Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Кокарева Александра Владиславовна

В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая». Программа разработана с учетом особенностей развития пространственно-временных представлений у младших школьников с ЗПР, а также возрастных особенностей детей. Цель  программы: коррекция пространственно-временных представлений у младших школьников с ЗПР. Цель достигается путём включения ребёнка в  специально организованное наблюдение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Кокарева А.В.

Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных  представлений  у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».

Программа разработана с учетом особенностей развития пространственно-временных представлений у младших школьников с ЗПР, а также возрастных особенностей детей.

Цель  программы: коррекция пространственно-временных представлений у младших школьников с ЗПР. Цель достигается путём включения ребёнка в  специально организованное наблюдение.

Специально организованное наблюдение направлено на уточнение представлений о пространстве и времени, развитие умений определять местоположение наблюдаемых объектов окружающей среды, в том числе в учебном пространстве, и устанавливать последовательность событий, происходящих в действительности и в заданных учебной ситуацией условиях. Кроме того, в ходе специально организованного наблюдения происходит закрепление умения оперировать данными категориями при решении образовательных задач.

Для достижения цели были поставлены коррекционные и развивающие задачи программы:

Развивающие задачи:

  • Развить представления о категориях пространства и времени.
  • Развить способность свободного оперирования категориями пространства и времени.
  • Развить представления об изменяющемся характере категорий пространства и времени.
  • Развить умение ориентироваться в условиях изменяющегося пространства и времени.

Коррекционные задачи:

  • Осуществить коррекцию умения ориентироваться  в пространствах различной конфигурации и простраивать маршрут передвижения в различных пространственных условиях.
  • Осуществить коррекцию представлений о временах года,  месяцах, частях суток; их признаках и отличиях; количестве и последовательности.
  • Осуществить коррекцию имеющихся ориентировок в целом для дальнейшего успешного обучения и социализации.

Адресат: младшие школьники с задержкой психического развития 7-10 лет (1-2 класс), осваивающие адаптированную общеобразовательную программу начального общего образования учащихся с задержкой психического развития.

Длительность проведения программы: 34 занятия в течение двух учебных четвертей.

Длительность одного занятия – 40 минут.

Периодичность: 2 раза в неделю.

Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая форма.

Программа включает в себя три тематических блока, в каждом из которых предусмотрены занятия, организованные в форме включённого наблюдения за предметами, объектами и явлениями окружающей действительности с последующей фиксацией результатов наблюдения на доступном учащимся уровне в творческих работах (рисунки, аппликации, лепка), дневниках наблюдений.

Блок 1 «Наблюдаю за пространством» включает в себя десять занятий; Блок 2 «Наблюдаю за временем» - десять занятий; Блок 3 «Я в пространстве и времени» - двенадцать занятий. В каждом блоке не менее пяти занятий проводятся в ходе специально организованного наблюдения. Наблюдение осуществлялось на территории школьного двора, стадиона, близлежащих объектов: в парке, лесной зоне, школьных учебных кабинетах и помещениях учреждения дополнительного образования. Выбор территорий и помещений для проведения наблюдений осуществлялся в соответствии с осваиваемыми образовательными программами.

Целью Блока 1 является уточнение знаний учащихся о расположении реальных предметов в пространстве; коррекция и развитие умения ориентировки в пространствах различной конфигурации и простраивания маршрута передвижения в различных пространственных условиях.

Цель Блока 2 – уточнение представлений о временах года,  месяцах, частях суток; их признаках и отличиях; количестве и последовательности; формирование умения определять время по механическим и электронным часам и оперировать им в условиях реальной жизни.

Цель Блока 3 – объединение полученных на предыдущих занятиях умений и навыков в общую систему представлений и ориентировок для  усвоения академических знаний, успешной адаптации в окружающей действительности и дальнейшей социализации учащихся.

Таблица 2.1

Тематический план занятий

№ занятия

Название

Цель

Время проведения

Вводное занятие

Знакомство с учениками, педагогом, постановка обсуждение целей предстоящих занятий

40 минут

Блок 1 «Наблюдаю за пространством»:

Цель: уточнение знаний учащихся о расположении реальных предметов в пространстве; коррекция и развитие умения ориентировки в пространствах различной конфигурации и простраивания маршрута передвижения в различных пространственных условиях.

Блок включает в себя 10 занятий длительностью 40 минут каждое.


Продолжение таблицы 2.1

1 занятие

«Пространство класса»

Знакомство с окружающим пространством, развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах класса)

40 минут

Упражнение «Посмотри, что вокруг»

Коррекция умения описывать окружающее пространство, определять местоположение заданных объектов и себя в нем

Упражнение  «Расскажи, что вокруг»

Развитие умения составлять и/или записывать связный рассказ об особенностях пространственной организации окружающей обстановки при помощи использования предлогов (слов), отражающих пространственное отражение объектов

2 занятие

«Пространство школы»

Знакомство с окружающим пространством, развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах школы)

40 минут

Упражнение «Фотографы»

 Развитие умения определять местоположение заданных объектов в знакомых помещениях   по изображению

Упражнение «Наблюдаю за маршрутом»

Коррекция умения правильно простраивать и изображать маршрут, озвучивать порядок передвижения


Продолжение таблицы 2.1

3 занятие

«Пространство улицы»

Развитие способности наблюдать за окружающим пространством (за пределами школы), находить необходимые ориентиры для передвижения в нём

40 минут

Упражнение «Обрати внимание!»

