Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"
статья по логопедии

Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены нетрадиционные средства и приемы логопедической работы, которые повысят эффективность коррекционного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golovina_a_v_statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІІ УРОВНЯ

Автор статьи: учитель-логопед Головина А.В.

Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены нетрадиционные средства и приемы логопедической работы, которые повысят эффективность коррекционного процесса.

Ключевые слова: общеупотребительная лексика, коррекция, дети, общее недоразвитие речи.

Общеупотребительная лексика представляет собой слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей. Развитие лексики у детей начинается с появления первых слов, к которым относятся окружающие ребенка лица, птицы и животные, природные явления, игрушки и т.д. Позже уточняется значение этих слов, развивается их структура. Развитие общеупотребительной лексики происходит по мере взаимодействия ребенка со взрослыми, сенсорного развития и развития психических процессов.

В норме к концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают общеупотребительной лексикой, однако, в последние годы отмечается рост числа дошкольников с нарушением речи. Наиболее часто встречаемое нарушение речи – общее недоразвитие речи (ОНР).

Общеупотребительная лексика у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня характеризуется низким уровнем, в отличие от детей с нормальным речевым развитием. Дети поздно овладевают словарем. Характерным для детей являются лексические ошибки, которые проявляются в смысловых заменах слов и бедности номинативного, предикативного и атрибутивного словарей.

В процессе обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня важно использовать следующие методы и приемы словарной работы:

  1. Метод введения новых слов в словарь. Приемы: рассматривание и обследование предметов; показ предмета или его изображения (наглядность); показ действия; логическое определение понятий; краткое описание предмета; подбор синонимов; элементарное понятие предмета; сравнение с чем-либо; использование примеров из жизни; чтение и рассказывание литературных произведений; показ картин с малознакомым содержанием и другие.
  2. Метод закрепления и активизации словаря. Приемы: рассматривание игрушек; дидактические и словесные игры; перечисление предметов; классификация предметов по месту расположения их и нахождения; подбор уменьшительно-ласкательных названий предметов; определение признаков предмета; обозначение основных частей предмета; сопоставление предметов по признакам сходства и различия; составление тематических словариков; загадывание и отгадывание загадок; составление словосочетаний или предложений с заданными словами; использование усвоенных слов в разных видах работы по развитию речи (речевые ситуации, поручения и так далее) [1].

Одним из эффективных средств формирования общеупотребительной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является использование малых фольклорных форм. К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, загадки, поговорки, потешки, скороговорки и тому подобное.

С помощью детского фольклора взрослый может установить эмоциональный контакт с ребенком. Внимание детей привлекает интересное содержание, богатство воображения, яркие художественные образы, все это приносит им радость и оказывает на них свое воспитательное воздействие.

С целью повышения логопедической коррекции по обогащению словаря используются загадки, с помощью них снижается количество речевых штампов у детей с ОНР, активизируется речевая деятельность. Загадки способствуют:

‒ появлению находчивости, быстроты реакции, сообразительности;

‒ происходит активизация умственной деятельности;

‒ развивается внимание, мышление, речь, память, воображение;

‒ обогащаются знания и представления об окружающем мире [2].

В работе над формированием словарного запаса большая роль должна отводиться наглядности (картинки, иллюстрации, игрушки, книги). В ходе проведения занятий важно дошкольников познакомить с изданиями различного формата.

Для более глубокого знакомства детей с произведением необходимо проводить предварительную работу, на которой читаются тексты, проводятся беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях должно осуществляется закрепление, повторение материала.

Для проведения индивидуальных логопедических занятий необходимо подбирать такие средства художественной литературы, которые позволили бы не только развить активный словарь, но и решить другие коррекционно-развивающие задачи, такие как автоматизация отдельных звуков, развитие фонематических процессов, дыхания, голоса, мелкой, общей и артикуляционной моторики и другое [3].

Таким образом, особенности формирования общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня определяются спецификой логопедического заключения. При этом важно соблюдать необходимые условия и требования коррекционной работы, а так же применять современные технологии, методы и приемы, которые создают благоприятные условия для развития не только словаря, но и всех когнитивных процессов в целом.

Список литературы

1. Агейченкова М. В. Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) // Наукосфера. – 2022. – № 3–1. – С. 52–56.

2. Попова С. И. Загадка как средство накопления словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Педагогический опыт : от теории к практике : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 24 июля 2020. – С. 210–213.

3. Феофилатова К. Д. Художественная литература как средство развития лексики дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1–2. – С. 78–81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Последовательность коррекционной работы при исправлении ламбдацизма у детей дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи

Последовательность коррекционной работы при исправлении ламбдацизма у детей дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи ВведениеРечевая функция является одной из важнейших психических ...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...

"Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня" курсовая работа

Курсовая работа на тему "Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"...

Роль аналитико-синтетической деятельности в обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2021 года....

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...