
Ловит лучик в лужице.

Жук упал и встать не может,
Ждёт, ну кто жжж ему поможет?

С нежным вкусом ежевику
Не жует - глотает Вика!

Жалко, что Жучке на ножки мы не наденем сапожки.

 

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

 Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

- Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

- Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.



 Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:


Шить – жить Житье – шитье

Шаль – жаль Жито — шито

Шалить – жалить Лежа — Леша

Шутка – жутко Мажут — машут

Уши – ужи Наживка – нашивка


 Физкультминутка. « Ветер»


Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

( Медленно опустить руки и присесть)


Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

 Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.


2) Шура пошел в цирк Шапито.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация и дифференциация звуков в словах.

Несколько презентаций созданные программе в SMART Notebook. В этой презентации собран материал по автоматизации и дифференциации поставленныз звуков (Р-Рь, С-Сь, Л-ЛЬ, Ш)....

Презентация на тему:" Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»"

Игра: «Цветик  - шестицветик». Цель:   автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в   предложениях....

Конспект занятия. Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Цель:   автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в   предложениях....

Логопедия. Автоматизация и дифференциация звука Р

Презентация для логопедических занятий по автоматизации и дифференциации звука Р...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация и дифференциация звуков "С"-"Ш"

laquo;Путешествие в песочную страну» (Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация)...

Картотека_упражнений_по_постановке,_автоматизации_и_дифференциации_звуков

Упражнения по постановке, автоматизации, дифференциации звуков С,З, Ц. Ч, Ж,Ш, Щ, Р, Л...

Диаграммы сравнительных результатов. Результаты освоения программы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков

Результаты освоения программы по постановке, автоматизации и дифференциации  звуков в 2019-20 учебном году.Результаты освоения программы по постановке, автоматизации и дифференциации  звуков...