Формирование способности находить и запоминать расположение значимых ориентиров для простаивания маршрута (в пределах пришкольных территорий)

Упражнение

 «Добираемся в школу!»

Развитие способности строить маршрут в школу, опираясь на знакомые ориентиры.

4 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Развитие умения отображать простроенный раннее маршрут в схематичном виде, рассказывать о маршруте, используя в речи пространственные предлоги/ слова, обозначающие пространственные отношения

5 занятие

«Пространство моего дома»

Развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах собственной квартиры и близлежащих территорий), находить необходимые ориентиры для передвижения в нём

40 минут


Продолжение таблицы 2.1

Упражнение «Рисунок моего дома»

Коррекция умения правильно располагать в пространстве и описывать в устной речи объекты собственного жилья

(пространственное расположение комнат и объектов в них, закрепление умения правильно называть комнаты дома)

6 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Развитие умения отображать простроенный раннее маршрут в схематичном виде, рассказывать о маршруте, используя в речи пространственные предлоги/ слова, обозначающие пространственные отношения

7 занятие

«Лабиринты»

Коррекция способности правильно передвигаться в заданном пространстве

40 минут

Упражнение

 «Путешествие в лабиринтах»

Развитие умения правильно простраивать маршрут по устной инструкции

Упражнение «Помогаем друг другу»

Развитие умения правильно простраивать маршрут по устной инструкции, а также составлять инструкцию для передвижения других учеников

8 занятие

«Пространство нашего парка»

Развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах пришкольных территорий), находить необходимые ориентиры для передвижения в нём

40 минут


Продолжение таблицы 2.1

Упражнение «Юные наблюдатели в парке»

Развитие умения наблюдать и отражать в речи особенности расположения объектов в парке относительно собственного положения в пространстве и положения предметов окружающего мира

«Рисуем схемы увиденного»

Формирование умения схематично изображать пространственные отношения наблюдаемых объектов.

9 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Развитие умения отображать простроенный раннее маршрут в схематичном виде, рассказывать о маршруте, используя в речи пространственные предлоги/ слова, обозначающие пространственные отношения

10 занятие

«Завершаем раздел «Наблюдаю за пространством»»

Закрепление и обобщение  полученных знаний

40 минут

Блок 2 «Наблюдаю за временем»:

Цель: уточнение представлений о временах года,  месяцах, частях суток; их признаках и отличиях; количестве и последовательности; формирование умения определять время по механическим и электронным часам и оперировать им в условиях реальной жизни.

Блок включает в себя 10 занятий длительностью 40 минут каждое.

11 занятие

«Времена года. Последовательность,

признаки»

Актуализация и коррекция общих представлений о временах года и их признаках»

40 минут

Упражнение «Продолжи предложения»

Актуализация и закрепление знаний об основных признаках времен года и их последовательности


Продолжение таблицы 2.1

Упражнение «Кто что делает?»

Развитие умения соотносить деятельность людей с временем года, расширение словарного запаса

Упражнение «12 месяцев»

Коррекция представлений о месяцах и их принадлежности к конкретному времени года

12 занятие

«Наблюдаем за осадками»

Коррекция представлений об изменениях в природной среде в зависимости от времени года (в условиях организованного наблюдения)

40 минут

Упражнение «Какие бывают листья»

Формирование умения фиксировать природные различия сезонов года в зависимости от осадков и отражать увиденное в устной и письменной речи»

13 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

Упражнение «Альбом природы»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в практической деятельности

14 занятие

«Наблюдаем за временами года»

Коррекция представлений об изменениях в природной среде в зависимости от времени года (в условиях организованного наблюдения)

40 минут

Упражнение

«Исследуй и расскажи»

Коррекция умения выделять и  отображать основные признаки времён года и месяцев и актуализировать полученные знания в практической и учебной деятельности


Продолжение таблицы 2.1

Упражнение «Аналогии»

Коррекция умения простраивать простые и сложные аналогии, закрепление знаний об основных признаках времен года

15 занятие

« Наблюдаю за временем»

Коррекция представлений о частях суток, их последовательности и признаках, днях недели и их последовательности

40 минут

Упражнение «Волшебный календарь»

Коррекция представлений о частях суток, их последовательности и признаках, днях недели и их последовательности.

Упражнение «Что такое сутки?»

Коррекция представлений о понятии «сутки», об особенностях частей суток

16 занятие

Сутки. Название частей суток, последовательность, признаки

Коррекция представлений о временах суток, их основных признаках и последовательности

40 минут

Упражнение «Когда это бывает?»

Коррекция представлений об основных признаках частей суток, их отличиях друг от друга

Упражнение «Придумай историю»

Коррекция умения отражать в устной и письменной речи основные признаки частей суток, верно выстраивать последовательность времен суток

17 занятие

«Наблюдаю за неделей»

Коррекция представлений о днях недели, их последовательности, и существенных признаках отличия (рабочие и выходные дни)

40 минут

Упражнение «Распорядок недели»

Развитие умения устанавливать и находить отличия дней недели в зависимости от учебной деятельности, а также способности выделять и описывать основные события каждого дня недели.


