План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

ГАЛЛЯМЕТДИНОВА   ЭЛЬМИРА   ШАМИЛЬЕВНА

 

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовательно изложить суть выполненного задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией педагога. Такая работа подготовит детей с недоразвитием речи к свободному учебному высказыванию  в классе и, развивая навыки адекватного использования языковых средств, позволит предупредить возникновение функциональной неграмотности, а в целом будет способствовать полноценному развитию личности ребенка.

     Одним из основных моментов  логопедических занятий является   необходимость активизировать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Дети должны на занятии проявлять речевую активность, делать это осознанно, заинтересованно.  Структура занятия, разнообразие используемых форм направлено на развитие мотивации учащихся к активной речевой деятельности.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   1 стр. Учитель-логопед Галляметдинова Эльмира Шамильевна         

                                               

                                                План - конспект      занятия  

                   по развитию   связной речи    учащихся  первого  класса, с фонетико-

                   фонематическим и лексико-грамматическием   недоразвитием   речи.

                       

Тема занятия

Лексическая: Весенние мотивы.

Грамматическая: Предложение. Рассказ.

Логопедическая:  Анализ и синтез слов. 

Цель: Формировать  умение подробно пересказывать текст.

Задачи:

1. Учебные:

*формировать умение устанавливать связь слов в предложении,

*составлять предложение,

*отличать текст от группы предложений,

*устанавливать последовательность предложений в тексте.

*формировать умение определить главную мысль и отразить ее в заголовке,

* умение подробно пересказывать текст,

* активизировать словарь.

2.Коррекционно-развивающие:

 *развивать речемыслительную деятельность,  

*развивать пространственные представления,

*фонематические процессы,

*слухоречевую память,

*зрительное восприятие,

* реконструктивную и конструктивную деятельность,

*развивать навыки соотносительного анализа и синтеза,

* профилактика дисграфии и дислексии.

3. Воспитательные:

*Воспитывать бережное отношение учащихся к своему здоровью.

Оборудование:

компьютер, магнитофон, аудиокассеты, картинный план урока, сенсорный крест, массажные полусферы, таблицы №1, №2, №3, №4  по профилактике дисграфии и дислексии, надувные шары, иллюстрация «Времена года», кукла- пчелка Майя,    

индивидуальные карточки с заданиями, разрезные карточки с  буквами, компьютерная игра «Игры для Тигры».

Ход занятия:

1.Орг. момент. Звучит музыка Вивальди «Времена года».

Логопед: Здравствуйте, дети! Встаньте прямо, закройте глазки.

Представьте, как на ваши ладони опускаются теплые солнечные лучики. Солнышко несет нам добрую, светлую  энергию. Мы становимся умнее, послушнее, старательнее. Мы  будем здоровы. Спасибо тебе, солнышко, за тепло и свет. Мы любим тебя. …. 5,4,3,2-открываем глаза.     3, 2, 1-красиво говорим.

2 стр .Учитель-логопед Галляметдинова Эльмира Шамильевна         

2.Работа у зеркала.

Логопед: Приведите себя в порядок. Улыбнитесь. А теперь артикуляционная гимнастика. Выполняем четко и  правильно. ( Комплекс артикуляционной гимнастики Е.Ф.Архиповой)

3.Дыхательное упражнение.

 Логопед: Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед.

Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони).

Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой одновременно обеими руками геометрические фигуры, которые называет логопед.

Логопед: А теперь, чей шарик дольше летает? (игра на дыхание)

Можно использовать компьютерную игру «Игры для Тигры».

4.Угадывание гласных по артикуляции. Чтение гласных.

Логопед: Как называются все эти звуки? ( Гласные.)

Голос льется легко и свободно, не встречая преград. Их можно петь.

Дети вспоминают пройденный материал, хором повторяют правило о гласных звуках: Гласные можно пропеть, прокричать и во рту ничего не будет мешать.

5.Чистоговорка. Дети хором  повторяют по одному предложению за логопедом.

( отраженное проговаривание стихотворения настраивает на хорошую, правильную речь).

Улыбнусь я себе.

Улыбнусь я тебе.

Улыбаться мне не лень.

Пусть хорошим будет день.

6.Повторение пройденного материала.

Дети работают у сенсорного креста, на котором закреплены  пройденные и новые слова, напечатанные на полосках бумаги. Выполняя это задание, дети перечитывают более 25 слов, выбирая при этом только нужные. Выполняя это задание, дети продолжают двигаться и даже вынуждены тянуться вверх, чтобы снять  с сенсорного креста нужное слово.

Логопед: Найдите, пожалуйста, слова, которые обозначают  времена года.

