Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте
статья

Васильева Юлия Николаевна

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан исторический аспект проблемы умения работать с информацией; определены средства формирования умения работать с информацией в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

Psychological and pedagogical bases of the problem of the ability to work with information in primary school age

Васильева Ю. Н.

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общее

образовательное учреждение начальная

школа-детский сад № 682 Приморского района Санкт-Петербурга

Россия, Санкт-Петербург

e-mail: ulybka682@yandex.ru

Vasilieva Y. N.

primary school teacher

State budget General

educational institution primary

school-kindergarten # 682 of the Primorsky district of Saint Petersburg

Russia, Saint Petersburg

e-mail: ulybka682@yandex.ru

Аннотация.

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан исторический аспект проблемы умения работать с информацией; определены средства формирования умения работать с информацией в начальной школе.

Annotation.

The article presents the results of theoretical studies bases of formation of skills to work with information: disclosed: psychological problems the ability to work with information; describes the historical aspect of the problem the ability to work with information; define the means of formation of skills to work with information in elementary school.

Ключевые слова: информация, научное сообщение, начальная школа, информационные умения, информационная грамотность.

Key words: information, scientific communication, primary school, information skills, information literacy.

Одним из метапредметных результатов в начальной школе, согласно ФГОС 2 поколения, является использование разных способов поиска информации в соответствии с поставленными задачами. На ступени начального общего образования формируются познавательные интересы и мотивы, закладываются нормы морали и духовные ориентиры. У ребенка новый социальный статус - статус ученика, его деятельность становится более организованной и продуманной. Составление докладов и научных сообщений позволяет ребенку научиться работать с информацией (анализировать, искать нужные факты, разрабатывать и т.д.). Научные сообщения позволяют формировать представление о мире.

Данный вид работы применительно к младшим школьникам стал изучаться совсем недавно. Самое яркое его проявление в УМК «Перспективная начальная школа» в учебниках русского языка и окружающего мира. В этих УМК отображено обучение детей написанию научных сообщений. Учителя начальных классов должны содействовать формированию у младших школьников умения изъясняться на языке науки потому, что научный язык для детей – средство познания мира и средство его активизации в учебной деятельности. Именно научный язык способствует овладению начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) и освоении доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.). Наблюдения практики показывают, что составление научных сообщений часто предлагается учителями как средство представления домашнего задания при изучении какого-либо предмета.

Однако, данные опроса учеников показывают, что они испытывают серьёзные затруднения при работе с информацией и подготовке научных сообщений. Данные анкетирования учителей начальных классов позволили установить причину затруднений: учителя не владеют приёмами обучения детей составлению научных сообщений, кроме этого, в содержании предметов начальной школы нет системы заданий, направленной на обучение младших школьников составлению научных сообщений, которой могли бы пользоваться учителя начальных классов при подготовке детей к выполнению такого типа задания. Выявленная проблема послужила основанием выбора темы исследования.

Проблема формирования умения работать с информацией в последние годы актуальна среди многих ученых-методистов, которые выделяют это умение как одно из важных. Первое место, как правило, занимает учебно-научный текст, который присутствует в учебниках по всем предметам. Такие тексты несут в себе информационную составляющую, а учебники позволяют сформировать умения по работе с учебно-научными текстами. Благодаря достижениям науки человек сталкивается с информацией уже в раннем возрасте.

М.М. Бахтин (1895-1975) философ, считал, что феномен чтения и взаимодействие через другого является условием самопознания младшего школьника и его самосозидания. И.Я. Лернер (1917-1996), учёный и педагог, отмечал, что только учебно-научный текст способен быть моделью и сценарием процесса научного познания. Работа с учебно-научным текстом позволяет ученику учиться и совершенствовать навыки в исследовательской деятельности. 70-90 годы ХХ века – период активной разработки программ и классификаций общеучебных умений и навыков. Ю.К. Бабанский (1927-1987) академик и педагог, выделял 3 группы умений, среди которых были учебно-информационные умения. В 1980 году по инициативе Министерства просвещения СССР в ряде школ Москвы был принят проект Н.А. Лошкарёвой «Экспериментальная программа развития и умения навыков учебного труда школьников (1-10 классы)». В 1996 году опубликована книга «Общеучебные умения: очарование очевидного» авторами-учеными Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым. Представлено разделение умений на начальную школу и среднюю. Как следствие, в старших классах эти умения должны дальше развиваться.

Познавательная деятельность является результатом получения информации и её преобразования. Разработка новых программ позволила ориентировать учебники на формирование умений работать с информацией, а это в первую очередь её осмысление и поиск. Примером может служить образовательная система «Школа 2100». Опыт школ доказывает, что необходимо развивать умения работать с информацией, искать методы и средства решения данной проблемы. В начальной школе значимость развития таких умений высока, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент знаний, умений и навыков, с которыми ученик обучается дальше в средней школе, в старших классах.