Продолжение таблицы 2.1

Упражнение «Домино»

Коррекция представлений о последовательности дней недели

18 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения фиксировать и отображать результаты наблюдения

19 занятие

«Знакомство с часами. Определение времени по часам»

Формирование умения определять время по механическим и электронным часам и оперировать им в условиях реальной жизни.

40 минут

Упражнение «Какими бывают часы»

Формирование представлений о видах часов, о соотношении времени на различных часах, о едином течении времени

Упражнение «Наблюдаем за часами»

Формирование представлений о часах, о названии стрелок, о правилах называния времени. Развитие умения изображать заданное время, правильно располагать стрелки на часах

20 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

Блок 3 «Я в пространстве и времени»:

Цель: объединение полученных на предыдущих занятиях умений и навыков в общую систему представлений и ориентировок для  усвоения академических знаний, успешной адаптации в окружающей действительности и дальнейшей социализации учащихся. Включает в себя 12 занятий длительностью 40 минут каждое.

21 занятие

«Построй маршрут»

Формирование умения отображать заданный маршрут в письменной речи с учетом временных промежутков

40 минут


Продолжение таблицы 2.1

Упражнение «Расскажи, про свой маршрут»

Актуализация представлений о пространстве и времени в рамках заданного маршрута (внутри школы/за пределами школы)

22 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

23 занятие

«Графические диктанты»

Развития навыка выполнения заданий, касающихся ориентации в пространстве  листа с опорой на приобретенные навыки

40 минут

Упражнение

«Графические диктанты»

Формирование умения ориентации в пространстве листа по устной инструкции

Упражнение «Графические диктанты на время»

Формирование умения ориентации в пространстве листа по устной инструкции на время

24 занятие

«Дополняем альбом наблюдений»

Актуализация представлений о пространстве и времени

40 минут

Упражнение «Составляем рассказы по рисункам»

Закрепление умения отображать в рисунках результаты наблюдения, а также описывать пространственные отношения объектов наблюдения

25 занятие

«Дополняем альбом наблюдений»

Актуализация представлений о пространстве и времени

40 минут

Упражнение «Фотография моего класса»

Развитие умения описывать знакомые помещения, в зависимости от времени года/суток с учетом пространственных отношений


Продолжение таблицы 2.1

26 занятие

«Ориентация в заданном пространстве и времени»

Закрепление умения ориентироваться в заданном пространстве и времени

40 минут

Упражнение «Юные путешественники»

Закрепление умения ориентироваться в заданном пространстве и времени

27 занятие

«Ориентация в схеме тела и времени»

Закрепление способности ориентироваться в схеме собственного тела с учетом заданного времени

40 минут

Упражнение «Путаница»

Закрепление навыка ориентации в схеме собственного тела и во временных промежутках

Упражнение «Рисуем отражения»

Закрепление навыка ориентации в схеме собственного тела и схеме тела напротив стоящего человека

28 занятие

«Я в пространстве и времени»

Формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

40 минут

Упражнение «Наблюдаю за временем и пространством»

Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем (территория школы/класса)

29 занятие

«Я в пространстве и времени»

Формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

40 минут

Упражнение «Наблюдаю за временем и пространством»

Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем

(пришкольная территория)

30 занятие

«Я в пространстве и времени»

Формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

40 минут


Продолжение таблицы 2.1

Упражнение «Наблюдаю за временем и пространством»

Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем (жилые помещения)

31 занятие

«Я в пространстве и времени»

Формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

40 минут

Упражнение «Наблюдаю за временем и пространством»

Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем (иные значимые в образовательном процессе территории)

32 занятие

«Заполняем альбом наблюдений»

Формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения

40 минут

Заключительное занятие

Актуализация полученных знаний, подведение итогов. Презентация альбомов наблюдений

40 минут

Содержание  коррекционной программы «Учусь ориентироваться наблюдая»

Вводное занятие

Цель: знакомство с учениками, постановка обсуждение целей предстоящих занятий,  особенностей реализуемой коррекционной программы, определение оптимального темпа проведения коррекционной программы.

Занятие 1 «Пространство класса»        

Цель: знакомство с окружающим пространством, развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах класса).

Ход занятия:

1. Приветствие, установление контакта с обучающимися.

2. Упражнение «Посмотри, что вокруг»

Цель: коррекция умения описывать окружающее пространство, определять местоположение заданных объектов и себя в нем

Задачи:

1. Корректировать способность ориентироваться в окружающем пространстве.

2. Развить умение отражать собственное положение и положение заданных объектов в устной речи.

Содержание: ребёнку предлагается (в случае затруднений с помощью вербальных подсказок) описать пространство школьного кабинета, в котором проводится занятия. Задача ребёнка – использовать в процессе выполнения упражнения такие «пространственные» предлоги как: слева- справа – впереди – сзади – над – под и т.п.

3. Упражнение «Расскажи, что вокруг»

Цель: развитие умения составлять и/или записывать связный рассказ об особенностях пространственной организации окружающей обстановки при помощи использования предлогов (слов), отражающих пространственное расположение объектов.