Дети  снимают слова с сенсорного креста и прикрепляют магнитиками на доске:

 Времена года:       зима   весна    лето   осень

Логопед: Найдите осенние месяцы.

Дети выбирают  и вывешивают отдельно  на доске:

  Осенние месяцы:     сентябрь     октябрь    ноябрь

Логопед: Найдите зимние месяцы.

Дети выбирают  и вывешивают отдельно  на доске:

Зимние месяцы:      декабрь   январь   февраль

Логопед: Ребята, а какое сегодня число? Дети отвечают.

Какое время года сейчас? Ответы детей.

А какое время года было до весны?   А какое время года было до зимы?  Ответы детей.

Логопед: Давайте найдем «Весенние месяцы».

Вывешивается слова: весенние  месяцы   март   апрель   май 

 3 стр. Учитель-логопед Галляметдинова Эльмира Шамильевна         

Дети хором повторяют название весенних месяцев: Я знаю три весенних месяца: март, апрель, май.   …..

7.Новая тема. Сели за парты.

Логопед: Угадайте загадку. «Капают сосульки прямо над окошком.

                                  Капают сосульки прямо на ладошку.

                                  Солнце  светит ярче, греет и ласкает.

                                  К нам из стран далеких птицы прилетают».

 Когда это бывает? (ответы детей.) Это бывает весной. Сегодня мы будем говорить о весне (на доске  тема занятия) Цель нашего занятия… Ответы детей, которые формулируют цель занятия самостоятельно.

Например, возможен такой ответ: Мы должны как можно больше узнать о весне и учиться красиво и правильно говорить.

На доске - картинный план урока. Дети, глядя на него,  планируют свою работу на занятии.

На партах у  учеников лежит по 4 картинки: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Логопед: Рассмотрите их внимательно. Покажите  весну. Покажите, какое время года было до весны. Покажите, какое время года будет после весны. Разложите их по порядку.

Сравните их и скажите, какие изменения происходят в природе с приближением весны?

 ( рассматривают картинку)    Ответы детей должны быть полными, развернутыми.

Логопед: Детский писатель К.Чуковский  придумал  загадку. Увидел он это весной.

 Растет она вниз головою.

 Не летом растет, а весною.

 Но солнце сильней припечет –

 Заплачет она и умрет.

 Ответы детей.

Логопед: Да, ребята. Это сосулька. Ранней весной, как только начинает теплеть, на крышах домов появляются сосульки. Вы их видели? Какие они? (дети называют признаки сосулек, описывают, используя разные части речи)  

Слова, напечатанные на полосках бумаги,  вывешиваются на доске.

Сосулька   прозрачная  ледяная  красивая  холодная  хрупкая  острая.

А что делает сосулька? (Придумывание слов-действий)  

 Висит  капает  блестит  тает   плачет   сверкает  падает.

Слова острая  и падает, напечатаны красным цветом. Это привлекает внимание детей. Желательно подвести детей к мысли о том, что это о чем-то сигнализирует. Ученики должны самостоятельно сделать вывод об опасности, которая подстерегает тех, кто стоит под этой сосулькой. Появляется картинка доктора, прикрепляется рядом. Дети должны озвучить, придумать монолог доктора.

Логопед: Да, ребята. Сосулька хрупкая, острая и падает. Почему наш доктор показывает на сосульки? Что он говорит?  Нельзя ходить весной под крышами домов. Это опасно. Помните, что здоровье нужно беречь.

8.Минутка здоровья.

Дети встают. Хором произносят рифмовку для физминутки: Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу.

(Ответы   детей.) Дети: Я не буду ходить под крышами домов. Это опасно. Могут упасть снег или сосулька.

Выполняется физминутка (речь с движениями):

4 стр.  Учитель-логопед Галляметдинова Эльмира Шамильевна         

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям.

Когда сижу, стою, лежу-

За позвоночником слежу.

Я позвоночник берегу

И от болезней убегу.    (Дети двигаются, прыгают.)

9. Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив.

Логопед: Продолжим занятия  спортом. Упражнение «Человечки». Логопед показывает детям схемы человечков, выполняющих зарядку. Дети, учитывая, что движения напротив стоящего человека будут обратными, стараются правильно и точно выполнять упражнения.

10. Конструктивная и реконструктивная деятельность. «Собери букву»

Логопед: Наведем порядок. Соберем буквы.

На партах (возможно прямо на полу) лежат  разрезные карточки с  пройденными письменными буквами.

Дети восстанавливают, правильно прочитывают, анализируют, из каких элементов они состоят, как звучат,  на что похожи и т.д.

11. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Вспомнили буквы. Теперь подготовимся к письму.

