Инновационные технологии в развитие связной речи учащихся 1-2 классов
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Гранова Анастасия Николаевна

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inn._teh._v_razvitii_svyaznoy_rechi.docx54.11 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Инновационные технологии в развитие связной речи учащихся 1-2 классов»

Автор составитель Гранова А.Н.,

учитель-логопед МБОУ Гимназии № 2 г. Сарова

Последовательность занятий по обучению связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы (Т.А. Ткаченко):

1.воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

2.составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3.пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

4.пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

5.составление рассказа по серии сюжетных картин.

6.пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

7.составление рассказа по одной сюжетной картине. Данная система занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием речи разработана т.а. Ткаченко.в связи с широким освещением достижений в области нейропедагогики появляются новые методы развития как творческих, так и речевых способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребенка является использование интеллектуальных карт.

Интеллект-карты

Интеллект-карты — это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению .

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее — тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

Добавляются символы и иллюстрации.

Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.

Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика.

Применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Понятно, что педагог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. Он будет мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметы, учится различать видовые понятия.

Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория «поэтапного формирования умственных действий», разработанная советским психологом П.Я. Гальпериным). В результате обозначился такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1.выделение основных ключевых понятий по теме.

2.называние картинок, изображенных на карте.

3.составление предложений по каждой ветке дерева.

4.воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на карте. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные для данной ситуации общения свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность составления связного высказывания, а также создаются предпосылки и возможность работы над творческим рассказыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный логопедом, обеспечивают составление рассказа детьми.

Например, составление интеллектуальной карты по рассказу: «летний день в лесу» (рис. 8).

На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик, застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image8.png

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

2. Методы психологической активизации мышления и речевого развития

2.1. Метод фокальных объектов

Упражнение 1. На основании отстраненных объектов придумать новую улицу.

Пример: улица

        бумага                        жук                        молоко

        гладкая                        жужжащий                вкусное

        белая                                с крыльями                 холодное

На нашей улице гладкая дорога, чтобы не портились колеса у машин. Дома покрашены белой краской, чтобы было спокойно на душе. Жужжащая нежная мелодия льется на улицу из микрофонов. На улице встречаются буфеты, в которых продается вкусное прохладное мороженое. Когда идешь по нашей улице, то кажется, что за спиной растут крылья.

Упражнение 2. По исходным данным отстраненных объектов придумать новую машину.

Пример: машина

        дом                        бабочка                хлеб

        многоэтажный                        легкая                        вкусный

        каменный                крылатая                мягкий

        уютный                        цветная                хрустящий

Наша машина многоэтажная, для перевозки грузов. На первом этаже можно перевозить людей, на втором — продукты, на третьем — промышленные товары. В салоне машины очень уютно, он разукрашен цветными красками и радует людей. Если на пути у машины встречается преграда, она может ее преодолеть, так как встроенные крылья позволяют машине летать. В салоне встроены плиты, которые готовят для людей вкусные кондитерские изделия. Люди их едят, удобно сидя в мягких креслах. Машина сделана из крепкого, как камень, материала. Если в салоне раздается хрустящий звук, это значит, что произошла авария.

Упражнение 3. На основе нескольких слов придумать новую профессию.

Слон        дождь

Большой        мокрый

Сильный        весенний

Профессия называется дожделон. Работать должны большие и сильные люди, они собирают весеннюю мокрую воду и делают из нее шампунь для волос.

Упражнение 4. Сравнить несколько профессий: что в них общего или разного.

Шофер        воспитатель

Общее: оба — люди, вовремя надо завестись и остановиться и т. Д.

Разное: водит машину, работает с детьми.

Упражнение 5. На основе любых слов изобрести новый цветок.

Стул        оса

Деревянный         жужжащая

Складной        летающая

Удобный

Цветок-светильник. Лепестки сделаны из дерева, они складные, могут распускаться и собираться. Светильник удобный, никому не мешает.

2.2. Метод каталога

Это перенесение свойств отстраненных предметов на улицу, дом, город и т.Д.

Упражнение 1.

Пример: город                 стрекоза

Блестящая

Летающая

Быстрая

Блестящий город - после дождя, вечером при освещении, дома сделаны из зеркал.

Летающий город — это детский городок аттракционов.

Быстрый город — быстро ездят машины.

Упражнение 2. Перенесение на объект свойств других отстраненных предметов.

Пример: стекло                 кошка

Ласковая

Пушистая

Гибкая

Ласковое стекло — когда солнце светит и идет отражение.

Пушистое стекло — когда мороз рисует узор на стеклах окон.

Гибкое стекло — это жидкое.

Упражнение 3. Перенесение на растение свойства любых отстраненных предметов.

Пример: цветок                 сумка

Кожаная

С ручками

Вместительная

Кожаный цветок — пришит к кофте для украшения. Цветок с листьями, они у него, как ручки, тянутся к солнцу. Вместительный цветок — в чашечке собирается много пчел для сбора пыльцы.

2.3. Простейшие приемы фантазирования

Простейшие приемы фантазирования:

А)        составление фантастического рассказа о дереве;

Б)        увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?

В)упражнение        «робинзонкрузо». Находимся на необитаемом острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?

Г)        посмотри на мир чужими глазами.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.