Задачи:

1. Развивать способность верного определения положения предметов в пространстве.

2. Развивать умения использования предлогов (слов), отражающих пространственное расположение объектов в письменной речи.

3. Развитие умения отражать в письменной (и устной) речи особенности организации пространственной обстановки.

Содержание: ребенку предлагается в письменной форме описать пространство школьного кабинета, в котором проводится занятия. Задача ребёнка – использовать в процессе выполнения упражнения такие «пространственные» предлоги как: слева- справа – впереди – сзади – над – под и т.п.

4. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 2 «Пространство школы»

Цель: знакомство с окружающим пространством, развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах школы).

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Фотографы»

Цель: развитие умения определять местоположение заданных объектов в знакомых помещениях   по изображению

Задачи:

1. Развитие умения наблюдать за окружающей обстановкой и особенностями организации учебного пространства; определять местоположение заданных объектов по изображению.

2. Развитие представлений об изменяющемся характере пространственной организации схожих помещений (объектов).

3. Развитие умения устанавливать различия, описывать данные различия по предложенной инструкции.

Содержание:  ребенку предлагается найти заданные объекты на изображенных школьных помещениях, а также отличия в пространственном расположении схожих объектов (двери, окна, расстановка парт и т.п.) на фото изображениях различных помещений школы (учебные классы, актовый зал школы, учебные рекреации и т.д.) и, установив данные отличия, описать их с использованием пространственных предлогов (слов).

3. Упражнение «Наблюдаю за маршрутом»

Цель: Коррекция умения правильно простраивать и изображать маршрут, озвучивать порядок передвижения.

Задачи:

1. Корректировать способность выделять (посредством специально организованного наблюдения в реально заданных условиях)   существенные признаки и ориентиры для свободного перемещения в пространстве школы.

2. Корректировать умение анализировать результаты наблюдения и  отображать  их в письменном и устном виде.

Содержание: посредством специально организованного наблюдения, в рамках пришкольных территорий, школьникам предлагается найти существенные ориентиры для простраивания маршрута внутри образовательной организации, а затем отобразить его в письменной и устной формах.

4. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 3 «Пространство улицы»

Цель: развитие и коррекция способности наблюдать за окружающим пространством (за пределами школы), находить необходимые ориентиры для передвижения в нём.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Обрати внимание!»

Цель: формирование способности находить и запоминать расположение значимых ориентиров для простаивания маршрута (в пределах пришкольных территорий).

Задачи:

1. Корректировать способность выделять (посредством специально организованного наблюдения в реально заданных условиях)   существенные признаки и ориентиры для свободного перемещения в пространстве за пределами школы.

2. Корректировать умение анализировать результаты наблюдения и  отображать  их в письменном и устном виде.

Содержание: посредством специально организованного наблюдения, в рамках пришкольных территорий, школьникам предлагается найти существенные ориентиры для простраивания маршрута за пределами образовательной организации, а затем отобразить его в письменной и устной формах.

3. Упражнение «Добираемся в школу!»

Цель: развитие способности строить маршрут в школу, опираясь на знакомые ориентиры.

Задачи:

1. Корректировать умение простраивать маршрут в заданных условиях опираясь на результаты специально организованного наблюдения.

2.  Развивать умение анализировать результаты наблюдения и  отображать  их в письменном и устном виде при помощи использования пространственных предлогов (слов).

Содержание: младшим школьникам предлагается построить маршрут к школе (с пришкольных  и близлежайших к школе территорий), опираясь на полученные раннее результаты наблюдения за значимыми пространственными ориентирами.

4. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 4 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления (особое внимание уделяется правильному использованию в речи ученика изученных понятий, отражающих особенности организации пространства).

3. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 5 «Пространство моего дома»

Цель: развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах собственной квартиры и близлежащих территорий), находить необходимые ориентиры для передвижения в нём.

1. Приветствие, актуализация знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Рисунок моего дома»

Цель: коррекция умения правильно располагать в пространстве и описывать в устной речи объекты собственного жилья  (пространственное расположение комнат и объектов в них, закрепление умения правильно называть комнаты дома)

Задачи:

1. Коррекция представлений о характерных отличиях жилых помещений квартиры.

2. Коррекция умения правильно располагать (на изображении) и описывать значимые объекты собственного жилья.

3. Коррекция правильно отображать особенности пространственной организации в письменных (творческих) работах, а также в устной форме.

4. Развитие умения простраивать и озвучивать маршрут в рамках жилого помещения, опираясь на результаты собственного наблюдения.

Содержание: ребенку предлагается изобразить собственный дом (квартиру), при этом уделив особое внимание пространственной организации тех или иных помещений, описать особенности данной организации в устной и/или письменной формах.

3. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 6 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления (особое внимание уделяется правильному использованию в речи ученика изученных понятий, отражающих особенности организации пространства).

Занятие 7 «Лабиринты»

 Цель: коррекция способности правильно передвигаться в заданном пространстве.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация полученных раннее знаний.

2. Упражнение «Путешествие в лабиринтах»        

Цель: развитие умения правильно простраивать маршрут по устной инструкции.

