Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.
статья (1, 2, 3 класс)

Чистихина Людмила Петровна

Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается  положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности  хореографией, на  детей младшего школьного возраста. Привлечение детей в студии и кружки дополнительного образования формирует комфортную среду для учащихся в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе  общеобразовательной школы.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связанно с ведением системы всеобщего обязательного неполного и полного среднего образования. Поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства нельзя считать окончательными и неизменными. Можно говорить о наиболее характерных чертах этого возраста [2].

      Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими людьми. На него легли обязанности не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ужесточение требований к ребёнку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчуждённости себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать её. Начинается  трудный период испытания ребенка, не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным, внимательным, но и необходимостью организации своего дня[1] .

      В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выгодский, только в недрах  коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребёнок-взрослый» и «ребёнок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи.

 Ребёнок в младшем школьном возрасте находится в большой эмоциональной зависимости от педагога. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а педагог именно такой  взрослый,  во многом определяет поведение ребёнка. Учитель становится фигурой, определяющей его психологическое состояние не только на занятиях, но и на общения с одноклассниками [1].

      Вовлечение детей младшего школьного возраста в кружки и секции дополнительного образования, играет огромную роль в адаптации  ребёнка к школьному процессу. В частности, занимаясь танцами, дети получают эмоциональную разгрузку, условие совместной деятельности в ансамбле создаёт благоприятную обстановку, для более близкого общения детей между собой, ребёнок не чувствует себя одиноким, он вовлечен в творческий процесс, в результате которого обязательно будет одобрение педагога, а самое главное родных и близких людей.

      В первый год обучения основная задача педагога увлечь детей, мотивировать и сохранить контингент обучающихся. Работая с детскими группами, необходимо понимать психологические особенности каждого возраста. Развития личности ребенка зависит от его успеваемости на занятии. Задача педагога быть внимательным, казалось бы, к незначительным успехам обучающегося, уметь вовремя похвалить и поддержать ребенка, мотивировать тем самым на дальнейшую работу. Ребёнок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию, именно благодаря этому он впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Особенно на первом году обучения важно, чтобы труд ребенка был оценен. Условия общеобразовательной школы достаточно благоприятные, для развития творческого потенциала детей. Учащиеся, занимающиеся в творческих  коллективах, с первого же года обучения могут активно принимают участия во всех школьных мероприятиях таких как: «День первоклассника», «День старшего поколения», «День учителя» и т.д..

Важно, что бы ребёнок получал положительный эмоции, как от самого процесса обучения  танцам, так   от  результата своей деятельности и  деятельности всего коллектива, выступая с концертными номерами

       На втором году обучения ребенок полностью адаптировался к школе. Умеет понимать и принимать учебные цели и задачи, сотрудничать с учителем. Дети в этом возрасте умеют выражать свои мысли, желания и эмоции. Ребенок может проявлять волевые усилия, старается сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени, но он быстро устает.  Задача педагога рационально использовать   время на уроке, распределять его таким образом, чтобы необходимая нагрузка сочеталась с упражнениями на расслабления и играми.

      На третьем году обучения, ребенок уже осознанно относиться к занятиям, у него есть навыки и умения, которые он приобрел за предыдущие два года обучения. Он хорошо понимает цели и задачи, которые ставит перед ним педагог. В этом возрасте у ребенка присутствует острое желание быть успешным. Поэтому реализация своих способностей очень важна.  Выступления на конкурсах, фестивалях, концертах помогут повысить самооценку, воспитать уверенность в себе, научат работать в команде на достижение определенных результатов. Задача педагога, подготовка учащихся к выступлениям на сцене в достаточном объеме.

Знание педагогом дополнительного образования психологических особенностей детей каждой возрастной группы позволит наиболее грамотно и гуманно построить процесс обучения. Позволит обучать - вдохновляя, повышая самооценку своих воспитанников, развивая в них трудолюбие, организованность, творческий потенциал. Как правило, дети, занимающиеся в кружках и студиях дополнительного образования, успешнее учатся, они коммуникабельны и доброжелательны. Совместная работа педагогов дополнительного образования, педагогов–психологов и всего педагогического состава создает в школе особую  комфортную среду для детей.

Список литературы:

1. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений/В.С. Мухина- 11-е перераб. и доп. –М.: Академия, 2007.- 640с.

2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник- М.: Педагогическое общество России, 2003- 448с.

3. Обломова О. Концепции Выготского: Современная актуальность и актуальная современность. https://4brain.ru/blog/koncepcii-vygotskogo/

4. Безруких М.М Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) /, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер  http://coollib.net/b/251471/read


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Этот приём помогает осуществлять преемственность между  дошкольным  и младшим школьным образованием. Привл...

Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.

Эссе на тему:Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы....

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....

Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».

В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...