ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по чтению на тему

Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Этот приём помогает осуществлять преемственность между  дошкольным  и младшим школьным образованием. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для эмоциональных, словесных и физических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования  (1, с.38).

Литературное образование преследует цель формировать личность, готовую к перцептивной читательской и литературно-творческой деятельности, обладающую активным культурным полем. Следовательно, основным элементом содержания литературного образования должен быть опыт творческой деятельности, воплощающийся в восприятии художественного произведения, создании собственного текста, активном освоении культурного пространства. Однако опыт нельзя передать, его можно только приобрести в ходе самостоятельной деятельности, в процессе которой у учащихся вырабатываются определенные творческие умения, понимаемые как готовность к наиболее эффективному выполнению действий в соответствии с целями и условиями деятельности. Поэтому ведущим элементом содержания начального литературного образования является система умений (читательских, литературно-творческих, библиографических)

Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения. Положительное влияние на создание благоприятной речевой среды в школе может оказать внеклассная работа по развитию  как устной, так и письменной речи, где учащиеся могут совершенствовать свою речь. В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать. Давно замечено, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и друзья, с которыми общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется коллективное творчество, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи (2, с.4). Разработка общего плана работы, изучение материала, создание текста, создание визуального и звукового оформления, работа с техникой, исполнительская деятельность, организация работы отдельных групп и коллектива в целом, - всё это требует реализации максимального количества способностей всех участников процесса.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

В своей работе с детьми первого класса в группе продленного дня,  мы использовали литературные сказки.  Русская литературная сказка восприняла то, что было выработано традиционным фольклором (духовный опыт народа, идеалы и надежды, представления о мире и человеке, добре и зле, правде и справедливости - в совершенной, гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся форме), соединив нравственные ценности и художественные достижения народа с авторским талантом. Литературная сказка - один из самых распространённых жанров детской литературы. Она, с одной стороны, опирается на традиции народной сказки, а с другой стороны, несёт на себе отпечаток авторской индивидуальности. Соотношением этих двух начал и определяется жанровое своеобразие литературной сказки.

Сказка для ребенка является не просто фантазией, но и особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу.

Учащиеся младших классов имеют ограниченный круг жизненных и художественных впечатлений, язык их беден, их эмоциональный опыт недостаточен. Именно поэтому в начальных классах восприятие произведения   происходит чаще всего на уровне его сюжетно-событийной основы, с наивной верой в подлинность героев и происходящих с ним событий. Тем не менее, практика показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь на искреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих, «талантливых», по определению С.Я. Маршака, читателей. Конкретность мышления младших школьников, естественная потребность расширить свои впечатления об окружающей действительности дают возможность оживить в их воображении художественный мир произведения и этим способствовать обогащению новыми эстетическими и нравственными чувствами.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Сочетание этих видов деятельности реализуется на уроках литературного чтения.

Одним из методических («творческих»)  приёмов работы на уроке является приём инсценирования, который целесообразно применять при работе над литературными сказками – небольшими по объёму произведениями, сочетающими в себе события и впечатления. Данный приём  помогает детям более доступно получить необходимую информацию и  эмоциональный настрой.

Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Этот приём помогает осуществлять преемственность между  дошкольным  и младшим школьным образованием. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для эмоциональных, словесных и физических действий.

Для того чтобы проверить,  как инсценирование литературных сказок влияет  на формирование культурного поля младшего школьника,  мы провели констатирующий эксперимент, с целью выявить интересуются ли дети литературными сказками и хотели бы они принимать участие в инсценировании произведений данного жанра.

Эксперимент проходил в ГОУ НОШ № 300. В эксперименте участвовали два класса. 1 «В» экспериментальный класс, 1 «А» контрольный. В эксперименте принимали участие 40 детей 1-х классов.

Детям была предложена  анкета:

  1. Что такое литературная сказка?
  2. Любишь ли читать литературные сказки? Почему?
  3. Ты читаешь сказки сам или тебе их читает папа и мама? Как часто:

а) каждый день перед сном;

б) 1 раз в неделю;

в) только в выходной;

г) на каникулах;

  1. Какие сказки ты уже прочитал?
  2. Бывал ли ты в театре? Какие спектакли  смотрел?
  3. Что такое инсценирование?
  4. Нравится ли тебе самому инсценировать литературные произведения? Почему?
  5. Какую роль ты хотел бы сыграть? Почему?

Вопросы были направлены на: активизацию интереса к литературным сказкам, инсценированию, активизацию познавательных, процессуальных мотивов литературно-творческой деятельности, сферы читательских эмоций, активизацию творческого воображения.

Исходя из полученных данных, мы определили, что в экспериментальном классе 45% детей находятся на низком уровне (9 чел); 35% на среднем уровне (7 чел.); 20% на высоком уровне (4 чел).

В контрольном классе 40% детей на низком уровне (8 чел); 40% детей на среднем уровне (8чел); 20% на высоком уровне (4 чел).

Это позволило нам определить уровни восприятия литературных сказок.

Низкий уровень – детям читают сказки родители 1-2 раза в неделю, затрудняются дать определение литературной сказки и не проявляют интерес к исценированию произведений данного жанра. В перечисленных, детьми сказках, присутствуют русские народные сказки.

Средний уровень – дети с большим удовольствием читают сказки сами и вместе с родителями перед сном и в выходные. Перечисли более 10 литературных сказок, и хотели бы принимать участие в инсценирование литературных сказок.

