Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием
статья

Носкова Ирина Алексеевна
В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, на листе бумаги, на употребление предлогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

                                                                                                                                                                                                     

Проблема ориентировки в пространстве является одной из актуальных в области психологии и педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Предпосылки для возникновения учебной деятельности формируются именно в пространственной ориентировке. Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов   общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению. Недостаточно сформированная пространственная ориентировка детей дошкольного возраста приводит к отставанию в учебе в школе. Пространственные представления – это уникальный способ познания и освоения окружающего мира. Пространственные представления понимаются как представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов

Нарушения пространственной ориентировки наиболее часто встречаются у детей с нарушением интеллекта. Они так же, как и нормально развивающиеся дети, проходят эти этапы, но совсем в иные сроки.

Как показывают исследования, недостаточная сформированность пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Эти недостатки проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др. Из этого следует, что при подготовке ребенка к школе нужно специально позаботиться о своевременном развитии у него пространственных представлений, иначе он непременно столкнется с трудностями овладения письменной речью. 

В специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях для детей с умственной отсталостью работают по программе Екжановой  Е. А., Стребелевой  Е.А. "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей" (2005).

Программа рассчитана на четыре года обучения и ориентирована на возраст детей (4-8 лет).

Пространственные представления у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, на индивидуальных, музыкальных и физкультурных занятиях.

Кроме того, пространственные представления развивают и во время режимных моментов: во время утренней гимнастики, умывания, одевания, приема пищи, а также во время подвижных и дидактических игр.

Подготовительная работа

Перед началом коррекционно-педагогической работы по формированию пространственных представлений необходимо провести подготовительную работу, которая направлена на развитие пространственного восприятия.

Последовательность формирования практических представлений

1.Формирование представлений о схеме собственного тела:

а) развитие представлений о пространственном расположении частей тела по вертикальной оси (вверх, сверху, вниз, снизу).

б) развитие представлений о передней и задней сторонах тела (перед, спереди; зад, сзади).

в) развитие представлений о правой и левой сторонах тела (правый, справа, левый, слева).

2. Формирование представлений о схеме тела стоящего напротив

Развитие представлений о правой и левой сторонах тела стоящего напротив (справа, слева).

3. Формирование умений понимать и употреблять в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения, в следующем порядке: в, за, под, около, на, над.

4.Формирование представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела

а) развитие представлений о направлениях в пространстве с точкой отсчета от себя (вверх-вниз, над-под, направо - налево);

б) развитие представлений о расположении предметов относительно собственного тела (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа)

5. Формирование умений ориентироваться на листе бумаги (центр листа, вверху, внизу, справа, слева).

На формирующем этапе в коррекционную работу важно включать  различные игры и упражнения, направленные на формирование пространственных представлений: игры с досками Сегена, рамками и вкладышами Монтессори, «Картинка сломалась», «Что спрятал художник?», «Почтовый ящик», «Найди пару», «Что пропало?», «Чудесный мешочек», «Рисунки на спине», «Определи по следу», «Лабиринты», «Карта сокровищ», графический диктант Д.Б.Эльконина, игры–головоломки типа «Танграм», «Квадрат Воскобовича», «Сложи узор», «Уникуб», рабочие тетради по формированию пространственных ориентировок  и др.

В процессе коррекционной работы по развитию пространственно- аналитической деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта учитываются особенности формирования пространственных представлений в онтогенезе, психологическая структура зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственных ориентировок у детей.

Работа по ориентировке детей с нарушением интеллекта в пространстве должна быть включена во все виды деятельности, но особая роль в процессе формирования пространственных ориентировок принадлежит игре, которая является занимательным и доступным видом деятельности.

Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в

собственном теле

Основное упражнение, направленное на формирование пространственных представлений, заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» - приседание. Тут же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Сначала ребенок выполняет движение вместе со взрослым, который и поясняет каждое направление. Так для ребенка появляется  опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Затем  происходит постепенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план.

Упражнение: «Части тела»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Ход игры: Дети встают в круг. Тот, кто начинает игру первым, должен дотронуться до какой-нибудь части тела своего товарища, например, до правого уха. Тот ему говорит: «Это мое правое ухо». Ведущий соглашается или опровергает ответ товарища. Игра продолжается дальше. 

Упражнение: «Определи по следу»

На полу в разных направлениях разложены следы рук и ног.
Надо узнать, от какой руки, ноги (левой или правой) эти следы.

Упражнение: «Путаница»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Ход игры: Педагог и ребенок становятся друг против друга.  Педагог под музыку специально показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен постараться выполнить движение правильно.

