ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
консультация на тему

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st_1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется двигательными нарушениями, недостатками интеллектуального и речевого развития. В структуре интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом отмечается недостаточная сформированность  высших психических функций, и особенно пространственных представлений. Для детей с церебральным параличом характерны специфически отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С.Калижнюк   Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова  И.Ю.Левченко  Е.И.Кириченко, Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук  О.В.Титова  и др.). Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Несформированность высших корковых функций является важным   звеном нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе. Чаще всего страдают отдельные корковые  функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется   о  ведущей руке, о частях тела и лица. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Многие пространственные понятия усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удалённость. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих  пространственные представления. Значительная часть детей с церебральным параличом с трудом  воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен  целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собратьразрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек  или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать  В специальной литературе по педагогике и психологии подчёркивается, что совершенствование пространственной ориентировки  у данной категории детей ведёт к полному познанию ребёнком  внешнего мира. Это особенно важно в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для  успешного овладения учебной деятельностью (счётом, чтением, письмом). Полноценное развитие двигательных и психических функций обеспечивает формирование необходимых пространственных представлений у ребёнка. Однако в настоящее время остаются недостаточно разработанными вопросы диагностики состояния пространственных представлений у детей с церебральным параличом, а также вопросы, связанные с построением коррекционного обучения по данной проблеме. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие  предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет  манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих  нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи  могут быть причинами недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений. Выраженная патология двигательного анализатора в сочетании с различными сенсорными расстройствами и нарушением системы межанализаторных взаимосвязей у детей с церебральным параличом обуславливает нарушения различных видов перцептивных действий (смотрение, слушание, ощупывание и т.д.), тактильного восприятия, нарушение восприятия пространства и времени. В работах И.Ю.Левченко   отмечается недостаточность пространственных представлений у детей с ДЦП, которые проявляются в нарушении схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях тела и лица происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального  обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них словами там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих  пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптикопространственные нарушения. Данные нарушения в рисунках  выражаются неправильной передачей пространственных отношений  между отдельными предметами или их элементами, смешением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с требованиями педагога, а при срисовывании часто  выполняют рисунок в зеркальном отображении. Отмечается прямая зависимость между тяжестью двигательной патологии и степенью  выраженности пространственных нарушений.  Генетическое исследование Ж. Пиаже показывает, что зрительная ориентировка в пространстве является лишь наиболее  поздней и свёрнутой формой пространственного восприятия. На ранних этапах развития в состав пространственной ориентировки входит практическая деятельность ребёнка, возможность  которой в норме формируется в конце первого года жизни (у детей сцеребральным параличом значительно отстаёт) одновременно с  укреплением совместной работы зрительного, кинестетического и  вестибулярного анализаторов. Лишь при их совместной работе, осуществляющейся во время осматривания, ощупывания, поворота  головы и движения глаз, возникают комплексные формы отражения  пространственных отношений. Поэтому в случае нарушения даже одного из этих компонентов (при детском церебральном параличе чаще всего наблюдается нарушение нескольких компонентов и, прежде всего, зрительно-тактильная интеграция) происходят изменения пространственной ориентировки в целом. Двигательная патология детей с церебральным параличом  значительно затрудняет развитие не только тактильного, зрительного   восприятия, но ещё в большей степени препятствует формированию  интеросенсорных условных связей, особенно зрительно-моторных,  которые являются ядром сенсорной организации человека

В связи с этим, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми. Младшие школьники с ДЦП особенно затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Особенно нарушения схемы тела выражены при поражении левых конечностей (левосторонних гемипарезах – 30% обследованных случаев). Такой ребёнок с трудом воспринимает, запоминает частисвоего тела, долго путается в определении направлений.

 Все перечисленные факторы несформированности пространственного анализа и синтеза у детей с ДЦП,   возникают по следующим причинам

:-отставание в развитии процессов зрительного восприятия,выражающиеся в ограниченности и фрагментарности знаний об окружающем мире, т.е. дети с церебральным параличом затрудняются в узнавании предметов в непривычных ракурсах и схематических изображениях;

-замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведёт к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;

-нарушение функции поиска, замедленность опознания и обследования окружающего пространства или данного объекта;

-неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;

-нарушение взаимодействия зрительного, двигательного анализаторов и осязания;

- ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;

-снижение памяти, уменьшение её объёма, затруднения при запоминании и воспроизведении материала;

-недостаточная познавательная активность;

-недостаточная сформированность мыслительных операций;

-  иепродолжительность периода относительно хорошей работоспособности, во время которой дети с ДЦП способны усвоить материал и выполнить задание.