Самомассаж пальчиков (используются, лежащие на столах массажные полусферы).

Выполняется любой комплекс пальчиковой гимнастики, на усмотрение логопеда.

12. Профилактика оптической дисграфии и акустической.

Письменные упражнения.

«Обведи только гласные» Таблица №1. Взаимопроверка.

«Вставь буквы» Таблица №2. Взаимопроверка.

«Допиши букву» Таблица №3. Взаимопроверка.

13. Профилактика дислексии.

Чтение таблицы № 4. Орфографическое чтение.

Слоговой анализ и синтез слов.

Игра «От какого слова  эта частичка?» Придумывание слов с заданным слогом.

Таблицы №1,№2,№3,№4 составляются в зависимости от уровня подготовленности группы, от целей и задач педагога. Здесь приводятся примерные задания.

14. Отдых. Упражнения для глаз. Используется комплекс кинезиологических упражнений для глаз. Можно использовать компьютерную гимнастику для глаз.

 Логопед: Хорошо отдохнули. Хорошо поработаем.

15. Сели на места. (Если позволяют возможности кабинета, то это задание удобно выполнять, используя интерактивную доску)  На доске открывается текст:

 солнце ярче  светит   домов крышах на выросли сосульки прилетят птицы скоро далеких стран из весна наступила

( слова напечатаны на отдельных полосках бумаги)

 Дети читают  вполголоса   («жужжащее чтение»)

Логопед:  Это слова или предложения? (ответы детей)

5 стр.Учитель-логопед Галляметдинова Эльмира Шамильевна          

В предложении слова дружат между собой.

Давайте составим предложение. Дети составляют из слов предложения.

На доске получилось:  наступила весна    солнце светит   ярче  

на крышах домов выросли сосульки    скоро из далеких стран прилетят птицы

Это предложения? Ответы детей. Конечно, предложение еще не получилось. Почему? Потому что в предложении первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится точка.

Логопед  исправляет текст. Появляется запись:

Наступила весна.   Солнце      светит ярче. На крышах домов выросли сосульки.    Скоро из далеких стран прилетят птицы.

Распространение предложений словами-признаками о сосульке.

Орфоэпическое  чтение полученного текста учителем. Обратить внимание детей на разное прочтение и еще раз напомнить о том, что пока им надо читать так, как написано.

Орфографическое чтение текста детьми.

 

16. Релаксация. Упражнение на развитие слуха.

Логопед: Тише, тише, не спеши…

Посиди, послушай,

в тишине мы отдохнем,

отдохнут пусть уши.

Слушай, слушай тишину чуткими ушами,

 много шума в тишине мы услышим с вами.

Прослушивание  магнитофонной записи звуков природы (весенние звуки). Дети должны угадать. Ответы детей.

17. Работа с деформированным текстом. На доске (или на интерактивной доске) небольшой текст. Дети должны восстановить его. Логопед по ответам детей восстанавливает текст, т.е. составляет правильно.

Логопед: Ребята, рассказ ли это? (Ответы детей).  Нужно придумать название.

Придумывание названия. Озаглавливание текста.

Логопед: Вот какой замечательный рассказ получился у нас. А теперь постарайтесь запомнить как можно точнее.  Чтение хором, с установкой на запоминание.

Логопед: Нужно будет пересказать нашей пчелке Майе.  (Дети очень любят, когда на руке логопеда появляется кукольная пчела Майя, и с большим удовольствием  отвечают на вопросы, заданные от имени кукольного персонажа)

18. Текст на доске закрывается.

Логопед: Иду будить нашу пчелку Майю.  

Пчелка (озвучивает логопед):  ЗЗЗЗдравствуйте, уважжжаемые, ззззамечательные, послушшшные дети! Я очень хочу услышать ваш рассказ. Расскажжжите, пожжжалуйста.

19. Подробный пересказ детьми. 

20. Вербальное поощрение работы учащихся на занятии.

6 стр. Учитель-логопед Галляметдинова Эльмира Шамильевна         

21. Рефлексия. Чем занимались? Все ли успели? Что понравилось больше всего?  С опорой на картинный план дети вспоминают этапы занятия и говорят о самых интересных, с их точки зрения,  моментах урока.

Литература:

1. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

4. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

7. Ястребова А.В.,Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.- М. Когито-Центр, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у учащихся с общим недоразвитием речи

В данном материале предлагаются различные  задания и упражнения по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Программа по логопедии по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи для обучающихся 1 класса с ЗПР

Данная программа  направлена на  развитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи и предназначена для первоклассников с ЗПР. Программа разработана в соответствии с ФГОС...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....