А.Г. Асмолов считает, что отсутствие у школьников умений работать с источниками информации является предпосылкой возникновения проблем в учебнопознавательной деятельности, а также в развитии других видов деятельности – исследовательской и проектной [2]. Таким образом, отечественные ученые в конце ХХ века пытались определить содержание общеучебных умений, классифицировать их по разным признакам. Внимание было уделено и информационным умениям. Учет приоритета двух ступеней образования – начальной и средней школы (классификация Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщикова) обеспечил преемственность развития данного вида умений.

В примерных программах начального общего образования уделено большое внимание понятию «информационная грамотность». Под эти понятием понимается совокупность умений и навыков работы с информацией. Информационно грамотный человек способен найти нужную информацию, раскрыть интерпретацию найденным фактам, придумывать и развивать свои идеи и замыслы. В ходе этого формируется информационная культура личности. Учитель должен обладать соответствующими информационными знаниями, умениями, навыками, чтобы заложить основы и продолжить их совершенствование. Таким образом, информационная культура не может быть сформирована без информационной грамотности ученика. На протяжении всей жизни эти понятия связаны и занимают определенное место в информационном мире. Поступательная и целенаправленная работа учителя позволит реализовать требования системы образования.

Информация стала одним из важных факторов развития личности, как умственного, так и творческого. Умение работать с информацией – одно из важных умений учащегося, позволяющее ему решать задачи, которые диктует образовательный процесс. В наши дни информация представлена в разных формах, ее много, поэтому важно научиться выделять главные факты, анализировать, проводить анализ, сравнение, уметь классифицировать понятия, делать обобщения и выводы, а также владеть другими приемами, позволяющими оперировать информацией. В младшем школьном возрасте ребенок «учится учиться». Этому способствует развитие универсальных учебных действий, в том числе и познавательных. Образовательные стандарты диктуют социальные запросы, включающие в себя всестороннее развитие учащихся. В начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Ребенок начинает мыслить понятиями. Особенностью головного мозга детей до 10- 12 лет является отсутствие ярко выраженной функциональной специализации полушарий. В это время закладываются основы логического мышления. Младший школьный возраст – этап становления интеллекта, совершенствования развития психических процессов, раскрытия потенциала учащихся. Высок уровень познавательного интереса. Все эти предпосылки благоприятно влияют на развитие умений работать с информацией. В традиционном обучении умение работать с информацией – изучение фактов из источника информации (учебник, словарь и другие), или знание от учителя. Эта информация была верной и бесспорной. В современном обучении другая ситуация [4].

Общество сегодня обладает высоким уровнем информированности, предъявляя к человеку требования, смысл которых в критической оценке, умении работать с разными источниками информации, выполнять различные операции с известными фактами, применять их на практике. Ученик должен уметь оценить предложенные ему факты, анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать и знать, как эти факты представлять и использовать в своей жизни. Умение работать с информацией у младшего школьника представлено в Федеральном государственном стандарте 2 поколения как одно из результатов к содержанию образования.

В метапредметных результатах освоения основной общеобразовательной программы (далее ООП) начального общего образования (НОО) федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО заявлено, что младший школьник умеет использовать «различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного процесса…» [3, с. 9].

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» воспитание и обучение рассматриваются как взаимосвязанные процессы. Документ развивает направления ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Одним из приоритетов является разнообразие форм включения в интеллектуально-познавательную деятельность ребенка. Необходимо создание условий, которые позволили бы использовать все информационные ресурсы, ориентированные на обучение и воспитание. А для этого нужно уметь работать с информационным пространством, пользоваться методами и технологиями, что необходимо не только учащимся, но и педагогическим работникам. Важно обеспечить достоверность информации в области науки, а также стимулировать познавательный интерес ребёнка, обеспечить доступность и привлекательность научного знания, развивать потенциал детей.

Таким образом, формирование умения работать с информацией необходимо младшему школьнику, в соответствии с запросами современного общества и движущегося в своем развитии образовательного прогресса. Ученик, обладающий умением работать с информацией, всегда будет способен эффективно взаимодействовать в информационном пространстве и владеть информационными ресурсами и приемами.

На сегодня важным качеством учащегося является не только получение новых знаний, умений и навыков, но и умение оперировать информацией, изучение способов ее получения и применение на практике. Знания содержатся в учебниках, справочниках, словарях, электронных ресурсах. Для развития умения работать с информацией важна деятельность ученика, в ходе деятельности раскрывается личность, проявляются индивидуальные особенности. Согласно требованиям ФГОС, выпускник начальной школы должен обладать первичными знаниями и умениями по работе с информацией в области всех предметов начального общего образования.