 - навыков пространственного ориентирования,вызванная данными причинами, ведёт к проявлению целого ряда ошибок на письме, которые прослеживаются во 2-4 классах.

 У детей, развитие которых осложнено органическими и функциональными нарушениями ЦНС, её становление, начиная с важнейших предпосылок, оказывается неблагополучным. Это сказывается на представлениях, которые длительное время остаются фрагментарными и неосознанными, что, в свою очередь, проявляется в трудностях речевого общения, в наглядных, графических видах деятельности. Учитывая связующую, интегративную роль двигательного анализатора в комплексе пространственного анализа и синтеза, наибольшее внимание уделяется налаживанию связей на уровне первой сигнальной системы. В этой связи одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыта ребёнка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной   окружающих предметов, основных направлениях пространства, отношениях между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений. При этом создаются такие условия, чтобы ребёнок учился сам активно исследовать, преобразовывать окружающее пространство,устанавливая взаимосвязи, овладевая доступными способами восприятия.

 

Коррекционно-развивающие занятия должны иметь различную форму: групповую, индивидуальную, работу с семьёй. Основной формой проведения коррекционно-развивающей работы должны быть групповые занятия, которые проводятся два раза в неделю. Занятия должны проходить в игровой комнате. Работа с семьёй предполагает такие виды работы, как проведение бесед о необходимости развития пространственных представлений у детей с ДЦП, непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях, закрепление пройденного материала дома во время выходных дней, каникул.Подобная организация занятий с детьми позволяет учитывать их психологические особенности и создавать благоприятные условия для дифференцированного подхода  У детей с ДЦП отмечаются нарушения в двигательном, зрительном, тактильно-кинестетическом анализаторах. Поэтому в коррекционных играх необходимо максимально использовать все  возможные анализаторы для формирования знаний о пространстве.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксёнова Л.И. Дети с нарушениями опорно-двигательного

аппарата // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина,

И.И.Мамайчук. -СПб.: «Дидактика – плюс», 2003. -С.310-314.

2. Богина Е.В. Коррекция нарушений зрительно-пространственного

восприятия у младших школьников // Вестник психосоциальной и

коррекционно-реабилитационной работы. 1997. №4. -С.35-38.

3. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного

восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей //

Дефектология. 2000. №3.- С.3-15.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция

пространственно-временных представлений у детей младшего школьного

возраста. -М.: Школьная Пресса, 2003.

5. Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованию

зрительно-пространственного восприятия у детей с церебральными

параличами. -М.: Просвещение, 1976. 18с.

6. Корнелиуссен Г.Г., Лунд М., Нильсен Э. Преодоление нарушений

общих познавательных функций у детей с церебральным параличом // Детскийцеребральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.

-СПб.: «Дидактика – плюс», 2003.- С.352-362.

7. Левченко М.В., Ипполитова М.В., Хайрулина И.А.

Дифференциация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учётом

особенностей и возможностей овладения ими учебным материалом // Детский

церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.

-СПб.: «Дидактика – плюс», 2003.-С.362-386.

8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и

воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М.:

«Академия», 2001. -192с.

9. Мазепина Т.Б. Развитие пространственно – временных ориентиров

ребёнка в играх, тренингах, тестах. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -32с.

10. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми

проблемами в развитии. -М.: Классикс Стиль, 2003. -320с.

11. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей дошкольного

возраста, имеющих физические недостатки // Дефектология. 2002. №4. -С.72-80.

12. Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных

представлений у детей с ДЦП. -М.: «ГНОМ и Д», 2004. -С.6.

13. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при

локальных поражениях мозга в детском возрасте: Автореф. дис. канд. психол.

наук. -М., 1983.

14. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.

-СПб. «Дидактика Плюс», 2001. -С

                          учитель-дефектолог Бессонова О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.

Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ...

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...

Особенности учебной работы с детьми младшего школьного возраста с церебральным параличом (спастический тетрапарез).

Публикация в сборнике    I Международной конференции «Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского»....

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у детей младшего школьного возраста

Формирование навыков фонематического анализа одна из важных задач. Нарушение фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. К сожалению, симп...

Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».

В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...