Задачи:

1. Развивать способность воспринимать инструкцию на слух и действовать согласно ей.

2. Развитие умения ориентироваться в заданном пространстве по устной инструкции.

Содержание: младшему школьнику предлагается передвигаться в пространстве, заданном границами лабиринта по инструкции учителя.

3. Упражнение «Помогаем друг другу»

Цель: развитие умения правильно простраивать маршрут по устной инструкции, а также составлять инструкцию для передвижения других учеников.

1. Развивать способность воспринимать инструкцию на слух и действовать согласно ей.

2. Развитие умения ориентироваться в заданном пространстве по устной инструкции.

3. Коррекция умения верно простраивать маршрут в заданном пространстве в устной форме.

Содержание: младшему школьнику предлагается дать устную инструкцию одноклассникам для передвижения в пространстве, заданном границами лабиринта по инструкции.

4. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 8 «Пространство нашего парка»

Цель: развитие способности наблюдать за окружающим пространством (в пределах пришкольных территорий), находить необходимые ориентиры для передвижения в нём.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация ранее полученных знаний

2. Упражнение «Юные наблюдатели в парке»

Цель: развитие умения наблюдать и отражать в речи особенности расположения объектов в парке относительно собственного положения в пространстве и положения предметов окружающего мира

Задачи:

1. Корректировать умение наблюдать за заданными объектами и определять их местоположение в пространстве.

2. Корректировать умение отражать в речи (устной и письменной) местоположение объектов относительного собственного положения в пространстве, а также положения в пространстве других объектов.

Содержание: детям предлагается в условиях специально организованного наблюдения отразить особенности пространственного расположения предметов и объектов в пришкольном парке и отразить их в речи и продуктивной деятельности.

3. Упражнение «Рисуем схемы увиденного»

Цель: формирование умения схематично изображать пространственные отношения наблюдаемых объектов.

Задачи:

1. Формирование способности использовать условные знаки и обозначения при построении условной схемы изучаемого пространства.

2. Формирование умения отражать в схематичном виде особенности пространственной организации объектов специально организованного наблюдения.

3. Формирование умения читать простейшие схемы

Содержание: школьникам предлагается схематично изобразить пространство пришкольного парка, используя предложенные условные обозначения, а затем составить рассказ по собственной схеме о заданном пространстве.

4. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 9 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления (особое внимание уделяется правильному использованию в речи ученика изученных понятий, отражающих особенности организации пространства).

Занятие 10 «Завершаем раздел «Наблюдаю за пространством»»

Цель: закрепление и обобщение  полученных знаний.

Задачи:

1. Развитие умения анализировать и обобщать полученные знания

2. Коррекция способности отражать и оценивать результаты собственной деятельности.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний

2.  Каждому ребенку предлагается  представить результаты специально организованного наблюдения  в виде короткого выступления (особое внимание уделяется правильному использованию в речи ученика изученных понятий, отражающих особенности организации пространства).

3. После окончания занятий по каждому блоку коррекционной программы, ученики проходят короткий опрос (в доступной форме) для определения уровня усвоения знаний.

Занятие 11 «Времена года. Последовательность, признаки»

Цель: актуализация и коррекция общих представлений о временах года и их признаках.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Продолжи предложения»

Цель: актуализация и закрепление знаний об основных признаках времен года и их последовательности

Задачи:

1. Актуализация и коррекция представлений о временах года

2. Актуализация и коррекция представлений о последовательности времен года.

3. Развитие умения  выделять и отражать основные признаки времен года в устной речи.

Содержание: ребенку предлагается продолжить высказывания о временах года и их признаках. Например: вслед за зимой приходит….; осенью птицы…; весной на деревьях…; летом можно загорать, потому что… и т.п.

3. Упражнение «Кто что делает?»

Цель: развитие умения соотносить деятельность людей с временем года, расширение словарного запаса

Задачи:

1. Коррекция представлений об основных видах деятельности людей в каждое из времен года

2. Развитие способности соотносить деятельность людей с сезоном

3. Повышение уровня общих представлений об окружающей действительности

Содержание: ребенку предлагается, используя изображения, соотнести деятельность людей с конкретным временем года. Затем составить связный рассказ о деятельности людей.

4. Упражнение «12 месяцев»

Цель: коррекция представлений о месяцах и их принадлежности к конкретному времени года.

Задачи:

1. Коррекция представлений о месяцах года, их последовательности и количестве.

2. Коррекция представлений о принадлежности каждого месяца к конкретному времени года.

3. Развитие навыков классификации и обобщения

Содержание: ребенку предлагаются карточки с названиями времен года и месяцев. Его задача – соотнести каждый месяц со временем года. После закрепления данного материала рекомендуется перейти из наглядной формы работы к выполнению того же задания в устной форме.

5. Повторение пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 12 «Наблюдаем за осадками»

Цель: коррекция представлений об изменениях в природной среде в зависимости от времени года (в условиях организованного наблюдения).

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Какие бывают листья?»

Цель: формирование умения фиксировать природные различия сезонов года в зависимости от осадков и отражать увиденное в устной и письменной речи

Задачи:

1. Коррекция представлений о существовании природных различий как признака того или иного времени года.