Рассмотрим такие средства формирования данного умения, как проблемная ситуация, интеллектуальный марафон, научное сообщение, проектная деятельность. Понятие «проблемная ситуация» является основным в теории проблемного обучения. По мнению Брызгаловой С.И., проблемная ситуация заключается в определенном психическом состоянии ученика, выполняющего какое-либо задание и осознающего противоречие в необходимости его выполнить и недостаточностью имеющихся знаний. Именно это противоречие дает потребность в открытии (освоении) нового знания. Проблемная ситуация отличается новым и необычным знанием, таким, которое для ребенка еще не известно [1]. Появляется познавательный интерес, активизируется мыслительный процесс, пробуждаются эмоции. Ученик находится в зоне поиска решения проблемы, для этого необходимо наблюдать, анализировать, сравнивать, строить предположения, подходить творчески. При постановке проблемной ситуации взаимодействие учителя и ученика свободное. Дети могут выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения или наоборот, согласиться с теми, кто считает также. Столкновение с непонятным фактом, который противоречит знанию или незнанию – обозначение столкновения с проблемной ситуацией. Учитель может создать проблемную ситуацию разными способами: задать вопрос, предложить задание, показать опыт. Далее, он управляет мыслительной деятельностью детей, помогая учащимся в разрешении проблемы. Проблемная ситуация на уроке должна быть продумана и создана таким образом, чтобы дети смогли с ней справиться. Нужен учёт тех знаний и умений, которые есть у ребят, внимание к индивидуальным и возрастным особенностям младшего школьника. В другом случае, ученики могут не увидеть противоречие, и как следствие, не смогут его разрешить. Проблемные ситуации могут использоваться на разных этапах любого урока. Учитель вместе с учениками находится в поиске решения проблемы, направляет их деятельность в нужном направлении, помогает и сотрудничает с ними. Проблемная ситуация позволяет крепче усвоить знания, содействует активизации деятельности младшего школьника, благоприятно влияет на психические процессы, формирует и развивает умения работать с информацией, а это формирует мышление. Интеллектуальный марафон способствует познавательному развитию учащихся. Проводя его в системе, можно решить следующие задачи:

- расширить познавательный интерес учеников;

- формировать положительное отношение к интеллектуальной деятельности;

- создавать условия для развития мышления;

- учить применять полученные знания на практике. Рассмотрим несколько заданий на примере связи с разными предметами.

Основной целью обучения, согласно ФГОС НОО, является формирование у младшего школьника универсальных учебных действий, в том числе и овладение разными способами поиска информации. В младшем школьном возрасте велика роль проектной деятельности, поскольку в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшей самостоятельности ученика в области исследований, его творческой деятельности. На страницах разных учебно-методических комплектов можно увидеть специальные страницы, посвященные проектам и планы работы с ними. Ученик должен знать не только теоретические факты, но и уметь использовать разные умения и способы работы с проектами. Проведение проектной деятельности с младшими школьниками требует времени и ресурсов, а также тщательной организации и планирования действий как учителя, так и учеников. Проект состоит из нескольких этапов: проблема, поиск информации, проектирование (планирование), продукт, презентация, портфолио. В процессе выполнения проекта формируются такие универсальные учебные действия, как личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Постепенное усложнение деятельности ученика позволяет погрузиться в тему исследования, изучить более глубоко. Проекты квалифицируются по разным признакам:

– по виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, ориентированные на практику;

– по предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты;

– по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой; по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Проект должен создавать условия для самостоятельности учащихся, иметь значимую проблему, решение которой можно использовать в теории и в практике. Данное средство по работе с информацией универсально, так как есть учебные проекты (предполагается работать на уроках, выполнять определенные действия), а есть и внеурочные проекты (главное – достижение не предметных результатов, а воспитание личности, расширение кругозора, усвоение знаний, которые могли не быть в школьной программе). И учебные, и внеурочные проекты требуют поиска источников информации, материалов, способов, как этот материал можно представить, организации и планирования деятельности. Здесь велика роль педагога, как он построит совместную работу в проекте. Необходимо дать советы младшим школьникам, где найти информацию, как ее обработать и структурировать. Для этого ученики используют умения работать с информацией, в другом случае, не умея этого делать, снижается познавательный интерес, появляется негативное отношение к такому виду деятельности и работу выполняют взрослые. Важно помнить, что исследовательская деятельность в начальной школе упрощена в силу несформированности исследовательских умений у детей. И это не значит, что всю работу должны делать учителя или родители. Учащимся необходимо создать условия для развития своих умений, знаний и навыков.

Список используемой литературы:

1. Ильинский, И. В., Медведь, А. П., Щербакова, Д. В. Институциональные факторы инвестирования в человеческий капитал РФ: вопросы внутренней политики и международного сотрудничества // Технология легкой промышленности. – 2015. - № 3. -С.66-70

2. Носова Н.В., Цатурян М.О. Связь познавательных и личностных УУД в младшем школьном возрасте //Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55– 9. – С. 343 – 349

3. Сутурина Е.Л., Сулейманова Ф.М.  Проблемное обучение в начальной школе //Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. – 2018. – С. 332–334

4. Францискевич И. Ю. Характеристика использования современных образовательных технологий // матер. X Международной конференции "Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен" г. Санкт-Петербург, 22-24 ноября 2018. – С.139-142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Проблемы развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Психологи, изучая познавательные процессы человека, полагают все же – и не без оснований – что они более или менее адекватно отражают действительно существующий мир....

Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.

Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается  положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности  хореографией...

Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста»....