Игровые приемы, направленные на ориентировку в «схеме тела» человека, стоящего напротив

Для ребенка этот прием представляет наибольшую трудность, поэтому нужно обратить на него особое внимание. Надо объяснить детям, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право – где у меня лево, а лево – где право». Для выполнения подобного рода упражнений нужно использовать маркеры как ребенку, так и взрослому.

 ∙ Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих детей правая рука с одной и той же стороны. После этого, не отпуская рук, они поворачиваются лицом друг к другу и понимают, что правые руки находятся наперекрест.

 ∙Дошкольник, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не отпуская руки, он поворачивается лицом к остальным.

Ребенок, сопоставив положение его поднятой руки со своим, делает вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

 Игра «Моя рука, твоя рука»

Ребенок, стоя лицом к взрослому, определяет сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. После меняются местами.

 Игра «Назови часть тела»

 Дети стоят лицом друг к другу. Кто-то из них молча начинает показывать на себе отдельные части тела, а остальные называют: «Это твое левое плечо, это твой правый глаз и т.д.»

Игра «Найди свою левую руку»

 Педагог сидя напротив ребенка, дает инструкцию: «Делай своей левой рукой (где она?) то же, что я делаю левой».

Игра «Найди правый рукав»

Педагог просит ребенка найти правый и левый ботинок, карман, штанину на одежде, рукав, лежащей в разных положениях.

Игра «Веселые картинки» 

Педагог просит ребенка определить на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Этой работе следует уделять больше времени. Прочный навык можно выработать только при взаимодействии с родителями, дав им задание все время обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам.

Игра «Правильное зеркало»

Это упражнение выполняется стоя с ребенком, друг к другу лицом. Надо отработать схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. К примеру, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую – влево. Понятно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут совпадать.

Игра «Неправильное зеркало»

Это упражнение схоже с предыдущим упражнением, только инструкция немного меняется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой, а то, что я буду делать правой рукой, ты – правой. Следовательно, если педагог переносит свою правую руку вправо относительно себя в сторону, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя.

Игровые приемы, направленные на употребление предлогов

Игра «Хитрый кот»

Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый «Кот в сапогах» был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.

Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа:

– Куда спрятался котенок?

– Откуда он выскочил? и т.д.

Показать действия, о которых говорится в стихотворении

 Буду маме помогать,

Буду всюду убирать:

И под шкафом, и за шкафом, и в шкафу, и на шкафу.

Не люблю я пыли! Фу!

 Расположение геометрических фигур по данной инструкции:

 «Положите зеленый кружок на синий треугольник. Над зеленым кружком положите желтый кружок. Перед желтым кружком красный квадрат и т.д.»

Игровые приемы, направленные на ориентировку пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела

Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у дошкольников осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.

Упражнение «Что наверху, что внизу»

Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.
Ход игры: из геометрических фигур построена башня. Педагог просит ребенка определить и назвать, какая фигура находится наверху, а какая внизу.

Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»

Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела.
Ход игры: Педагог просит ребенка, 
не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. Затем, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?

 Упражнение: «Робот»

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

Ход игры: Педагог просит ребенка изображать робота, который должен точно и правильно выполнять команды человека: «Два шага вперед, один шаг направо, прыжок вверх, четыре шага направо, присесть и т.п.»

Упражнение: «Звери фотографируются»

Цель: определение положение предметов относительно других предметов.

Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.

Ход игры: Взрослый изображает фотографа. Он, желая сделать снимок зверей, подбирает кадр. Его помощник, ребенок, должен их рассадить: волка – слева от зайца, лису –справа от мышки и т.п.

Упражнение: «Веселые картинки»

Цель: определение положения предметов относительно других предметов на картинке.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: дошкольник должен определить на картинках, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, какой рукой он действует и т.д.

Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. Сначала детей знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа, учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа. Потом, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы, расположенные по сторонам и углам листа.

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Сначала надо научить ребенка отступать нужное количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.

Упражнение: «Проведи линию»

Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры: по инструкции педагогаребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.

 Упражнение: «Графический диктант»

Цель: формирование пространственных представлений посредством
графических диктантов.

Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ход игры: из заданной точки, по инструкции педагога, ребенок проводит линии в заданном направлении.

 Упражнение «Найди, то, что спрятал художник»

На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Надо найти и назвать все нарисованные предметы.

В процессе работы необходимо осуществлять индивидуальный подход, потому что состав группы всегда неоднородный. Внутри подгрупп могут быть дети, которые нуждаются в подаче материала меньшими порциями (пример — операция прослеживания в разных направлениях, графические схемы с большей или меньшей степенью абстракции, в большем количестве повторений). При осуществлении индивидуального подхода повышается эффективность работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО

В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы

Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...

Инновационные подходы к обучению сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы  XIV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 года....

"Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня" курсовая работа

Курсовая работа на тему "Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"...