Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
консультация по логопедии на тему
Необходимость развития познавательной сферы у детей с нарушением речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Познавательная сфера (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью речевой де- ятельности . При нарушенном восприятии наблюдаются трудности формирования дифференцированного восприятия объектов. Ощущения и восприятие: нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. Зрительное восприятие школьников с речевой патологией отстает в развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. неустойчива речевая память. Для детей с нарушением речи характерна неустойчива речевая память: меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала. Эти дети не могут удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, но присутствуют выраженные нарушения восприятия формы, слабость пространственных представлений, снижены слуховая память и продуктивность запоминания, недостаточное умение строить умозаключения. Ребенок не может четко, полно и правильно излагать мысли, Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка. У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений являющихся организационным моментом любой деятельности. В учебной деятельности характерна слабость переключения, пониженный самоконтроль.
Для коррекции познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня предлагаются упражнения для развития ручной моторики, развития тактильной чувствительности, развитие сенсорных эталонов, слухового, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, временных представлений.
1. Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки и движений кисти руки трёх видов: на сжатие, растяжение и расслабление. Гимнастику следует проводить не менее 2 раз по 2-3 минуты на каждом коррекционном занятии. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочерёдно или вместе – это зависит от направленности упражнения. Основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
- упражнения на развитие статической координации движений:
«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика. «Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др. «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
- упражнения на развитие динамической координации движений:
«Пальчики здороваются» - на счёт 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д. «Пальцеход» - на плотном ковролине нашито 20 пуговиц – по 10 в 2 ряда. Ребёнок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу. «Необычное животное» - показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).
- упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость:
«Кулак – ладонь» - поочерёдное выполнение движений каждой рукой, а затем обеими руками вместе. «Кулак – ребро - ладонь» - поочерёдное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. «Кольцо – зайчик» - переходы из одной статистической позы в другую; выполняются поочерёдно каждой рукой, а затем обеими руками вместе. «Барабанщики» - один ребёнок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
- упражнения с предметами:
- составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очерёдности цветов; вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой; стирание ластиком нарисованных предметов; втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок; сжимание и разжимание эспандера.
- упражнения для расслабления рук:
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основанием пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется чувство ритма. Имитационные движения для кистей рук: мытьё рук перед едой; стряхивание воды с кистей; полоскание белья; надевание перчаток; поглаживание кошки; пальчики танцуют и т.п.
2. Для развития тактильной чувствительности у таких детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами – путём ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания – объёмный; при обведении – контурный, плоскостной.
Игры на развитие тактильной чувствительности
«Чудесный мешочек» - в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, буквы. Ребёнку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» - ребёнку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пушистая игрушка и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, гладкие и т. д. «Отгадай цифру» (букву) – на ладошке ребёнка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами. «Прочитай» - играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине ребенка буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами
3. Игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Коврик» - ребёнку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике. «Зрительный диктант» - дети запоминают орнамент из 3-4 геометрических фигур, складывают его по памяти. Варианты: дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объёмных геометрических фигур). «Определи форму предмета» - перед ребёнком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.
4. Игры и упражнения для закрепления понятия величины
«Сравни предметы по высоте» - назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить – что выше, что ниже. «Расставь по порядку» - ребёнку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений: расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте; расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине. «Дальше - ближе» - по рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие – дальше.
5. Игры и упражнения для закрепления понятия цвета
«Собери гирлянду» - логопед показывает образец части гирлянды, на которой дано определённое чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом. «Сложи радугу» - приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребёнку. Предложите назвать цвета радуги. «Неразлучные цвета» - педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зелёные, ягоды красные». (Ромашка – лепестки белые, середина жёлтая; берёза – ствол белый, листья зелёные и т.д.). «Уточним цвет предмета» - педагог выставляет таблицы с изображением двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василёк и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т.д. Дети учатся различать близкие цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой и др.
6. У детей с нарушениями речи зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в изменённых условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечётки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, т. к. оно не формируется без специального обучения.
Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия
«Найди ошибку» - ребёнку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров – сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений – пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т.д.). Ребёнок объясняет, как исправить ошибку. «Знаковая таблица» - детям предлагают на цветной таблице показать числа определённого цвета в порядке возрастания (убывания) за определённое время. «Наложенные изображения» - ребёнку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. «Спрятанные изображения» - предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения. «٫٫Зашумлённые،، изображения» - предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т.е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать. «Незаконченные изображения» - предъявляют изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать). Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить всё изображение. «Перевёрнутые изображения» - предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повёрнутые на 180˚. Требуется назвать их. «Найди букву» - в тексте ребёнку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя – все буквы Н, под буквой О поставить точку.
7. Для детей с ФФНР и ОНР характерна замедленная выработка дифференцировочных условных связей в области речеслухового анализатора, вследствие чего ребёнок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечётко воспринимает речь. Усвоение фонематической стороны речи зависит в том числе и от моторной сферы (двигательные центры речи головного мозга и речедвигательный аппарат), недоразвитие которой также значительно затрудняет овладение речью. В результате слуховые и кинестетические образы или схемы многих слов долго остаются для детей недостаточно чёткими, ослаблен контроль за собственным произношением.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия
«Будь внимателен» - дети свободно маршируют под музыку. Педагог даёт разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» - стоять на одной ноге; «лягушка» - присесть и скакать вприсядку; «птицы» - бегать, раскинув руки; «зайцы» - прыгать и т.д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. «Определи, что слышится» - из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стул ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Варианты: возможно одновременное звучание двух-трёх различных звуков (шумов). «Повтори» - педагог производит серию неречевых звуков, например, один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребёнок должен запомнить и повторить. «Что слышно?» - по сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.
8. В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у детей формируются следующие умения:
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;
- моделировать пространственное расположение предметов;
- ориентироваться на поле листа, бумаги;
- двигаться в заданном направлении и изменять его.
Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве
«Незаконченные изображения» - детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки – левое ухо и т.д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию. «Твой путь в школу» - ребёнку предлагают рассказать, как он идёт в школу (в магазин, в парк и т.д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребёнка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др. «Выполни задание» - ребёнку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице. Варианты: определить местоположение отдельных предметов мебели; определить местоположение других детей относительно себя; определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов; определить местоположение предметов относительно друг друга; расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку). «Что где находится?» - ребёнку предлагается по картинке назвать предметы, изображённые в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т.д. «Фигуры высшего пилотажа» - педагог на доске показывает моделью самолёта разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а ученики объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева направо и т.д. «Следопыт» - по рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанный предмет. Варианты: а) дети по очереди сами прячут предмет и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится предмет; б) по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы. Графические диктанты.
9. Временные ориентировки формируются на основе следующих умений: а) воспринимать временные интервалы: время (части суток; неделю, месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки); б) измерять время по часам с точностью до минуты и секунды; в) определять течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно); г) обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.
Игры и упражнения на формирование временных представлений
«Неделька» - ребёнку предлагают разложить по порядку таблички с название дней недели. Варианты: разложить таблички, начиная с определённого дня (например, с четверга); в обратном порядке; каждому ребёнку раздаются таблички с названием дня недели, педагог называет громко день любой недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ученик с табличкой «среда» встаёт первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели; использовать таблички с названиями месяцев, времён года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке. «Когда деревья надевают этот наряд?» - педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе. Варианты: у каждого ученика табличка с названием времени года; когда учитель показывает иллюстрацию с изображением определённого пейзажа, ученики поднимают соответствующую карточку. «Определи возраст человека» - педагог демонстрирует детям картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста и предлагает показать, где изображён ребёнок, пожилой человек, подросток и т.д. Варианты: предлагается разложить таблички с надписями: 1 год, 7 лет, 30 лет, 70 лет и др. под соответствующие картинки (фотографии) людей разного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....
Статья на тему - "К вопросу о состоянии словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
В этой статье рассказывается о проведенном эксперементе и выявленных результатах у детей с нарушением речевого развития....
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...
Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.
Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...
«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»
Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...
"Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня" курсовая работа
Курсовая работа на тему "Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"...
Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"
Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...