Высокий уровень – дети отличают литературные сказки от русских народных, дают точное определение, что такое литературная сказка и инсценирование. Проявляют большой интерес к чтению сказок и к инсценированию их.

В процессе второго этапа родителям, желающим высказать в письменной форме своё мнение о том, как помочь их детям-младшим школьникам повысить культурное поле, было предложено заполнить «Анкету для родителей». Данное анкетирование проводилось для того, чтобы выявить отношение родителей к использованию приёма -инсценирования в работе с детьми на уроках литературного чтения. Инсценирование является дополнительным к стандартным приёмам обучения. При анкетировании не ставилось целью выяснение процентного соотношения.

Анкета для родителей

  1. Делится ли с Вами ребёнок впечатлениями о прочитанном произведении?
  2. Выскажите своё мнение о том, как Ваш ребёнок относится к театральной игре.
  3. Оказываете ли Вы посильную помощь при подготовке театрального костюма, декораций, реквизита?
  4.  Какое значение для Вашего ребёнка (в личностном плане и формировании его как читателя) имеет участие его в инсценировании литературных произведений.  

Результаты анкетирования показали, что все родители, которые в нём участвовали, очень положительно отнеслись к проведению с детьми такого вида работы, и выразили желание оказывать помощь в учебном процессе.

Работа над выбранной сказкой  С.Маршака “Кошкин дом» состояла из выразительного чтения текста и беседы. Готовя сказку к чтению вслух, ставим перед собой такие задачи: читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции, соблюдать логические ударения, психологические смысловые паузы, стараться заинтересовать слушателей чтением. Так как первичное чтение воздействует на детей сильнее последующих, и, кроме того, младшие школьники стремятся подражать в чтении учителю. Выбранную сказку читаем или рассказываем с установкой на последующее чтение по ролям или обыгрывание.

Следующий этап работы – это коллективное распределение ролей, и выразительное чтение сказки по ролям. При этом важно давать конкретные рекомендации учащимся: определить, сколько действующих лиц в сказке, прочитав свою роль про себя и подумать; каково эмоциональное состояние персонажа, каков его характер.

Четвертый этап работы над сказкой - разбор достоинств и недостатков; работаем над выразительностью речи. Учим детей, управлять: силой голоса, темпом речи, соответствующим персонажу; затем повторение этюда-импровизации, обыгрывание персонажей сказки.

В ходе работы  уточняем по сценарию намерения персонажей,  и отрабатываем чтение каждой роли. Задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей вживаться в свою роль; учить их интонацией, передавать настроение, чувства, характер героя. Параллельно ведем работу над оформлением: поделка деталей, декораций, костюмов (родители). Далее уточняем повадки животных, и ребята оттачивают свое движение на сцене, жесты, мимику, репетируем отрывки из инсценировок.

Репетиции  проходят в классе с деталями декораций.  Два занятия  проходили обучению соединения действия ребенка на сцене со словами своей роли. Обычно к этому времени дети знают свою роль наизусть. Здесь важна индивидуальная работа с каждым ребенком: как вести себя в том, или ином случае, как соединять жесты, мимику, другие движения со словами роли.

Три занятия посвящались проигрыванию инсценировки целиком с включением готового оформления, музыки и т. п. Постоянные репетиции, совершенствование последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций. В инсценировках используем музыку из мультфильмов, кинофильмов, готовые грамзаписи. Также разучиваются песни, танцы. При такой работе стремимся развивать устную речь учащихся и воздействовать на нравственные и эстетические чувства младшего школьника. Поэтому выбираем сказки, которые дают возможность видеть хорошее и плохое, красивое и безобразное. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», К.И.Чуковского “Муха-Цокотуха”. Учим, детей правильно воспринимать, сыгранную инсценировку. В зависимости от содержания сказки предлагаем детям вспоминать пословицы о дружбе, о взаимовыручке, написать отзыв используются заранее подготовленные вопросы или описание того, что больше всего понравилось. Можно предлагать нарисовать то, что понравилось, запомнилось в спектакле.

Таким образом, использование приема инсценирования литературной сказки во внеурочной деятельности будет являться продуктивным способом изучения сказок при соблюдении следующих  методических условиях:

  1. В основе методической системы будет лежать творческая деятельность учащихся. Создание декораций, костюмов в группе продленного дня.
  2. Использование таких приемов работы над сказкой как: чтение сказок по ролям, обсуждение мотивации, поступков героев, отработка различных интонаций.
  3.   Подбор и использование музыки из мультфильмов и кинофильмов

Литературы.

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В.  «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М., Просвещение, 2009,стр.38
  2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М., Педагогика, 1974,стр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской и проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании и обучении ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Этому способствует и неуёмная любознательност...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся младшего школьного возраста "7 ключей".

Данная программа рекомендована для тех образовательных учреждений, которые выбрали модель дополнительного образования на основе муниципальной системы дополнительного образования, предполагающего созда...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....

Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста «Юный мастер»

Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую цел...

Проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста по теме "Были о пыли"

ull;Вид проекта: исследовательский, среднесрочный, коллективный.•Цель: определить, от чего зависит уровень запыленности помещения санатория.•Объект исследования: экологическое пространство...

Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.

Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается  положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности  хореографией...