2. Развитие умения фиксировать в процессе специально организованного наблюдения смену сезонов года и их основных природных признаках.

Содержание: ребенку предлагается в ходе организованного наблюдения за признаками времен года (осень-зима-лето) отобразить  и описать (посредством практической деятельности) основные природные изменения.

3. Закрепление пройденного, завершение занятия.

Занятие 13 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления.

Занятие 14 «Наблюдаем за временами года»

Цель: коррекция представлений об изменениях в природной среде в зависимости от времени года (в условиях организованного наблюдения).

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация полученных раннее знаний.

2. Упражнение «Исследуй и расскажи»

Цель: коррекция умения выделять и  отображать основные признаки времён года и месяцев и актуализировать полученные знания в практической и учебной деятельности.

Задачи:

1. Коррекция представлений о существовании природных различий как признака того или иного времени года.

2. Развитие умения фиксировать в процессе специально организованного наблюдения смену сезонов года и их основных природных признаках.

3. Коррекция умения выделять существенные признаки наблюдаемых объектов.

Содержание: в ходе специально организованного наблюдения младшему школьнику предлагается выделить существенные признаки (4-6) каждого времени года (заданного месяца) и составить связный устный (письменный) рассказ по результатам наблюдения.

3. Упражнение «Аналогии»

Цель: коррекция умения простраивать простые и сложные аналогии, закрепление знаний об основных признаках времен года.

Задачи:

1. Коррекция мыслительных операций.

2. Закрепление знаний об основных признаках времен года

3. Повышение уровня общей осведомленности

Содержание: ребенку предлагается простроить аналогии (например: дождь- осень; снег- …; весна – ручьи, лето - …).

4. Закрепление пройденного, завершение занятия.

Занятие 15 «Наблюдаю за временем»

Цель: коррекция представлений о частях суток, их последовательности и признаках, днях недели и их последовательности.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация полученных знаний

2. Упражнение «Волшебный календарь»

Цель: закрепление представлений о днях недели, их последовательности.

Задачи:

1. Коррекция представлений о недели как мере времени

2. Коррекция представлений о днях недели, их последовательности и отличиях.

3. Повышение уровня общей осведомленности.

Содержание: ребенку предлагается в ходе специально организованного наблюдения установить характерные признаки/ отличия дней недели (организация свободного времени, организация учебного времени) и представить результаты работы в практическом плане (рисунок, написанный рассказ, поделка и т.п.)

3. Упражнение «Что такое сутки?»

Цель: коррекция представлений о понятии «сутки», об особенностях частей суток.

Задачи:

1. Актуализация понятия «сутки», коррекция представлений о сутках как о мере времени.

2. Коррекция представлений о частях суток, их последовательности, признаках.

Содержание: ребенку предлагается установить верную последовательность частей суток, а затем используя вербальные подсказки описать свою деятельность/ деятельность людей в каждое конкретное время суток.

4. Повторение пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 16 «Сутки. Название частей суток, последовательность, признаки».

Цель: коррекция представлений об основных признаках частей суток, их отличиях друг от друга.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Когда это бывает?» 

Цель: коррекция представлений об основных признаках частей суток, их отличиях друг от друга.

Задачи:

1. Актуализация понятия «сутки», коррекция представлений о сутках как о мере времени.

2. Коррекция и углубление знаний о частях суток, их последовательности, признаках.

Содержание: ребенку предлагается установить верную последовательность частей суток, а затем самостоятельно описать свою деятельность/ деятельность людей в каждое конкретное время суток.

3. Упражнение «Придумай историю»

Цель: коррекция умения отражать в устной и письменной речи основные признаки частей суток, верно выстраивать последовательность времен суток.

Задачи:

1. Коррекция и углубление знаний о частях суток, их последовательности, признаках.

2. Развитие умения отражать изученный материал в связной устной и письменной речи.

Содержание: ребенку предлагается составить письменный (устный) рассказ о собственной деятельности в течении суток на основе усвоенного ранее материала.

4. Повторение пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 17 «Наблюдаю за неделей»

Цель: коррекция представлений о днях недели, их последовательности, и существенных признаках отличия (рабочие и выходные дни).

Ход занятия

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Упражнение «Распорядок недели»

Цель: развитие умения устанавливать и находить отличия дней недели в зависимости от учебной деятельности, а также способности выделять и описывать основные события каждого дня недели.

1. Коррекция и развитие представлений о недели как мере времени

2. Закрепление представлений о днях недели, их последовательности и отличиях.

3. Повышение уровня общей осведомленности.

Содержание: ребенку предлагается в ходе специально организованного наблюдения  продолжить находить характерные признаки/ отличия дней недели (организация свободного времени, организация учебного времени) и представить результаты работы в практическом плане (рисунок, написанный рассказ, поделка и т.п.)

3. Упражнение «Домино»

Цель: коррекция представлений о последовательности дней недели.

Задачи:

1. Актуализация знаний о недели и ее признаках.

2. Автоматизация полученных раннее знаний

3. Развитие навыка соотнесения

Содержание: ребенку предлагается работа с элементами домино. в ходе которой помимо выполнения основных правил игры перед учащимся ставится задача называть день недели, которому соответствует изображение на элементе домино.

