Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО
методическая разработка по теме

Вербнякова Елена Павловна

В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал  рекомендован педагогам-психологам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_psihologicheskoy_gotovnosti.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО Педагог-психолог: Вербнякова Елена Павловна МБДОУ детский сад к омбинированного вида №43

Слайд 2

Актуальность проблемы Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, небольшой объём мимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Поэтому необходимость помощи детям с нарушениями в социально-коммуникативной сфере, усиление её профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения.

Слайд 3

Диагностический Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы. II . Коррекционно-развивающий Профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодолении барьеров в общении. III . Итоговый В конце цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом .

Слайд 4

Программа «Учимся быть вместе» Цель: Профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Задачи: Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии; Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

Слайд 5

Коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению; организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе; обучение способам регуляции эмоциональных состояний; обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

Слайд 6

Структура занятий Приветствие Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определённый речевой оборот. Основная часть Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных фрагментов, рисование и пр.

Слайд 7

Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние воспитанников. В качестве отдыха также используются подвижные игры, «минутки шалости ». Итог занятия Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. Ритуал прощания Это своеобразная «точка» в занятии. Дошкольники прощаются друг с другом и с психологом

Слайд 8

Психокоррекционное занятие проводится 1 раз в неделю , продолжительность занятия - до 30 мин. Оптимальное количество участников – 6-10 Тренинговые занятия состоят из двух циклов: «Учимся быть вместе». Для детей старшей логопедической группы; «Готовимся к школе вместе» . Для детей подготовительной логопедической группы.

Слайд 9

Приёмы и методы Игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкой моторики, произвольной сферы ; Игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры-приветствия, игры-взаимодействия ); Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения; Моделирование и анализ проблемных ситуаций .

Слайд 10

Беседы; Рассказы взрослых и детей, сочинение историй ; Чтение художественных произведений с последующим их обсуждением ; Слушание музыки, рассматривание рисунков и фотографий; Упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера; Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности).;

Слайд 11

Занятие 6 «Гнев» Беседа «Сердитый человек» Этюд в парах «Бука и Бяка»

Слайд 12

Игра «Сердитый котёнок» (в парах) Рисование «Сердитый человек»

Слайд 13

Работа с семьёй Система работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребёнка стала частью комплексной программы коррекционной воздействия по преодолению нарушений в коммуникативной сфере детей с ОНР. Содержание психокоррекционного воздействия на родителей представлено двумя формами работы: индивидульной (осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью); групповой (родительские собрания).

Слайд 14

Работа с персоналом дошкольного учреждения С целью оптимизации отношения педагогов детского сада к детям с нарушениями речи проводилось психологическое просвещение, в частности изучались: возрастные особенности детей с отклонениями в развитии; оптимальные пути организации общения персонала с детьми; оптимальные пути организации общения между детьми; принципы организации детских групп; методы работы с родителями.

Слайд 15

Формы работы: лекции; беседы; групповые и индивидуальные консультации; анкетирование; подбор и анализ психологической и психолого-педагогической литературы; тренинг «Эффективный педагог.

Слайд 16

Результаты диагностики параметры градации Социометрия Тревожность Благополучная группа Неблагополучная группа низкая средняя высокая 2012-2013гг . нач. года Абс. 10 4 0 9 5 % 72 28 0 64 36 кон. года Абс. 12 2 0 13 1 % 86 14 0 93 7 2013-2014 гг. нач. года Абс. 7 7 1 9 4 % 50 50 7 64 29 кон. года Абс. 12 2 1 13 0 % 86 14 7 93 0

Слайд 19

Результаты: наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом; существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность; снизились агрессивные проявления; дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния; наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу; улучшение в управлении своим телом .

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы

Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Инновационные подходы к обучению сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы  XIV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 года....

"Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня" курсовая работа

Курсовая работа на тему "Внимание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"...

Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"

Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...