Естественно, что от такого простого, условного перемещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности талантливого творца, называющейся сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали;

Д) составьте рассказ от имени другого персонажа. Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:

«представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ;

Е)        составьте рассказ, используя данную концовку.

Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

Примеры концовок:

«когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

«маленький щенок приветливо вилял хвостом».

«котенок сидел на дереве и громко мяукал»;

Ж)        сказка наизнанку.

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер у ее героев — положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным:

1.злая волшебница заколдовала героев...

2.в сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел...

3.совершил отрицательный герой один-единственный хороший поступок, и ему это так понравилось, что стал...

4.герой проглотили волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, съел волшебную конфету, сказал однажды плохое слово и...

Все эти варианты предложены нашими детьми, предложите своим детям подумать и придумать свои версии, и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.Примеры. Красная шапочка злая, а волк добрый... Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому герою стать его... Начинкой, то есть колобок съедает всех по очереди...

Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получается результативным или частично, или полностью — это уже зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам данной сказки. Метод «выворачивания наизнанку» годится не только для пародирования — с его помощью можно научиться нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении;

З) перевирание сказки.

Дети — консерваторы в отношении сказок, им хочется, чтобы все повторялось много раз. Но наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в пародию — появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно и изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «жила-была девочка, звали ее желтая шапочка...» дети: «не желтая, а красная!»

Взрослый: «ах, да, красная! Позвал ее папа и сказал...» дети: «да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «правильно. Позвала ее мама и говорит: «сходи-ка к тете...» и так далее.

Й        вариант. После того как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова ее меняйте, но линию настоящей сказки ведите до конца.

Й        вариант. Изменяя сказку в самом начале, ведите ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Дети играют не столько с красной шапочкой, сколько сами с собой, бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам;

И) сказка в заданном ключе.

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Если дети знакомы со сказочным треугольником (вепольный анализ), предложите им сменить поле действия, время действия.

Например: жили старик со старухой у синего моря... В наши дни. Что будет просить старуха?

Красная шапочка живет сейчас...

Это мы изменили время действия. Можно использовать оператор рвс — растянуть время до бесконечности или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия:

Колобок живет на 10-м этаже с лифтом...

Теремок стоит на высокой-высокой горе или в море...

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Старая сказка в новом ключе, приспособленная к новому сюжету, звучит совершенно неожиданно и для нас, и для самих детей.

Можно предложить детям проиллюстрировать сказку — каждый, самый интересный на его взгляд, момент — получится иллюстрированная книга;

К) что было потом.

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «а что было потом?»

Если работать по системному принципу, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, и в системе, и в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки.

Например: залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок медведя, советуют, как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.

Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

А туфелька золушки? Что с ней стало после замужества золушки? Золушка отдала ее маленькому волшебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к золушке;

Л) «карты Проппа».

Советский фольклорист владимиряковлевичпропп в своей книге «морфология сказки» и в своем исследовательском труде «трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, и выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности. Согласно системе проппа, этих функций тридцать одна, но, разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.

Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

Главных функций двадцать:

Предписание или запрет.

Нарушение.

Вредительство.

Отъезд героя.

Задача.

Встреча с дарителем.

Волшебные дары.

Появление героя.

Сверхъестественные свойства.

Борьба.

Победа.

Возвращение домой.

Прибытие домой.

Ложный герой.

Трудные испытания.

Беда ликвидируется.

Узнавание героя.

Ложный герой изобличается.

Наказание антигероя.

Свадьба.

Так как дети-дошкольники еще не умеют читать, предлагаем вам символическое изображение каждой карточки, придуманное нашими детьми. Предложите своим, они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.

Ход игры: детям раздаются «карты», лучше если они будут сидеть за одним столом или разделены на подгруппы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбираете героя, о котором будете сочинять сказку.

В первые дни игры лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать — цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.

Но ребята любят тасовать «карты» и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. И начать сочинять с конца. Преимущества «пропповских карт» очевидны: каждая из них — целый срез сказочного мира, и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка;

М) сказка «калька».

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью измененную.

Берется популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. Например, сказка «золушка». Вспоминая сказку с детьми, записываете на доске основные этапы сказки.

Так как буквенное обозначение трудно запоминается детьми, можно использовать цветовое или геометрическое обозначение:

Дом, дворец — золушка —

Мачеха — фея —

Сестры — принц —

Обозначение взаимоотношений и действий придумать с детьми. Все придуманное детьми запоминается намного лучше и вызывает у них чувство гордости за свое творчество. В старших и подготовительных группах дети любят буквенное обозначение, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя. Например, сказка «теремок»:

Теремок — мышка

Лягушка — заяц —

Лиса — волк —

Медведь —

По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:

Кто-то из героев этой сказки остается;

Сказка про окружающие детей предметы;

Сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки;

Сказка про себя или про товарища. Главное — стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» веселый конец, как говорят дети.

Используемая литература

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
  2. Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2006.
  3. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...

Информационно-коммуникационные технологии -новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.

Изложение -     один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При пров...

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку....

Материалы для проведения семинара для родителей. Тема "Развитие связной речи учащихся"

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи младших школьников стоит остро на сегодняшний день. Решить ...

« Применение инновационных технологий в развитии связной речи у детей с ТМНР»

Применение инновационных методов воздействия в деятельности дефектолога становятся перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми, поскольку, именно, эти методы принадлежат к числ...