4. Повторение и закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 18 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления.

Занятие 19 «Знакомство с часами. Определение времени по часам».

Цель: формирование умения определять время по механическим и электронным часам и оперировать им в условиях реальной жизни.

Ход занятия

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Какими бывают часы?»

Цель: Формирование представлений о видах часов, о соотношении времени на различных часах, о едином течении времени.

Задачи:

1. Коррекция представлений о назначении часов, их видах

2. Формирование представлений о едином течении времени, о соответствии времени на различных видах часов

Содержание: в ходе специально организованного наблюдения ребенку предлагается посетить различные кабинеты образовательной организации, организацию дополнительного образования и сделать вывод о том какие виды часов встречаются в повседневной жизни и чем они отличаются друг от друга.

3. Упражнение «Наблюдаем за часами»

Цель: формирование представлений о часах, о названии стрелок, о правилах называния времени. Развитие умения изображать заданное время, правильно располагать стрелки на часах

Задачи:

1. Коррекция представлений о функциях часов.

2. Развитие умения верно определять время по различным видам часов (электронные, механические, песочные).

Содержание: на основе результатов ранее проведенного наблюдения обучающиеся должны назвать время на каждом виде часов, который они изучили, изобразить циферблат, указав на нем данное время, а затем представить его в письменном виде. Необходимо также сделать вывод о том, что время на всех видах часов течет по единым временным законам.

3.  Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 20 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления.

Занятие 21 «Построй маршрут»

Цель: формирование умения отображать заданный маршрут в письменной речи с учетом временных промежутков.

Ход занятия

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Упражнение «Расскажи про свой маршрут»

Цель: актуализация представлений о пространстве и времени в рамках заданного маршрута (внутри школы/за пределами школы).

Задачи:

1. Коррекция представлений о взаимосвязи пространства и времени

2. Развитие умения учитывать временной фактор при простраивании маршрута.

3. Развитие представлений об изменяющемся характере пространства и времени.

Содержание: в ходе специально организованного наблюдения ученикам предлагается построить маршрут  передвижения в знакомом пространстве в виде схемы ( дорога от дома к школе и наоборот; дорога от школы к организации дополнительного образования; от класса к классу), при этом выбрав тот маршрут, на который будет затрачено как можно меньше времени.

4. Закрепление пройденного материала, завершение занятия.

Занятие 22 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления.

Занятие 23 «Графические диктанты»

Цель: развитие навыка выполнения заданий, касающихся ориентации в пространстве  листа с опорой на приобретенные навыки.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Графические диктанты»

Цель:

Задачи:

1. Коррекция ориентировки в пространстве листа.

2. Развитие ориентировки в пространстве листа по устной (или письменной) инструкции

3. Закрепление понятий, связанных с ориентировкой в пространстве.

Содержание: ребенку предлагается написать графический диктант по устной и (или) письменной инструкции.

3. Упражнение «Графические диктанты на время»

Цель: Формирование умения ориентации в пространстве листа по устной инструкции на время.

Задачи:

1. Коррекция ориентировки в пространстве листа.

2. Развитие ориентировки в пространстве листа по устной (или письменной) инструкции на время.

3. Закрепление понятий, связанных с ориентировкой в пространстве.

Содержание: ребенку предлагается написать графический диктант по устной и (или) письменной инструкции.

4. Закрепление пройденного материла, завершение занятия.

Занятие 24 «Дополняем альбом наблюдений»

Цель: актуализация представлений о пространстве и времени.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Составляем рассказы по рисункам»

Задачи:

1. Актуализация ранее приобретенных знаний о пространстве и времени.

2. Закрепление пространственных и временных понятий.

3. Развитие устной и письменной речи.

Содержание: ребенку предлагается  (без вербальных, визуальных подсказок) составить устные и письменные рассказы по собственным  рисункам, созданным в ходе организованного наблюдения.

3. Оценка результатов собственной деятельности, завершение занятия.

Занятие 25 «Дополняем альбом наблюдений»

Цель: актуализация представлений о пространстве и времени.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация раннее приобретенных знаний.

2. Упражнение «Фотография моего класса»

Цель: развитие умения описывать знакомые помещения, в зависимости от времени года/суток с учетом пространственных отношений.

Задачи:

1. Закрепление представлений о временах года, их последовательности.

2. Закрепления представлений о сутках, частях суток, их последовательности.

3. Развитие умения определять местоположение объектов в пространстве.

Содержание: ученикам предлагается сделать фото своей классной комнаты в разное время суток (утро, день, вечер) и в различные времена года. Затем каждый из учеников, с помощью усвоенных понятий описывает особенности и те изменения, которые происходят в классной комнате в различное время суток и время года. Особое внимание уделяется верному описанию пространственной организации кабинетов и их изменениям с течением времени.

3. Оценка результатов деятельности, завершение занятия.

Занятие 26 «Ориентация в заданном пространстве и времени»

Цель: закрепление умения ориентироваться в заданном пространстве и времени.

Ход занятия:

1.Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Юные путешественники»

Цель: закрепление умения ориентироваться в заданном пространстве и времени.

Задачи:

1. Развитие умения простраивать маршрут в заданном пространстве.

2. Развитие умения ориентироваться во времени.

Содержание: основываясь на результатах раннее прошедших наблюдений, ученикам предлагается простроить маршрут (в пределах образовательной организации и за ее пределами), для того, чтобы добраться до заданной точки. Основная задача ученика - построить маршрут (и пройти его самостоятельно), на который затрачивается как можно меньше времени.

3. Оценка результатов деятельности, завершение занятия.

Занятие 27 «Ориентация в схеме тела и времени»

Цель: закрепление способности ориентироваться в схеме собственного тела с учетом заданного времени.

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение «Путаница»

Цель: закрепление навыка ориентации в схеме собственного тела и во временных промежутках.

Задачи:

1.  Закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела.

2.  Развитие навыка свободного оперирования понятиями «над-под», «слева-справа», «выше-ниже» и т.д.

Содержание: ребенку предлагается за отведенное время выполнять инструкции преподавателя по ориентированию в пространстве (правый локоть взять в левую руку, положить левую руку под правую, кидать первый мячик правой рукой, а второй пинать правой ногой и т.д.)

3. Упражнение «Рисуем отражение»

Цель: закрепление навыка ориентации в схеме собственного тела и схеме тела напротив стоящего человека.

Задачи:

1. Закрепление навыка ориентировки в схеме тела напротив стоящего человека.

2.  Развитие навыка свободного оперирования понятиями «над-под», «слева-справа», «выше-ниже» и т.д.

Содержание: дети работают в парах. Их задача зеркально отразить движения напарника и сделать это быстрее, чем все остальные участники упражнения.

4. Закрепление пройденного, завершение занятия.

Занятие 28 «Я в пространстве и времени»

Цель: формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение « Наблюдаю за временем и пространством»

Цель: Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем (территория школы/класса).

Содержание занятия: на данном занятии ребенку предлагается дополнить соответствующий раздел в альбоме наблюдений той информацией, которая кажется ему значимой (с учетом вновь изученного материала).

3. Оценка результатов деятельности, завершение занятия.

Занятие 29 «Я в пространстве и времени»

Цель: формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение « Наблюдаю за временем и пространством»

Цель: Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем (пришкольная территория).

Содержание занятия: на данном занятии ребенку предлагается дополнить соответствующий раздел в альбоме наблюдений той информацией, которая кажется ему значимой (с учетом вновь изученного материала).

3. Оценка результатов деятельности, завершение занятия.

Занятие 31 «Я в пространстве и времени»

Цель: формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение « Наблюдаю за временем и пространством»

Цель: Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем (жилые помещения).

Содержание занятия: на данном занятии ребенку предлагается дополнить соответствующий раздел в альбоме наблюдений той информацией, которая кажется ему значимой (с учетом вновь изученного материала).

3. Оценка результатов деятельности, завершение занятия.

Занятие 30 «Я в пространстве и времени»

Цель: формирование умения учитывать пространство и время при работе с различными видами информации

Ход занятия:

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Упражнение « Наблюдаю за временем и пространством»

Цель: Развитие умения фиксировать изменения в пространстве в зависимости от времени и ориентироваться в нем (иные значимые в образовательном процессе объекты и территории).

Содержание занятия: на данном занятии ребенку предлагается дополнить соответствующий раздел в альбоме наблюдений той информацией, которая кажется ему значимой (с учетом вновь изученного материала).

3. Оценка результатов деятельности, завершение занятия.

Занятие 32 «Заполняем альбом наблюдений»

1. Приветствие, актуализация полученных ранее знаний.

Ход занятия:

2. Упражнение «Заполняем альбом наблюдений»

Цель: формирование умения отображать результаты наблюдения в устном и письменном виде, выделять главное при работе с результатами наблюдения.

Задачи:

1. Корректировать умение обобщать полученные ранее знания, выделять главное.

2. Формировать умение отображать результаты наблюдения в заданной форме (рисунки, рассказы) в устном и письменном виде.

Содержание: ребенку предлагается отобразить результаты специально организованного наблюдения посредством заполнения альбома наблюдений. После чего каждому ученику предлагается представить собственную работу в виде короткого выступления.

Заключительное занятие

Цель: Актуализация полученных знаний, подведение итогов. Презентация альбомов наблюдений.

Задачи:

1. Обобщение полученных знаний

2. Выявление общего уровня развития изучаемых представлений у детей после проведения коррекционной программы

3. Развитие навыка самостоятельной подготовки к полноценному выступлению перед группой сверстников.

Ход занятия:

1. Приветствие, вступительное слово учителя

2. Презентация «Альбомов наблюдений»

Содержание: на  данном занятии каждый ученик представляет окончательный вариант своего «Альбома наблюдений». Важно уделить внимание саморефлексии ученика (чему научился, что было интересно, что понравилось меньше и т.д.)

3. Заключительное слово учителя, завершение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет

Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет,очень интерессный сценарий для ребят,наши дети с удовольствием учавствовали в этом мероприятии....

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Психолого-педагогическая технология в работе с аутичными детьми в младшем школьном возрасте

Представляю свой опыт работы с аутичным ребенком, форма обучения – индивидуальная, младший школьный возраст. Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутично...

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...